Тема: «Влияние ИКТ на психофизическое здоровье обучающихся начальной и средней школы»




 

Тема об использование ИКТ в учебном процессе несомненно очень актуальна и не первый год. Применение ИКТ на уроке дает возможность учителю включать в учебный процесс разнообразные информационные ресурсы, активизировать познавательную активность учащихся, реализовывать принципы наглядности и доступности учебного материала. Преподаватели, которые обладают комплексом компьютерных средств на своем рабочем месте и систематически используют информационные технологии на уроке – утверждают, что представление изучаемого материала с помощью звукового и визуального ряда становится более эффективным и полным, что позволяет достигнуть более высоких результатов при его усвоении. А доступ к высокоскоростному интернету добавляют к вышесказанному еще и возможность самостоятельного поиска, отбора и анализа информации учащимися, предметный разбор ошибок, использование в работе информационных ресурсов в формате 3D. Пока еще рано говорить о повсеместном компьютерном оснащении рабочих мест учащихся.

Но по мере оснащения школ компьютерными средствами успешно развиваются и применяются обучающие технологии, основанные на ИКТ. Это веб-квесты, виртуальные путешествия и экскурсии, моделирование, Интернет-проекты и т.д.

Всё это важно, интересно и, как следствие, не вызывает сомнений ответ на вопрос: «Быть или не быть компьютерным технологиям в образовательном процессе школы?». Однако, для полной объективности при ответе на данный вопрос, необходимо рассмотреть все его стороны.

Наряду с расширением возможности задействовать в учебном процессе большее количество наглядной информации, использовать Интернет- ресурсы в качестве дополнительного источника информации, позволяющего разрабатывать проекты, проходить тестирование, дистанционно обучаться и т.д., возрастает определенная зависимость учащихся от ИКТ.

В процессе поиска и отбора информации, у обучающегося вместе с позитивными формируются и негативные факторы как духовно-интеллектуального, так и физического развития. За последние годы формирование негативных факторов развития обучающихся при использовании ИКТ стали настолько заметны, что количество и качество позитивных факторов в этой работе уже не приводят в восторг и эйфории по этому поводу заметно убавилось. Что же это за факторы и как избежать их влияния на неокрепший как физически, так и духовно, организм школьника? Рассмотрим основные из них.

Систематическое использование ИКТ в качестве источника поиска, получения, обработки и оформления образовательной информации приводит к дефициту общения между участниками образовательного процесса. Обучение перестаёт быть живым диалогом, как в системе ученик-преподаватель, так и в системе ученик-ученик. Образовательный процесс становится чрезмерно индивидуализированным, сводится, в конечном счете, к диалогу с компьютером. К чему это приводит? В течении ряда лет, занимаясь по такой методике образующийся не получает достаточной практики грамотного аргументированного диалогового общения. Без развитой практики диалогового общения «не формируется и монологическое мышление с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением» [2]. Дефицит общения учеников между собой приводит к увеличению времени пребывания в различных социальных сетях, форумах, чатах. Данный суррогат общения постепенно заменяет молодым людям реальных друзей, родителей, путешествия, занятия спортом и т.д.

Стоит пересмотреть организационно-методический подход к изучению учебного материала средствами ИКТ, формировать и развивать диалоговые методы работы обучающихся в классе. Необходимо учить школьников выстраивать здоровые, доброжелательные взаимоотношения с людьми в реальной жизни.

В процессе поиска, анализа и отбора образовательной информации учащийся и студент подвергается атаке ложной, неактуальной, а порой и просто развращающей информации, как вербальной, так и невербальной. Такая ситуация приводит к зомбированию неокрепшей психики учащегося. Информационная наполненность различных, в том числе и учебных ИКТ, модулируется общественной идеологией. Частое и длительное пребывание школьника под воздействием такой модуляции превращает его в управляемого, легко внушаемого потребителя информации, лишенного собственного мнения и собственной жизненной позиции.

В этом случае, педагоги, использующие Интернет-ресурсы, как дополнительный материал для подготовки тематических заданий, должны быть уверены в рекомендуемых электронных образовательных источниках.

Не способствует повышению эффективности обучения и бесконечные задания по созданию рефератов, презентаций, электронных схем и моделей. Давно известен и стал уже привычен тот факт, что материалы по перечисленным заданиям скачиваются полностью или частично из Интернет источников, и, в лучшем случае, редактируется. Проверка на антиплагиат становится неэффективной, т.к. резолюцию об уникальности легко подделать с помощью тех же ИКТ.

Как результат, необходимость обосновать или доказать что-либо ставит современного школьника в тупик. Срабатывает привычка выбирать правильный ответ из ряда предложенных, скачивать подобный материал с готовыми аргументами и доказательствами. Этому немало способствует и система ЕГЭ.

Наверное, имеет смысл делать акцент на устные ответы обучающихся, основанные на собственных выводах, а не на прочтении или пересказе реферата с показом презентации.

Меняются досуговые интересы школьников и студентов. Распространение компьютерных игр влечет за собой их чрезмерное употребление. В связи с чем, согласно проведенным исследованиям, являются причиной искажения функций мозга. «Эти игры раздражают те части мозга, которые отвечают за зрение и движение, и не помогают развитию других частей мозга. Этот факт является причиной того, что у детей, которые длительное время посвящают компьютерным играм, не будет развита та часть мозга, которая отвечает за развитие памяти, чувств и запоминания. По словам исследователей, такие дети больше склонны к жестоким действиям и меньше способны контролировать свое поведение».(Негативное влияние компьютерных игр на детей». https://www.sympaty.net/20140711/vliyanie-kompyuternyx-igr-na-detej/).

Родителям стоит задуматься уже не столько о соблюдении временных норм досугового времяпровождения детей с компьютерными игрушками, сколько срочно искать альтернативные занятия, позволяющие детям укреплять свой организм, учиться выстраивать взаимоотношения друг с другом, развивать семейные традиции.

 

 

Долговременное пребывание за компьютером влияет на физическое здоровье детей и подростков. Ухудшается зрение, искривляется позвоночник, развивается гиподинамия. Как следствие: ухудшается память, внимание, снижается интерес к учёбе, падает успеваемость. Работа на компьютере не должна превышать максимальных 2 часов в день. Такая работа предусматривает кратковременные перерывы для активной физической нагрузки (ходьбы, короткой прогулки, физических упражнений).

Было бы допустимо рассматривать ежедневное 2-х часовое пребывание школьника за компьютером в контексте подготовки и выполнения всего объёма домашнего задания, но чаще всего, выполнение домашнего задания учащихся 5-9 классов, 2 часами не ограничивается. Затрачивая на подготовку уроков более 2-х часов в день, свободным – остаётся не так много времени, и этот остаток затрачивается на листание интернет-страничек, участие в различных интернет-тусовках и т.д. Возможно, стоит подумать о сокращении подготовки к урокам с помощью ИКТ. Необходимы разработки проектов, связанных с ролевыми играми, подготовкой квестов на основе личного мнения, впечатления. При этом важен диалог с учителем, как ведущим модератором, человеком, раскрывающем способности и умения ученика. Не менее важен и диалог между учащимися. ИКТ должно выступать лишь в качестве дополнительных инструментов поиска и оформления результатов подготовки домашнего задания.

Итак, рассмотрев основные аспекты негативного влияния информационно-компьютерных технологий на духовное и физическое развитие школьников, положительный ответ на вопрос «Быть или не быть компьютерным технологиям в образовательном процессе школы?», не может быть однозначным. На наш взгляд, необходим крайне дифференцированный подход к выбору и использованию различных ИКТ на уроке и внеурочной деятельности. Осознание педагогами и родителями факта о том, что лишь при разумном использовании ИКТ возрастает информационная компетентность обучающихся, в противном случае - возрастает социальная дезадаптация, психологическая зависимость, параллельно заметно ухудшается их физическое состояние.

 

Список литературы:

1. Летов Е.В. Виртуальная реальность: потенциален ли риск для человека и человечества?//Вестник МГУК.- 2012. №5. С.75-79.

2. Холманская Л.И. Духовность, как творческий потенциал человека// Начальная школа плюс До и После.-2010.-№12.с.45-47.

3. Холманский А.С., Холманская Л.И. Негативное влияние электронных средств информации на духовное развитие учеников и студентов// Начальная школа плюс До и После.- 2012. №1.с.33-37.

 

Интернет-ресурсы:

 

1. Негативные факторы влияния компьютера на человека. https://sd-company.su/article/help_computers/computer-affects-human-health

2. Патологическое влияние компьютера на организм человека. https://www.vashaibolit.ru/7484-patologicheskoe-vliyanie-kompyutera-na-organizm-cheloveka.html

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: