Методика подготовки отрядного дела
1. Дело в лагере - это специально организованная совместная деятельность педагога и ребенка, которая выполняет конкретные педагогические задачи, создает возможности для самовыражения и самореализации. Дело-это сфера педагогического изобретательства, в которой обязательно участвуют дети.
2. Отрядное дело – это точное обозначение участников: ребята отряда, а не детского лагеря или кружка, а именно отряда. И как не может повториться состав ребят в отряде в сменах, так не могут повторяться и существовать отрядные дела.
3. Дело обязательно коллективное и творческое по характеру разработки, подготовки и проведения. Любое дело не самоцель, не форма ради формы. Главное в нем – участие или соучастие ребенка, его самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребенок нашел себя в деле, стал нужен другим людям.
Дело - поле импровизации, вольного проявления, а не исполнения роли «по бумажке». «Каждое дело – творчески. Иначе зачем?»
4. В подготовке и проведении дела принимают участие и дети, и взрослые. Степень участия детей зависит от периода смены (в основной период всё делают дети), от уровня их самостоятельности, организаторских, творческих способностей. Необходимо соблюдать последовательность действий по отбору, подготовке, планированию, проведению и оценке совместного дела. Любой момент подготовки дела есть творчество ребенка, которое необходимо заметить, оценить.
5. Отрядное дело – это одно из главных средств реализации программы отряда и лагеря, оно не бывает «само по себе», без связи с темой и событиями смены. Дело должно опираться на предшествующий опыт ребят, на знания, умения и навыки, полученные в отряде, в лагере.
Сталь Анатолий Шмаков в свое время предложил следующую классификацию отрядных дел по их содержанию:
- ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ способствуют обогащению общественно-политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, к прошлому и настоящему, учат ребят высказывать свои мнения и суждения.
- ТРУДОВЫЕ, способствуют проявлению у ребенка хозяйственных способностей, предприимчивости, умения преодолевать трудности, содействуют процессу профессиональной ориентации детей.
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, способствуют формированию у детей мировоззрения, обогащают мир знаний, расширяют кругозор, приобщают к тайнам мира.
- ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, способствуют приобщению к миру природы, осознанию ее значимости, учат чувствовать красоту родного края.
- СПОРТИВНЫЕ, способствуют актуализации у ребят ценности здорового образа жизни, реализуют двигательную активность.
- ДОСУГОВЫЕ, особые игры, детские забавы, затеи – действительная сфера самовоспитания, способствуют формированию навыков самоорганизации.
- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, способствуют воспитанию эстетического отношения к жизни, обществу, культуре своего и других народов, развитию творческих способностей ребенка.
- НРАВСТВЕННЫЕ, просвещенческие тренинговые формы, способствуют формированию жизненных ценностей ребенка.
- РАБОТА С АКТИВОМ, способствует освоению сферы организаторской работы, развивают лидерские качества.
Отрядное дело получается
по-настоящему, когда:
· Каждый ребенок при подготовке дела и во время его проведения находит для себя роли, поручения и задания;
· Дело имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки;
· Дело учит ребят работать вместе, уважая мнение каждого участника, считаясь с его интересами и желаниями;
· Дает возможность каждому участнику раскрыться, приблизиться к высокому уровню самоуважения;
· Взрослый активно участвует в придумывании, разработке дела, но как подсказчик, советник, помощник;
· Дело является важной составляющей программы лагеря, смены и отряда;
· Форма и содержание дела, способы его подготовки соответствуют возрасту детей в отряде, периоду смены;
· При создании и проведении дела учитываются и используются природные условия лагеря его многочисленные возможности (клуб, столовая и т.п.), и самое важное достояние лагеря – уникальные люди;
· Хорошо продуманный, интересный сценарий дела имеет красивое воплощение на практике: используются визуальное, музыкальное оформление, специально готовиться помещение и т.п.