Русский язык в профессиональной деятельности
Практическое занятие №1.
Фонетика как наука. Акустическая характеристика звуков речи.
После изучения данных тем вы должны знать
1) различие понятий язык и речь;
2) единицы языка и речи, а также науки, их изучающие;
3) объект изучения фонетики;
4) *задачи фонетики как науки;
5) *связь фонетики с другими науками;
6) *прикладное значение фонетики;
7) аспекты изучения звука речи;
8) что представляет собой акустический аспект изучения звуков речи;
9) что такое звук как физическое явление;
10) каковы характеристики звуковой волны и параметры её восприятия;
11) в чем акустическое различие тона и шума;
12) что лежит в основе акустической классификации звуков;
13) чем с акустической точки зрения отличаются гласные и согласные звуки;
14) на какие группы по акустическим свойствам делятся согласные и какие звуки входят в эти группы;
15) *каковы способы обозначения в русской графике сонорного согласного звука [j].
Опираясь на указанные теоретические знания, вы должны уметь
1) определять произносимые в словах звуки;
2) давать им акустическую характеристику.
Примечание: вопросы, помеченные звездочкой, не освещались на лекции и требуют самостоятельного изучения.
Практические задания
1) Заполните таблицу №1
Науки, их изучающие | Единицы языка | Единицы речи | Науки, их изучающие |
2) Заполните таблицу №2
Характеристики звука | Характеристики слухового восприятия |
3) Заполните первую и последнюю колонки в таблице №3
Название группы | Характеристика звуков | Количество звуков | Звуковой состав группы |
Только голос | |||
Голос преобладает над шумом | |||
Шум преобладает над голосом | |||
Только шум |
Тренировочные упражнения
1) Выделите в словах приведённого ниже стихотворения сонорные согласные и укажите их общее количество:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
А. Блок
2) Определите количество и укажите способ обозначения сонорного согласного звука [j] в отрывке из «Весёлого путешествия от А до Я» С.Маршака:
У станции «И краткое»
Нас встретили загадкою.
«Прочти и отгадай-ка:
Что надо пропустить,
Чтоб можно было зайку
В заику превратить?»
Один из нас минуты три
Подумал над разгадкою
И отвечал: - Крючок сотри
Над буквою «И краткое»!
3) Установите, каким звуком отличаются пары слов:
Сели – съели, живём – живьём, солю – солью, семя – семья.
4) Разделите на две группы слова с буквами Е, Ё, Ю, Я.
а) «Едем в отпуск». Нужно в чемодан сложить вещи, в названии которых есть звук [j], а в сумку – вещи, в названии которых такого звука нет.
Костюм, платье, брюки, жилет, юбка, подъюбник, шляпа, берет, шлёпки, кеды, пояс, подтяжки, пряжка, медальон, браслет, колье,
б) «Поможем маме». Нужно в шкаф сложить игрушки, в названии которых есть звук [j], а на полку – игрушки, в названии которых такого звука нет.
Мяч, ёжик, енот, юла, заяц, неваляшка, медведь, верблюд, яхта, клюшка, олень.
5) Впишите во второй столбик таблицы глухиесогласныезвукирусскогоязыка, соответствующие звонким согласным, образующим пары по звонкости-глухости:
Звонкие | Глухие |
[б] [в] [г] [д] [ж] [з] | - - - - - - |
6) Спишите четверостишье и подчеркните в нем все буквы, обозначающие глухие согласные звуки. Укажите их количество.
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
А. Пушкин
7) Спишите четверостишье и подчеркните в нем все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Укажите их количество.
Вокзал, несгораемый ящик
Разлук моих, встреч и разлук,
Испытанный друг и указчик,
Начать - не исчислить заслуг.
Б. Пастернак
В копилку логопеда и учителя-дефектолога
Придумайте ситуации и подберите соответствующий лексический материал для распределения слов с буквами Е, Ё, Ю, Я на две группы по аналогии с заданиями в тренировочном упражнении № 4.
Рекомендуемая литература
1) Колесникова С.М., Алтабаева Е.В., Водясова Л.П. и др.Современный русский язык: учебник.Москва: Издательство «Флинта», 2016[Электронный ресурс]: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482454
2) Влавацкая, МВведение в языкознание: учебное пособие.Новосибирск: 2019URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=575297
3) Ганиев, Ж.В.Современный русский язык: Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия: учебное пособие.Москва: Издательство «Флинта», 2017[Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103369
4) Грищенко, А.И.Фонетика современного русского литературного языка (Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография): учебное пособиеМосква: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500346
5) Горшенёва И.А. Диалоги о фонетике. Учебно-методическое пособие. С.-Пб: «Лань», 2019 https://e.lanbook.com/