Орлова Евгения
План мини-урока
Тема: Социальный статус. Социальная роль.
Цель: За 20 минут ученики дали определение понятиям «социальный статус» и «социальная роль», привели примеры социальных статусов и ролей с помощью практических индивидуальных и групповых упражнений, решили типовое задание экзаменационного формата
Задачи:
1. Дать определения понятиям «социальная роль» и «социальный статус».
2. Изучить виды социальных статусов.
3. Раскрыть существующие в обществе соц.статусы и роли, привести примеры собственных СС и ролей
4. Получить заряд мотивации и хорошего настроения J
Этап занятия | Результат | Форма работы | Динамика | Содержание | Время |
Знакомство | Ребята мотивированы на дальнейшую работу | Фронтальная + индивидуальная | - | - Прошу ребят на табличках с одной стороны написать своё имя, а на другой существительное, которое характеризует каждого из них и его положение в обществе полной мере. Например: Женя – преподаватель. Фиксирую на доске | 3 минуты |
Настройка | Проверено домашнее задание, выявлены трудности при его выполнении, исключены "пробелы в знаниях" по прошлой теме | Фронтальная | - | - Подвожу ребят к тому, что каждый из нас занимает определенное место в обществе, свою нишу (как же здорово находится в компании таких разных людей). И каждый из нас, преподаватель, художник, ученик и пр. – полезен для общества. Но, помимо наших основных позиций, которые мы сейчас для себя определили, существует ещё огромное количество второстепенных, и если бы я попросила перечислить все, то каждый бы смог назвать как минимум пять-шесть. - Объявляю и вывешиваю цель и задачи на доску. | 2 минуты |
Этап 1 | Выявлены имеющиеся знания учеников по теме "Социальный статус и социальная роль" | Фронтальная | - | - Вывешиваю картинку человека на доску (Приложение 1). -Так вот, каждый из нас играет какую-либо роль в обществе – социальную роль, но эта роль обоснована тем, какое положение человек занимает в обществе – то есть, его социальным статусом (2 стрелочки от человека) | 1 минута |
Этап 2 | Изучены новые понятия: «социальная роль», «социальный статус» | Фронтальная Парная | - + | - Где в повседневной жизни мы встречаемся с этими понятиями? (например, роль-в театре, статус- в социальной сети). Каждому актеру в фильме необходимо «войти в роль», что это значит? * Можно вставить видео «неудачных дублей», когда у актера не получается войти в роль Вот пример: https://www.youtube.com/watch?v=qWRbqDfBJD0&t=98s Начиная с 0:20 – очень смешной момент - Формулируем понятие «социальная роль» (модель поведения ч-ка в обществе, ориентир на соц.статус). Можно привести пример на себе. Я - преподаватель, что вы от меня ожидаете? Что я буду запрыгивать на стол и танцевать «макарену» или же я буду давать вам новые знания? Это значит, что у окружающих людей есть определенные представления, ожидания относительно поведения человека с конкретным социальным статусом. - Социальный статус (положение ч-ка в обществе, которое он занимает в соотв со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением). СС – это факты о каждом из нас. То, чем он занимается, кто он. - Пробуем расписать по соц. Статусам и ролям различных людей (на слайде) (Приложение 2) Один пример будет расписан. Кидаю мячик ребенку – он называет статус - Социальных статусов в обществе существует бесконечное множество и все они разные. Их мы и разберем, т.к. это вам точно пригодится на экзамене, да и в жизни. Разбираем виды статусов. Привожу пример: Петя имеет 2 статуса: он – мужчина и бизнесмен. Чем отличаются эти статусы друг от друга (один дан от рождения и его нельзя изменить, другой его профессия, которую он сам выбрал) Показываю видео, по окончанию которого, необходимо ответить на вопрос: От чего зависит, станем ли мы хорошим музыкантом, спортсменом и т.д? (от наших личных усилий) https://www.youtube.com/watch?v=LD8yT-2y1-o - Ребята, я убеждена, что в будущем каждый из вас имеет великий шанс достичь того статуса, о котором мечтает – я верю, что среди вас есть прекрасные писатели, актеры, юристы, будущий президент! Существует 2 вида соц.статусов в обществе: предписанный (тот, который нам дан от рождения, не зависит от нашей воли, то, что нам «НАВЯЗАЛО» общество) и достигаемый (тот статус, который человек приобретает, благодаря собственным усилиям) Помните, что именно ВАШИ УСИЛИЯ определяют ваш достигаемый статус. - Заполнение таблички на соотнесение в парах (поделю с помощью жребия) (Приложение 3) | 10 минут |
Закрепление материала | Ребята могут самостоятельного оперировать полученными знаниями пройденным темам - решили контрольные задания формата ЕГЭ. Выявлены вопросы, вызывающие затруднения | Групповая | + | - На доску вывешиваю 2 х людей, зарисованных на листе а2 (по типу приложения 4) Мужчина и женщина. Делю ребят на 2 команды. Проводим эстафету. Задача каждой команды написать как можно больше соц.статусов за 2 минуты (выстраиваются в шеренгу друг за другом. По команде первый бежит – придумывает статус, убегает в конец, далее – второй и т.д.) По окончанию прошу к одному из статусов раскрыть соц. роль | 2 минуты |
Подведение итогов | Проведен совместный анализ занятия, ребята получили новые знания по теме, которые были применены на практике, решение типовых заданий не вызывает у ребят вопросов и затруднений, выявлено общее эмоциональное состояние детей | Индивид. Фронтальная | - | - Прошу ребят на доске с помощью собаки-улыбаки, собаки-подозреваки и угрюмого кота обозначить степень выполнения наших задач и достижения цели 1.Дать определения понятиям и ответить на вопрос, что такое СС и СР 2. Назвать виды СС 3. Назвать 3 любых собственных СС Собака - улыбака – полностью выполнили Собака - подозревака– остались вопросы Угрюмый кот– не сделали Желаю достичь всех желаемых статусов и не забывать о том, что каждый человек играет важную роль в обществе | 3 минуты |
|
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС | ВИД |
1. Президент РФ | А. Предписанный |
2. Мужчина | |
3. Ученик | |
4. Родитель | |
5. Дочь | |
6. Католик | Б. Достигаемый |
7. Эмигрант | |
8. Итальянец | |
9. Шофер | |
10. Профессор |