специфика диагностики, профилактики устойчивых потребностей




РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 1.7.

Мотив

Мотив (лат. moveo – двигаю) – обобщенный образ (видение) материальных или идеальных предметов, представляющих ценность для человека, определяющий направление его деятельности, достижение которых выступает смыслом деятельности

Специфика диагностики, профилактики устойчивой мотивации

специфика диагностики, профилактики устойчивых потребностей

Диагностики потребностей и мотивов взаимосвязаны, но не тождественны. Каждому мотиву соответствует свой вклад в реализацию той или иной потребности, но с другой стороны, мотивы, связанные с определенной потребностью, не являются простой суммой, а могут образовывать некоторую иерархическую систему с доминированиями на разных ее уровнях.

Мотивы и мотивационные процессы пронизывают все сферы личности, поэтому существует множество разнообразных показателей, по которым можно диагностировать мотивы и потребности. Рассмотрим эти показатели.

В процессе восприятия возможно искажение объекта под воздействием мотивационных тенденций. Например, значимые объекты могут казаться больше, чем они есть на самом деле, к ним проявляется повышенная восприимчивость (чувствительность). Эти особенности восприятия позволяют диагностировать мотивы человека. Мотивы можно выявить также исходя из того, как человек структурирует, классифицирует и организует свое пространство и поступающую к нему информацию (более значимая информация занимает приоритетное место) [25, с. 199-200].

Если вы оглянетесь вокруг себя, то увидите, что окружающие вас объекты имеют разную эмоциональную окраску. Какие-то объекты эмоционально притягивают вас, какие-то отталкивают. Такого рода заряженность объектов К. Левин назвал валентностью. Валентность может быть положительной (притяжение), а может быть отрицательной (отталкивание). По тому, какую валентность имеют для человека те или иные объекты, можно диагностировать его мотивы. Объекты, не связанные с актуальной мотивацией, будут либо иметь слабый эмоциональный заряд, либо будут восприниматься абсолютно нейтрально.

Мотивы проявляются также в продуктах воображения и фантазии, в сновидениях. Очень часто то, что человек не может получить в реальной жизни, он получает в своих фантазиях и сновидениях. Потребность можно представить как заряженную систему, стремящуюся к разрядке (к достижению удовлетворения). Если человек сталкивается с препятствиями и не может удовлетворить потребность, она начинает разряжаться, формируя желаемые образы в грезах и сновидениях. Неосознанные, неудовлетворенные потребности проявляют себя в жизни человека в виде ошибочных и навязчивых действий, описок, оговорок и т. д.

Настойчивость при столкновении с преградой (величина усилий, которые проявляет человек для преодоления преграды) также может характеризовать силу мотивационных тенденций, определяющую его действия. О силе того или иного мотива свидетельствует также время принятия решения в ситуации мотивационного конфликта при выборе среди альтернатив.

Временные параметры также позволяют установить силу тех или иных мотивов и потребностей:

а) количество времени, посвящаемое определенной активности (реальное распределение времени);

б) количество времени, желаемое для определенной активности (желаемое распределение времени);

в) количество времени, затрачиваемое на обсуждение, разговоры и т. п. по темам, соответствующим актуальной мотивации.

Диагностировать мотивы и потребности можно по характеру свободного выбора активности в экспериментальной ситуации, по эффективности выполнения деятельности (при прочих равных условиях в определенных пределах более сильной мотивационной тенденции соответствует больший уровень эффективности соответствующей деятельности или поведения). Мотивыможно установить по характеру свободных ассоциаций (причинная обусловленность содержания и количества ассоциаций актуальной мотивационной тенденции), особенностям наблюдения за поведением других: а) в смоделированной ситуации; б) в естественной обстановке. О мотивах свидетельствует содержание самонаблюдения за своим поведением, содержание и интенсивность эмоциональных реакций [25, с. 199–200].

При диагностике можно воспользоваться:

1) интервью, анкетами с прямыми вопросами типа: «Почему Вы сделали так-то и так-то?», «Ради чего Вы поступили подобным образом?» и т. п. Можно также применить перечни потребностей, мотивов, интересов, ценностей, из которых обследуемый должен сделать выбор более или менее соответствующих его потребностям, мотивам, интересам, ценностным ориентациям. Подобные методы позволяют в основном судить лишь о «кажущихся мотивах», причинных стереотипах, ценностных ориентациях. Это обусловлено тем, что ситуации, как правило, носят гипотетический характер; ряд потребностно-мотивационных тенденций не осознаются человеком, т. е. для этого требуется реализация специальной деятельности, высокий уровень развития личности;

2) личностными опросниками, позволяющими реконструировать потребности и мотивы обследуемого по данным самооценок поведения (Q-данные), которые напрямую не соотносятся с потребностно-мотивационными тенденциями, но эмпирически с ними связаны. Как и в случае анкетирования и интервью, возникают проблемы с фактором социальной желательности и защитной мотивации;

3) экспертными оценками на основе перечисленных выше индикаторов потребностно-мотивационных тенденций или опросников (L-данные);

4) проективными тестами и репертуарными методиками, которые основаны на принципе психологической проекции (T-данные) [25, с. 201].

Полная диагностика требует, как известно, привлечения трех типов данных: Q- (самооценочные анкеты), T- (объективные тесты) и L-данные (например, экспертные оценки).

К наиболее популярным методикам диагностики мотивов и потребностей относятся: список личностных предпочтений А. Эдвардса (EPPS), форма по изучению личности Д. Джексона (PRF), опросник для измерения результирующей мотивации достижения (RAM) А. Мехрабиана.

Список личностных предпочтений А. Эдвардса (EPPS) представляет собой личностный опросник, предназначенный для оценки мотивационных тенденций личности. Выявление личностных предпочтений опрашиваемого происходит на основе сравнения двух высказываний, из которых он должен выбрать то, которое его лучше всего характеризует. Опросник состоит из 225 пар сравнений, образующих 15 шкал: 1. Мотивация достижения. 2. Принятие авторитетов. 3. Любовь к порядку. 4. Демонстративность. 5. Автономия (независимость). 6. Аффилиация (терпимость к другим). 7. Самовосприятие. 8. Принятие опеки. 9. Доминирование (самоутверждение). 10. Чувство вины. 11. Готовность опекать других. 12. Радикализм (толерантность к новому). 13. Стойкость в достижении целей. 14. Гетеросексуальность. 15. Агрессивность.

Пример задания (необходимо выбрать из пары наиболее соответствующее себе высказывание):

51. А. Я люблю делать то, что мне удается наилучшим образом.

Б. Мне доставляет удовольствие помогать другим, тем, кто менее удачлив, чем я.

Опросник включает шкалу «лжи», основанную на сравнении идентичности выборов в одних и тех же парах высказываний под разными номерами. По результатам опроса строится личностный профиль обследуемого, в котором количественно представлена степень выраженности диагностируемых мотивационных тенденций [7, с. 389].

Опросник для измерения мотивации достижения (RАМ) Мехрабиана имеет две формы: для мужчин и для женщин (A. Mehrabian, 1969). Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональная реакция на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости-независимости в межличностных отношениях. Эта методика очень популярна в различных странах и особенно часто используется при исследовании познавательных компонентов мотивации достижения.

Проективные методики диагностики потребностей и мотивов – это подгруппа проективных методик, ориентированных на диагностику потребностно-мотивационной сферы личности, позволяющих определить, на что направлена активность индивида. В основе таких методик лежит принцип психологической проекции и анализ продуктов воображения и фантазии. Наиболее эффективно такие методики используются для диагностики глубинных потребностно-мотивационных образований.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: