Педагогические рекомендации.




Экспериментальный этап.

На данном этапе учащимся было предложено ответить на вопрос: «Если бы тебе пришлось переехать в другой город, то разлука с кем из одноклассников была бы для тебя наиболее тяжелой?».

Учащиеся были заранее предупреждены, что результаты исследования будут известны только мне и никому более и останутся в тайне. В самом начале опроса ребятам была дана чёткая установка разборчиво и чётко подписать на листах, которые я им заранее раздала, свои имя и фамилию, и далее фамилии и имена трёх своих одноклассников в порядке убывания.

В социометрическом исследовании приняли участие 20 человек из 23. К сожалению, провести опрос Попкова Стаса, Рябенкова Артёма и Киреевой Вероники мне до конца практики так и не удалось.

 

Ученик Кого выбирает
                                       
  Астахова В                                        
  Брюханов М.                                        
  Щетинин Влад                                        
  Бободжанов С.                                        
  Дмитриева М.                                        
  Рябцов И.                                        
  Елисеев С                                        
  Иванов Д.                                        
  Ивлицкая М.                                        
  Киселева О.                                        
  Королева А.                                        
  Мартынова С.                                        
  Щербакова О.                                        
  Москалева Г.                                        
  Романов Витя                                        
  Полуэктова К. Самохина Аня                                        
  Скопитхин Дима                                        
  Сусоева Е.                                        
  Тайчиков Денис                                        
  Тарасов М.                                        
Кол-во выборов                                        
Кол-во взаимных выборов                                        

 

 

Конструктивный этап.

Полученная социограмма позволяет сделать следующие выводы:

1. Не все ученики, принимавшие участие в исследовании сделали конкретные выборы. Тарасов М. и Бободжанов С.по выбранному критерию опроса дали ответ «все». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно). Романов Витя вписал в свою карточку под номером один фамилию мальчика, который с первой четверти не посещает школу по состоянию здоровья. В общей сумме участвовало 20 человек, получилось 17 выборов.

2. На итоговой социограмме нет ни одной социометрической «звезды» или «треугольника». Данный результат был ожидаемым и может свидетельствовать лишь о том, что в классе отсутствует экспрессивный лидер и неформальные группировки (возрастные, по интересам, или объединённые выполнением общих функций).

Среди предпочитаемых находятся 5 человек (по 2 выбора), средним социометрическим статусом обладают 7 человек (по 1 выбору на каждого) и число «отверженных» составляет 8 человек (0 выборов).

3. Одна из стрелок на социограмме один раз пересекла ось: был сделан выбор противоположного пола. Щетинин Владпредпочёл отметить вниманием Самохину Аню. Это может свидетельствовать о том, что ребята просто хорошо дружат. Или же, что также вполне вероятно, Щетинин Влад., не имея общих интересов или по каким-либо другим причинам, не был принят в мальчишеский коллектив, и ему пришлось компенсировать недостаток внимания и общения за счёт нахождения общего языка с девичьей частью класса.

4. Всего получилось 6 взаимных выборов. Это говорит о том, что большинство ребят в классе испытывают по отношению друг к другу настоящие крепкие дружеские чувства. Такое положение дел свидетельствует о существовании в классе здорового позитивного психологического климата, что очень важно для нормального развития и адекватного психологического становления личности.

Если сравним результаты гипотетического и экспериментального этапа, то получим следующее:

1. Предположение об отсутствии таких отношений в классе, которые можно было бы изобразить в виде таких социометрических фигур как «треугольник» или «штурвал» полностью подтвердилось. Т.е, подтвердилась та часть нашей гипотезы, в которой говорится о том, что в классе отсутствует эмоциональный лидер(ы) и неформальные группировки (пункты в) и г) гипотезы). Последние всегда, отчасти, вызывают подозрение и наводят на мысль о наличии сложных отношений внутри узкого круга из 3 – х. лиц или о существовании некой интриги.

Пункты а) и б) нашей гипотезы также полностью подтвердились.

В результате вышло 6 взаимных выборов, а не 7, как предполагалось. Но это всё равно очень высокий показатель существования в классе дружеской атмосферы.

Теперь что касается социометрических статусов учеников. Здесь уже прошли некие несовпадения выводов гипотетического этапа и результатов эксперимента.

Вместо 4 человек, которые должны были иметь, согласно нашим наблюдениям и выводам, статус «предпочитаемых» на поверку оказалось 5, т.е. на одного больше, чем предполагалось.

Зато ребят, имеющих статус «принятый» оказалось не 9 чел., а 7 (т.е. на 2 меньше).

И, наконец, число «отверженных» составило цифру в 2 раза большую, чем было обозначено нами на гипотетической социограмме (8 человек вместо 4). Я полагаю, что их статус мог бы оказаться выше, если бы в эксперименте приняли участие все ученики. Но трёх человек: Попкова Стаса, Кирееву Веронику и Ребенкова Артема в течение моей практики так и не удалось опросить по причине продолжительной болезни ребят.

В целом можно сказать, что статусы учащихся данного классного коллектива очень неоднозначны и размыты. Это можно доказать на конкретных фактах, вычислив некоторые социометрические индексы. Для примера, вычислим и сравним социометрические статусы «отверженных» - Щетинин Влад, Щербакова Оля со статусами «принятой» Астахова В.и таких «предпочитаемых», как Иванов Д.и Брюханов М. Мы сделаем это по следующей формуле:

Где C - измеряемый нами социометрический статус ученика, M - общее число полученных испытуемым выборов, а n - число испытуемых.

 

 

С(Щетинин) 2/19 приблизительно равно 0,11

С(Щербакова)= 3/19 приблизительно равно 0,16

С(Астахова)= 2/19 приблизительно равно 0,11

С(Иванов)= 2/19 приблизительно равно 0,11

C(Брюханов)= 3/19 приблизительно равно 0,16

 

Видим то, что статус социометрической «предпочитаемой» Басовой Н.(0,16) равен по значению статусу Щербакова О. (0,16!), которая находится, если посмотреть на нашу социограмму, в зоне «отверженных». Также обстоит дело и со статусами Щетинина, Астаховой и Иванова. Каждая из них находится в разных «зонах» диаграммы.

Рассчитаем также по формуле индекс сплочённости группы:

Где Cn - показатель групповой сплоченности, К - общее число взаимных выборов, а n – число членов группы. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Получаем:

Показатель хорошей групповой сплоченности: 0,6-0,7. Мы получили не совсем высокую цифру, что говорит о довольно низкой степени сплочённости классного коллектива.

В целом можно сделать вывод, что в группе отсутствует строго иерархическая система отношений, которая бы предписывала ученикам играть каждому свою роль, занимать определённую позицию, находится в рамках, определенных самой группой для каждого члена коллектива. Ученики довольно свободно общаются друг с другом, кто с кем хочет. И, по всей видимости, им всё равно кто это будет: одноклассник или одноклассница.

 

Педагогические рекомендации.

Прежде всего, для любой продуктивной работы педагога в качестве классного руководителя или учителя в 7 «Б» классе, нужно установить доверительные отношения и хороший эмоциональный контакт с учащимися.

Решать проблему «отверженных», коих социометрическое исследование выявило в количестве 8 человек (это всё же немалая цифра для класса, в котором учатся 23 человека), непременно нужно. Статус - величина, стремящаяся к устойчивости. Несомненна и вся опасность устойчивого нахождения человека в ролях отверженного и изолированного, что окрашивает его опыт взаимодействия с людьми в неизменно мрачные тона. Попытаться изменить данное положение вещей можно следующим образом:

- Вовлечь изолированного ученика в интересную деятельность.

- Выработать у некоторых детей уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми.

- На примере работы с данным классом могу сказать, что ни в коем случае ребят нельзя противопоставлять друг другу, но зато можно иногда хвалить (не захваливая) за успехи и достижения, пусть и они будут и небольшими, что подстегнёт их к ещё большей активности и прилежности.

Главное условие, обеспечивающее динамику статусов членов группы, - создание разнообразных форм групповых деятельностей, которые потребовали бы от своих исполнителей различного перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реализации различных личностных возможностей и ресурсов членов группы. Это предоставило бы всем членам группы возможность найти деятельность, повышающую их групповую роль и изменяющую отношение к ним других участников группового общения.

Данные действия также помогут решить выявленную нами проблему сплочённости класса. Нужно не просто создать условия для полноценной личностной реализации каждого ученика, а также организовывать такую деятельность, которая бы сплачивала ребят через приложение совместных усилий для достижения совместного результата, через взаимопомощь и выручку, и конечно же, через общение и выполнение неких должностных ролей и обязательств по отношению друг к другу. Классный руководитель должен учесть всё это, составляя программу по улучшению психологического климата в данном классе.

 

Рефлексия.

Мне было очень интересно работать над данным социометрическим исследованием. Мне всегда было любопытно проверить степень своей проницательности в плане понимания межличностных отношений, происходящих на моих глазах. Как оказалось её можно даже высчитать, воспользовавшись следующей формулой:

Где Kk - коэффициент компетентности в области межличностных отношений, Nп.у. количество правильно предусмотренных выборов, Nв. общий фонд выборов. Сразу оговорюсь, что принимала во внимание только выборы первой очереди. Получаем:

Хочу признаться, данный результат меня очень порадовал. За такой короткий промежуток времени вообще сложно сделать определённые выводы, а на то, что они будут правильными и адекватными действительности, можно только наедятся. Но у меня вышел очень неплохой результат, я думаю, всё ещё впереди.

Данное психологическое задание заставляет посмотреть на отношения между людьми с другой стороны, задуматься над причинами того или иного поведения или действия, помогает более полно и качественно научиться анализировать личность и составлять для себя её социально-психологический портрет. Я старалась замечать и фиксировать всё, вплоть до любой мелочи, пользоваться косвенными методами для получения каких-либо выводов.

В целом это очень интересное задание, мне очень понравилось работать над ним. Оно много может дать студенту не просто в плане совершенствования профессиональных умений и навыков, но и для собственного развития и самоанализа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: