Возможные формы проведения отрядного огонька




Отрядные огоньки

«Огонек» - это:

- особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, научиться понимать других, слушать и слышать, раскрыть себя с необычной стороны;

- способ коллективного обсуждения отрядом и вожатым прожитого дня, анализа проведенных дел, разбора складывающихся взаимоотношений;

- средство осмысления мира, конкретного воплощения в жизнь принципа самоуправления детского объединения: «сами планируем, сами делаем, сами обсуждаем»;

- коллективно-творческое дело, позволяющее поговорить на интересующие всех темы, обсудить волнующие каждого участника коллектива вопросы, сделать это творчески и интересно;

- метод педагогической работы, позволяющий педагогу достичь определенных целей и задач;

- механизм реализации отрядной программы педагога и достижения предполагаемых результатов (если «огоньки» выстроены по определенной системе);

- особый стиль разговора, диалога, дискуссии, беседы, позволяющий снять напряже­те дня, получить заряд положительной энергии, разрешить конфликты, просто пообщаться в непринужденной обстановке.

Существуют правила и традиции огонька:

- особый эмоциональный настрой и доброжелательная атмосфера, обстановка доверия.

- разговор должен быть открытым и искренним, может, иногда и суровым, но с пониманием другого и других, с уважением общего мнения, коллективной оценки, уважением личного мнения и оценки каждого участника «огонька».

- критика должна быть конструктивной. Критиковать надо не с целью унизить или оскорбить, а с целью помочь и посоветовать.

- во время разговора следует избегать повышенных тонов.

- на «огоньке» каждый может сказать все, что желает, но, внимательно слушая и не пере­вивая предыдущего человека, нельзя кому-либо запретить говорить или заставить говорить.

- необходимо наличие живого огня (костра, свечи).

- особый выбор песен.

- возможна специальная вечерняя речевка.

- участники должны быть удобно устроены, обычно в круге. Каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется. В круге каждый видит лица и глаза всех своих товарищей. У круга нет конца и нет начала - одна неразрывная цепь, по которой проходят точки духовного напряжения, общей мысли, чувства, теплоты.

- вожатый не навязывает свое мнение ребятам, избегает категоричных утверждений, чаще задает вопросы, чем формулирует готовые ответы.

- «Огонек» - это конфиденциальный разговор: все, что говорилось на «огоньке», пусть там и останется.

На сегодняшний день существуют следующие виды «огоньков»: знакомства, аналитический, конфликтный, тематический, прощания.

Следуя логике развития смены, мы можем выстроить в системе данные виды «огоньков» и тогда получим следующую классификацию:

 

Организационный период - «огонек» знакомства - «огонек» анализа первых дней смены
Основной период - «огонек» анализа дня - «огонек» анализа дела - «огонек» первой или второй десятидневки - «огонек» экватора - конфликтный «огонек» или «огонек» - откровенный разговор - тематический «огонек»
Итоговый период - «огонек» подведения итогов смены - «огонек» прощания

 

Остановимся на том, что должен сделать педагог при подготовке к «огонькам», что необходимо продумать, приготовить, о чем позаботиться.

- Выбор темы, предмета разговора. Определение главной мысли, основного вывода.

- Сбор содержательного материала (сборники стихов, песен, афоризмов, кинофильмов, видеофильмы, слайды, примеры из жизни и т.д.).

- Группировка материала, составление сценарного плана «огонька». Выбор приемов введения в тему разговора. Определение вопросов для обсуждения, приемов активизации мышления подростка, расширения мысли.

- Выбор и подготовка места проведения, необходимого реквизита.

- Выбор способов предварительной подготовки каждого подростка и отряда в целом к предстоящему «огоньку» (прогулка, рассказ легенды, музыкальный час, КТД, встреча с интересным человеком, написание писем и т.д.).

- Определение способов создания благоприятной обстановки на «огоньке»: соответ­ствующее оформление места, рассадка по кругу (подготовка заранее стульев, лавочек, бревен, матрасов и пр.), распевка (песни, близкие к теме «огонька», предмету разговора) или соответствующее музыкальное оформление, доброжелательный тон общения.

Кроме того, для успешного проведения «огонька» вожатому необходимо:

а) хорошо знать материал, то, о чем он собирается говорить, даты, имена людей и т.д.;

б) придумать интересную форму, интересный способ ведения разговора и приемы активизации детей;

в) перед началом «огонька» оценить ребят, их физическое состояние, настроение и соответственно этому утвердиться в плане проведения дела (изменить место, продолжительность, что-то добавить или убрать в разговоре);

г) если «огонек» проводится с привлечением каких-либо гостей, необходимо заранее предупредить этих людей (договориться о месте, времени, о предмете разговора) и подготовить самих ребят;

д) по возможности приготовить заранее небольшие сувенирчики, подарки-«сюрпризки» для всех участников «огонька»;

е) помнить, что оптимальная продолжительность «огонька» - не более 1-1,5 часа.

При построении разговора можно придерживаться следующей схемы, предложенной Щурковой Н.Е.:

«пролог» — момент установления контакта, введение в тематику «огонька», в суть разговора, создание необходимой установки, расположенности к совместному действию;

«инструкция» — сообщение условий взаимодействия, правил разговора, поведения каждого участника;

«действие» — собственно разговор на «огоньке», определенная деятельность;

«кульминация» — обозначение главного вывода, обобщение сказанного, отражение момента практического выхода из ситуации;

«рефлексия» — возвращение к переживаниям, самочувствию, посетившим в ходе «огонька» мыслям, к выводу, который сделал каждый для себя.

«Огонек» - это особое общение взрослого и ребенка. Все то, что происходит на «огоньке»: коллективное обсуждение, коллективный анализ, самоанализ, коллективный разговор - обладает величайшей силой воздействия.

Улучшается самочувствие каждого в коллективе. Формируется оптимальная самооцен­ка, оценка человеком своих сил и возможностей, способностей и дарований, определен­ная жизненная позиция.

Потому так непросто придумать, организовать и провести «огонек». На одном главное - это, на другом - другое. А может, главное - планы на будущее, или откровенный разговор, или разговор на определенную тему, или присутствие особого гостя. «Огонек» - всегда «огонек». И как не похожи «огоньки» знакомства и прощания, начала, середины или конца смены!

Но из всего сказанного можно сделать вывод, что воспитательная возможность «огонька», этой подлинно педагогической находки, может превратиться в действитель­ность лишь при условии системности его использования и соблюдения основных его правил и традиций.

«Огонек» знакомства

Это первый «огонек» в отряде. Он определяет эмоциональный настрой и содержание взаимоотношений в первые дни существования отряда».

Первый «огонек» принято называть «огоньком» знакомства. Но это знакомство особое оно не ограничивается сведениями об именах, увлечениях, месте жительства и т.п.

Цель «огонька» знакомства - сформировать у каждого ребенка представление об отряде и о себе в этом отряде, о предстоящей смене, о перспективах своего участия в программе смены.

Именно на первом «огоньке» вожатый пытается обратить внимание ребят друг на друга, снять конфликт адаптации, мотивировать подростков на дальнейшее знакомство друг с другом, сплотить отряд и подумать об активном участии в смене.

«Формирование положительного эмоционального восприятия окружающей среды», людей - вот цель «огонька» знакомства».

Вожатому необходимо учитывать ряд условий:

- Вожатый готовит и ведет этот «огонек» сам от начала до конца. Скажем так - это его подарок ребятам.

- Вожатый комментирует высказывания подростков, контролирует темп и тональность разговора, следит за настроением и вниманием детей, обобщает сказанное, делает выводы;

- Вожатый предлагает форму проведения «огонька», показывает на собственном примере, как и что надо говорить, как вести себя на «огоньке».

- Вожатый произносит вступительную и заключительную речи.

Методика построения «огонька» знакомства может быть, например, такой.

Вечером отряд собирается на своем отрядном или костровом месте в лесу (место встречи вожатый готовит сам).

Вожатый внимательно следит за тем, чтобы все сидели в круге. Тихонько запевает песню, ту, которую все знают или разучили накануне. По окончании песни вожатый говорит о том, что сегодня впервые весь отряд собрался вместе у «огонька». Ребята собираются вот так, все вместе, поют песни, разговари­вают. Они обсуждают прошедший день, те дела, которые провели, те отношения, которые существуют в отряде. Ведут откровенный разговор о том, что их волнует.

Обратите внимание ребят на то, что вы сидите в круге. Поговорите о песнях. Заметьте, с чего вы начали «огонек». Расскажите о традициях, связанных с песнями. Придумайте очень интересную форму, как ближе познакомить ребят друг с другом, способ, который поможет ребятам не комплексовать, не стесняться, а начать говорить о себе, о своей жизни, о своих мечтах и т.д.

В конце «огонька» вожатому вновь надо взять слово — обобщить все, что было сказано (и пока­зано) на «огоньке», подчеркнуть, что отряд обязательно «получится», что каждый сможет проявить себя, реализовать свои мечты, желания.

«Но на этом «огонек» знакомства не заканчивается. Необходим последний, завершающий эмо­циональный аккорд, чтобы придать всему произошедшему оттенок лиризма и теплоты. Дос­тигается это с помощью вечерней песни и вечерней речевки».

Вот так заканчивается первый «огонек» в отряде.

Итак, что в «огоньке» знакомства должно быть обязательно и чего не должно быть:

 

а) выступление-представление каждого ребенка, но, если ребенок отказывается говорить, не застав­ляйте его делать это; а) нельзя обезличивать «огонек», превращать его в знакомство делегаций или групп;
б) рассказ вожатого о традициях лагеря; б) нельзя подменять «огонек» пением песен или чтением стихов (все должно быть строго дозировано);
в) особый доброжелательный эмоциональный настрой. в) не нужно практиковать чаепития и угощения, это снижает особый эмоциональный настрой.

«Аналитический «огонек»

«Огоньки» такого рода различаются по предмету разговора - на них обсуждают прожитый день, проведенное дело, события организационного периода или всей смены, но их объединяет то, что все они являются аналитическими.

Педагогические задачи таких «огоньков»:

- привить навыки самоанализа и коллективного анализа происходящего, коллективно­го обсуждения;

- научить ребят видеть причины успеха или неудачи с целью дальнейшего избегания подобных ошибок;

- воспитать в ребятах потребность в общении друг с другом, заинтересованность общи­ми делами;

- научить ребят правилам поведения и выступления, искусству разговора;

- формировать необходимость постоянного осмысления собственной жизни, мыслей, поступков и построения перспектив на будущее.

По существу, на этих «огоньках» продолжается знакомство ребят друг с другом и самим собой, поскольку, участвуя в такой (возможно, новой для себя) совместной деятельности, как обсуждение-анализ, каждый узнает себя с необычной стороны.

Приучать подростков к анализу дел, дней, происходящих событий необходимо с самого начала смены. И пусть первые обсуждения продемонстрируют вожатому полное неумение ребят анализировать и говорить, главное в этих «огоньках» - систематичность.

Строить обсуждение можно по схеме: «Что было хорошо? Что плохо? Что надо сделать?» А можно говорить о значении для отряда в целом и каждого в отдельности прошедшего периода времени, проведенных дел; о том, что каждый сделал для своего отряда, для своей группы, для себя. В чем причины успеха, неудачи? Что можно исправить? Что можно посоветовать тем, кто будет организовывать следующее дело, день, работу группы и прочее? Где и как можно применить полученные знания и опыт?

Ведущими аналитических «огоньков» могут быть не только педагоги, но и сами ребята. В этом случае вожатому необходимо подготовить ведущих, проконсультировать их по всем вопросам и быть им помощником во время «огонька».

На аналитическом «огоньке» вожатый выражает свое мнение через слова и высказывания ребят. Он соглашается с тем, что говорили одни, не соглашается с тем, что говорили другие, поддерживает третьих и т.д. Вожатый цитирует слова детей, ссылается на их мнение, приводит их оценки. В этом случае в подростке крепнет уверенность в том, что его услышали, его суждения значимы, к его мнению прислушиваются; усиливается желание все чаще и чаще анализировать происходящее вместе со всеми.

 

Итак, что в аналитическом «огоньке» должно быть обязательно и чего не должно быть:

 

а) выступление по возможности каждого члена отряда; а) выступлений лишь отдельных ребят;
б) предложена схема анализа; б) обсуждения чисто эмоционального вос­приятия происходящего;
в) особая форма анализа или особый способ работы (когда нет повторов, детям намного интересней); в) обидной критики;
г) обсуждение и оценка работы командира отряда, или органов самоуправления, или творческой группы и т.д.; г) длинной речи вожатого;
д) слова вожатого, обобщающие мысли детей. д) нерешенных вопросов и проблем по окончании «огонька» (по крайней мере, должен быть намечен некий план действий

Тематический «огонек»

Данный вид «огонька» представляет собой «разговор на определенную тему и характеризует­ся некоторой отвлеченностью, философским или публицистическим содержанием».

Основу тематического «огонька» составляют технологии диспута, беседы, дискуссии или дискурсии (т.е. коллективного размышления по какому-либо вопросу, проблеме, включающего или не включающего в себя элементы спора, который ведется с целью поиска оптимального решения).

Для тематического «огонька» выбирается серьезная, объемная, общественно значи­мая, актуальная «тема, от которой (или, наоборот, к которой) вы начнете (проведете) свой разговор».

Вы можете говорить о романтиках, о Человеке с большой буквы, о героях войны и о мире, о добре и зле, о любви и дружбе, о подвигах и славе, о молодежи и правах ребенка и т.д. Разумеется, темы «огоньков» этим не исчерпываются, их может быть великое множество.

И, конечно же, необходимо связать обсуждаемую тему с жизнью вашего отряда, вашего детского объединения, с тем, что происходит в жизни детей и подростков в тот или иной момент.

По сути, педагог может продумать и провести целую серию тематических «огоньков» для ребят своего отряда. Или организовать как тематические все «огоньки», включая «огонек» знакомства и «огонек» прощания. Нужно только подобрать актуальную тему для разговора, соответствующую, например, игровому сюжету программы отрядной деятельности.

Образовательный потенциал тематического «огонька» огромен, поскольку подобный «огонек» способствует:

- более глубокому осмыслению подростками имеющихся знаний и жизненного опыта;

- формированию ценностного отношения к предмету обсуждения, уважительного отно­шения к мнению собеседника;

- формированию мировоззрения, жизненной позиции человека;

- развитию взаимопонимания между членами группы (коллектива);

- развитию умения формулировать мысли, публично высказывать собственные сужде­ния, вести коллективный поиск истины.

Для того чтобы «огонек» получился, педагогу (или другим ведущим тематического «огонька», ведь ими могут стать сами ребята) необходимо учесть ряд условий:

а) при выборе темы, отборе содержания и приемов ведения разговора нужно учитывать возрастные особенности, потребности подростков;

б) участники (как дети, так и сам вожатый) должны обладать достаточной базой знаний, жизненного опыта для выдвижения идей, суждений и их обоснования;

в) на «огоньке» надо создать благоприятный микроклимат, обстановку, располагающую к свободному выражению мыслей;

г) педагог (ведущий) должен владеть технологиями дискуссии и дискурсии;

д) подростки должны быть заинтересованы в обсуждении той или иной темы, проблемы.

Для решения этой задачи педагог может использовать следующие приемы, предложенные в методических рекомендациях к.п.н. Морозовой М.И.:

- Микроисследование, экспресс-опрос (по карточкам).

- Демонстрация аудиовизуального ряда (отрывки из фильмов, слайды, фотографии, прослушивание авторских песен и т.п.).

- Чтение отрывков художественных или публицистических произведений.

- Элементы психологического тренинга (П. Козлов. Лучшие психологические игры и упражнения).

- Перечисление пословиц и поговорок.

- Примеры из биографии, жизненного опыта великих людей, анализ афоризма.

- Незаконченное предложение («Хорошая жизнь — это...», «Чтобы иметь друзей, надо...»).

- Анализ факта, события, ситуации.

Во время тематического «огонька» должно идти разностороннее обсуждение проблемы, опре­деление каждым собственного мнения, собственной позиции, соблюдаться правило корректно­сти ведения разговора.

Итак, что в тематическом «огоньке» должно быть обязательно:

а) разностороннее обсуждение темы, проблемы;

б) создание условий для активного высказывания идей, суждений;

в) соблюдение всеми участниками корректности ведения разговора.

Конфликтный «огонек»

Конфликтный «огонек», или «огонек» - откровенный разговор, - это особый вид «огонька», который проводится не более 1 -2 раз в смену.

В коммунарской методике «огонек» - откровенный разговор был одним из самых важных, поскольку на этом «огоньке» не анализировался день или дело, не обсуждались конкретные поступки. «Откровенный разговор» - это «огонек», на котором обсуждался каждый член отряда как личность, давалась общественная характеристика, оценка ему как человеку, товарищу, члену коллектива».

Подобный «огонек» труден как для детей, так и для вожатого. Детям нелегко преодолеть барьер психологического комплекса «ложного товарищества». Для вожатого нелегко создать такой настрой, чтобы «огонек» не превратился в разбор персональных дел, не стад местом сведения счетов и взаимных обвинений.

Необходимость в проведении подобных «огоньков» возникает, когда в отряде, во взаимоотношениях ребят зарождается конфликт, происходит неординарный случай, появляется сложная ситуация. Конечно, вожатый пытается разрешить проблему разными путями: белее тщательно продумывает индивидуальную занятость подростков, совместную деятельность, организовывает занятия вместе с психологами и т.д. И в том числе проводит конфликтный «огонек», если приходит к решению, что такой «огонек» нужен его отряду.

В принципе данный «огонек» схож с «откровенным разговором», поскольку и здесь идет обсуждение ситуации, дается оценка поступка. Но только не каждому члену отряда, а непосредственно проблеме, разногласию, ситуации, причинам возникновения и возможным последствиям.

Конечно, так или иначе, на «огоньке» будет идти обсуждение ребят, причастных к воз­никновению конфликта. Здесь также возможно прикосновение к чрезвычайно сложной и ранимой области индивидуального самосознания ребенка - его самооценке. Потому по­добный «огонек» готовится с особой тщательностью.

«Опыт показывает, что наиболее продуктивен и содержателен будет «огонек», когда у отряда есть «эталон» для сравнения, для обсуждения. Возможно, так и родился «этический рассказ» (или «легенда», как мы говорим в обиходе)».

Очень важна тональность разговора. Всегда следует напоминать, что обсуждают не человека, а его поступок, подчеркивая тем самым, что самого человека не приравнивают к поступку, что важны те мотивы, из-за которых поступок был совершен.

Вожатому (а этот «огонек» ведет только он!) необходимо чутко ловить каждое слово и при необходимости повернуть разговор в нужное русло, не допуская обидной критики, взаимных оскорблений, выяснения отношений.

Подобный «огонек» всегда должен заканчиваться на оптимистичной ноте, конструктивно. А это значит, что по выявлении всех причин возникновения конфликта должны быть продуманы пути их устранения, пути разрешения проблемы. Участники должны прийти к общему мнению: как поступить в дальнейшем, что делать всем и каждому. Каждый должен осознать степень личной ответственности за возможные последствия.

Итак, что должно быть обязательно и чего не должно быть в конфликтном «огоньке»:

 

а) особая тональность разговора; а) разбора «персональных дел»;
б) «легенда», пример или обозначение примерных путей выхода из сложившейся ситуации; б) сведения счетов, взаимных оскорблений, необузданной критики.
в) обсуждение по принципу «свободного микрофона»;  
г) естественность в организации и проведении (ни в коем случае подобный «огонек» не должен быть просто наду­ман вожатым).  

«Огонек» прощания

Это последний «огонек» в вашем отряде. К нему мысленно готовятся и ребята, и вожа­тые за несколько дней до окончания смены. Особому эмоциональному состоянию способ­ствует атмосфера предстоящей разлуки. Все чаще звучат слова «последний», «заключи­тельный», «прощальный».

Прощальный «огонек» имеет свою специфику, отличающую его от всех других «огонь­ков», свои особенности:

«Отряд находится на высшей точке своего развития как коллектив. Близкая разлука окрашивает взаимоотношения в теплые и трогательные тона».

Специфический, эмоциональный фон, на котором проходит «огонек» прощания. Пос­ледний «огонек» как «старт новой жизни отряда уже за пределами лагеря. Создание имен­но такого эмоционального настроя - одна из главных задач «огонька» прощания». Содержание разговора - это не просто ответы на вопросы, что было хорошего, плохо­го и прочее. Это разговор о том, что сделал каждый представитель отряда, каким он стал, что в нем изменилось, что и как будет у каждого из ребят после лагеря.

Но как построить такой «огонек», какие методы, приемы использовать, в каком плане, в каком эмоциональном ключе повести разговор?

Найти ответы на все эти вопросы предстоит вожатому самому, поскольку прощальный «огонек» он также готовит сам, это тоже его подарок отряду.

Зачастую на прощальном «огоньке» отряд договаривается о будущей встрече и о переписке. Это очень ответственный момент. По существу, так обсуждается форма существования. отряда после разъезда. Не каждому ребенку удается легко перенести момент расставания. А на прощальном «огоньке» в ребенке зарождается мысль, что он не останется один. Он сможет переписываться с ребятами и вожатыми, делиться мнениями и суждениями, жизненными планами ми и глубоко личными тайнами. Он может встретиться со своими друзьями, приехать в гости. Подобные мысли помогают легче отнестись к моменту расставания [1].

Итак, что должно быть обязательно и чего не должно быть в прощальном «огоньке»:

 

а) настрой оптимизма; а) поспешного разговора;
б) атмосфера сдержанной грусти (иногда на прощальных «огоньках» дети тихо плачут, но вожатый не должен до­пускать громких рыданий и истерик); б) нескончаемого потока слез.
в) размышления над дальнейшей перс­пективой (договоренность о встрече, переписке, пожелания).  

Возможные формы проведения отрядного огонька

Огоньки знакомства

- Рассказ-эстафета

Этап развития коллектива (при смене в 24 дня) - 1 т.е. 2-3-4 день Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет. Выговариваются сидящие в кругу по принципу: "все говорят, а чего бы и мне не сказать". Выговаривается вся группа.

- Пакет откровений

Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы.

 

- Музей любимых вещей

3-4 день смены.

Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке. Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.

- Гороскоп

2-3 день смены.

Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием - краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д.

- Вариант: «Букет цветов»

На каждом цветке - вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору.

- Памятный день

2-3 день.

Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек – тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ - эстафета.

Огоньки – откровения (конфликтные)

- Письмо другу

2 этап (8-11 день).

Участники огонька устно "пишут" письмо другу, родным. (Принцип дневника). Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.

- Я не понимаю

3 этап (20-22 день).

Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на «Я не понимаю, почему..?». Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов.

- Разговор в темноте

Матрац-холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии. Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, озникающих в отряде.

- Разговор с игрушкой

2 этап (8-10 день).

Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу «письмо другу», но плюс тактильный контакт.

 

 

- Разговор с попутчиком

Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных.

- Ситуативный

(Электрический стул)

Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст в случае его некорректности по отношению к человеку). Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства.

- Круг молчания - 1

Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.

- Круг молчания - 2

Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг. В обоих огоньках «Круг молчания» создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда.

- Наедине с собой

Говорящий выходит в круг к свече. Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности.

- Разговор со свечой

Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, «скребущие душу», «крик души». Внимание акцентировано на проблеме в отряде. После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.

Тематические

Проводятся в зависимости от логики и событий смены. Например, огонек о любви и дружбе. Возможно использование пакета откровений, театра миниатюр, разговора на проблемную тему и т.д. Закрепляет и корректирует морально-этические нормы поведения. Корректировка отношений мальчик-девочка. Может быть получение новой информации.

Огоньки анализа

- Огонек оргпериода

Ответ на вопрос "Что получилось?". По форме проведения может быть конфликтным. Фиксация у детей точки перехода от пассивной позиции в отряде к активной. Начало блока обучения знаниям, умениям и навыкам, связанным с системой анализа и построения дальнейшей жизни.

- Цепочка

Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор. Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения.

Машина времени

Игра – отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может выделить проблемы, волнующие детей.

- Отряд для меня

Финал смены.

Каждый участник огонька отвечает на вопрос: «Чем стал отряд для меня за эту смену?». Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.

- Живой уголек

Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д. - "Живой уголек". Высказываются последние пожелания и «Живой уголек» передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: