Либеральные реформы Александра II.




1864г.-Земская реформа.

Причины проведения реформы:

1. Привлечь к решению местных проблем все слои общества.

2. Предоставить населению право решать вопросы местного характера.

3. Частично возместить дворянству утрату прежней власти.

Основные положения реформы:

1. Отделение земств от административной власти.

2. Всесословное выборное земское представительство.

3. В губерниях и уездах создавалась система всесословных, выборных органов местного хозяйственного значения-земств, которые решали вопросы местного хозяйственного значения: строительство дорог, школ, больниц, обеспечение продовольствием, развитие местной промышленности.

4. Оказание продовольственной помощи населению в неурожайные годы.

5. Оказание агрономической помощи крестьянам.

6. Сбор статистических данных.

7. В губерниях и уездах создавались земские собрания, выполнявшие функции распорядительных органов, и земские управы-исполнительные органы.

8. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на 3-х избирательных съездах. Избиратели (только мужчины) делились на 3 курии:

1. Уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (городская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне).

2. В земские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сословий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли.

3. Губернатор контролировал земство и мог отменить любое решение земского собрания или управы.

Значение реформы:

1. Земства стали играть существенную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач.

2. В ходе проведения реформы появились общеобразовательные учреждения, была организована медицинская помощь населению.

3. В 1870г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы, они ведали в основном хозяйственными вопросами:

1. Благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков.

2. Организация местного здравоохранения, открытие больниц.

3. Забота о народном образовании, открытие школ.

4. Открытие магазинов, устройство рынков, базаров.

5. Содержание полиции, тюрем.

6. Организация противопожарных мер.

7. Занятие благотворительностью.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право избирать и быть избранным имели только те жители, которые обладали имущественным уездом, т.е. банкиры, владельцы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В общественном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались политикой.

Значение реформы:

1. Способствовала привлечению широких слоев общества к решению вопросов управления.

2. Послужила предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

В 1864г. была проведена судебная реформа.

Причина проведения реформы: отмена крепостного права поколебала монополию дворянства в делах суда.

Основные положения реформы:

1. Всесословность суда, т.е. формальное равенство всех сословий перед законом.

2. Независимость судей от администрации.

3. Гласность-открытые судебные заседания.

4. Состязательность судопроизводства.

5. Строгое разграничение компетенций (круга полномочий) судебных инстанций.

6. Введение бессословного характера судебной деятельности.

7. Учреждение адвокатуры.

8. Создание института присяжных заседателей, выбиравшихся от всех сословий (кроме рабочих и прислуги)-12 человек, определяли виновность или невиновность подсудимого.

9. Меру наказания определяли судьи и 2 члена суда, а к смертельной казни могли приговорить только специальные органы (военный суд или Сенат).

10. Судьи назначались правительством, но уволить их можно было только по суду- это важнейший принцип судебного устройства, принцип несменяемости судей.

11. Создание института нотариусов.

12. К смертной казни могли приговаривать лишь особое присутствие сената и военный суд.

13. Были отменены клеймения (телесные наказания) для женщин.

14. Сохранены телесные наказания для ссыльных, каторжан, в армии - для штрафников (плети), для крестьян (розги).

15. Были учреждены 2 системы судов:

1. Мировые-суды, которые рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела с иском до 500 рублей, они создавались в городах и уездах, мировые судьи утверждались Сенатом.

2. Общие-окружные суды, создававшиеся в пределах губернии, и судебные палаты, объединявшие несколько судебных округов. Окружной суд назначался императором и решал сложные уголовные и гражданские дела. Судебная палата разбирала аппеляции, должностные преступления чиновников и политические дела. Если решения принимались с участием присяжных заседателей, то оно считалось окончательным. Если без них- то оно могло быть обжаловано в судебной палате. Высшей инстанцией являлся Сенат. Он рассматривал аппеляции на решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, если эти решения нарушали законный порядок судопроизводства.

Значение реформы:

1. Реформа была демократической.

2. В России стало развиваться правосудие, правосознание, правовая защищенность.

Военная реформа (1861-1874г.)

Причины проведения реформы:

1. Поражение в Крымской войне показало техническую и тактическую отсталость русской армии.

2. Европейские державы быстро увеличивали свой военный потенциал.

Основные положения реформы:

1. Сокращение состава армии на 40%.

2. Создание военных округов (во главе с командующими, они же- генерал-губернаторы), совершенствовалось военное управление.

3. Расширение сети военно-учебных заведений для подготовки офицеров: 1863-1864гг.-учреждение юнкерских училищ, военных гимназий, академий.

4. Введение новых воинских уставов.

5. Осуществление перевооружения армии (скорострельное оружие, артиллерия, паровой флот).

6. Отмена рекрутской системы комплектования армии, телесных наказаний.

7. 1 января 1874г. введение всеобщей воинской повинности, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20 лет (с 1888г.-21 года). Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет на флоте. Существовала гибкая система льгот, отсрочек, а также освобождения от воинской службы: единственный сын, единственный кормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или служил в армии, а также народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. Для имеющих высшее образование служба составляла 6 месяцев, для выпускников гимназий-1,5 года, для получивших городскую школу-до 3 лет, для получивших начальное образование-до 4 лет.

Значение реформы:

1. Преобразования в армии-это были показатели демократизации общества.

2. Повышение боеспособности армии, это проявилось в войне с Турцией (1877-1878гг.)

3. Создание массовой армии, соответствующей требованиям времени.

4. Переход ко всеобщей повинности являлся ударом по сословной организации общества.

1863-1864гг.-Реформа в области просвещения.

Причины проведения реформы:

1. Капиталистическое развитие страны, рост промышленности, торговля, сельское хозяйство требовали совершенствования народного образования.

2. Само осуществление реформ обусловило увеличение грамотных людей.

Основные положения реформы:

1. 1863г.- университетский устав-расширение автономии университетов.

2. Создание советов университетов, решавших все внутренние вопросы:

1. Избрание ректора и преподавателей.

2. Утверждение сметы расходов.

3. Присуждение ученых степеней.

4. Назначение стипендии студентам.

3. 1864г.-положение о начальных народных училищах:

1. Ликвидация государственно-церковной монополии на образование.

2. Разрешение открывать учебные заведения земствам, общественным организациям и частным лицам.

3. Закрепление существования различных типов начальных школ: государственных, церковно-приходских, земских, частных, воскресных (срок обучения 3 года).

4. 1864г.-устав средней школы:

1. Гимназии (7-летние, с 1871г.-8-летние-платные, бессословные)

2. Классические (готовили к поступлению в университет)

3. Реальные (готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения)

Значение реформы: создание в России массовой народной школы, система которой охватила все губернские, уездные города, многие сельские районы.

1865г.-цензурная реформа.

Причины проведения реформы: общественно-демократический подъем в стране после окончания Крымской войны требовал смягчения цензурных правил.

Основные положения реформы:

1. Отмена предварительной (т.е. на стадии после сдачи рукописи) цензуры для большинства книг и литературных журналов.

2. Вводилась карательная цензура-применение различных санкций уже после публикации.

Значение реформы:

1. С одной стороны, произошло смягчение цензурных притеснений, появились новые периодические издания.

2. С другой стороны, сохранялась предварительная цензура для провинциальных изданий, а также церковная цензура.

1862-1866гг.-финансовая реформа.

Причины проведения реформы:

1. Потребности капиталистического развития страны, расстройство финансов в годы Крымской войны.

2. Упорядочивание государственного бюджета.

3. Централизация финансового дела.

4. Финансовое обеспечение реформ.

Основные положения реформы:

1. 1860г.-учреждение Государственного банка, заменил приказы общественного презрения, Земский и Коммерческий банки.

2. 1862г.-право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получили министры финансов, деятельность которого подлежала надзору со стороны государственного контролера.

3. 1862г.-регулярное опубликование государственного бюджета в открытой прессе.

4. 1863г.-введение патентных сборов, упразднение винных округов.

5. 1864г.-создание независимых от местной администрации контрольных палат в губерниях для проверки финансовой деятельности местных органов. Опубликование итогов проверок.

Значение реформы: устранение гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: