В копилку логопеда и учителя-дефектолога




Русский язык в профессиональной деятельности

Практическое занятие №1.

Фонетика как наука. Акустическая характеристика звуков речи.

 

После изучения данных тем вы должны знать

1) различие понятий язык и речь;

2) единицы языка и речи, а также науки, их изучающие;

3) объект изучения фонетики;

4) *задачи фонетики как науки;

5) *связь фонетики с другими науками;

6) *прикладное значение фонетики;

7) аспекты изучения звука речи;

8) что представляет собой акустический аспект изучения звуков речи;

9) что такое звук как физическое явление;

10) каковы характеристики звуковой волны и параметры её восприятия;

11) в чем акустическое различие тона и шума;

12) что лежит в основе акустической классификации звуков;

13) чем с акустической точки зрения отличаются гласные и согласные звуки;

14) на какие группы по акустическим свойствам делятся согласные и какие звуки входят в эти группы;

15) *каковы способы обозначения в русской графике сонорного согласного звука [j].

Опираясь на указанные теоретические знания, вы должны уметь

1) определять произносимые в словах звуки;

2) давать им акустическую характеристику.

Примечание: вопросы, помеченные звездочкой, не освещались на лекции и требуют самостоятельного изучения.

Практические задания

 

1) Заполните таблицу №1

 

Науки, их изучающие Единицы языка Единицы речи Науки, их изучающие
       
       
       
       
       

 

2) Заполните таблицу №2

Характеристики звука Характеристики слухового восприятия
   
   
   
   
   

 

3) Заполните первую и последнюю колонки в таблице №3

Название группы Характеристика звуков Количество звуков Звуковой состав группы
  Только голос    
  Голос преобладает над шумом    
  Шум преобладает над голосом    
  Только шум    

 

 

Тренировочные упражнения

 

1) Выделите в словах приведённого ниже стихотворения сонорные согласные и укажите их общее количество:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.

 

Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

А. Блок

 

2) Определите количество и укажите способ обозначения сонорного согласного звука [j] в отрывке из «Весёлого путешествия от А до Я» С.Маршака:

У станции «И краткое»
Нас встретили загадкою.

«Прочти и отгадай-ка:
Что надо пропустить,
Чтоб можно было зайку
В заику превратить?»

Один из нас минуты три
Подумал над разгадкою
И отвечал: - Крючок сотри
Над буквою «И краткое»!

 

3) Установите, каким звуком отличаются пары слов:

Сели – съели, живём – живьём, солю – солью, семя – семья.

 

4) Разделите на две группы слова с буквами Е, Ё, Ю, Я.

а) «Едем в отпуск». Нужно в чемодан сложить вещи, в названии которых есть звук [j], а в сумку – вещи, в названии которых такого звука нет.

Костюм, платье, брюки, жилет, юбка, подъюбник, шляпа, берет, шлёпки, кеды, пояс, подтяжки, пряжка, медальон, браслет, колье,

б) «Поможем маме». Нужно в шкаф сложить игрушки, в названии которых есть звук [j], а на полку – игрушки, в названии которых такого звука нет.

Мяч, ёжик, енот, юла, заяц, неваляшка, медведь, верблюд, яхта, клюшка, олень.

5) Впишите во второй столбик таблицы глухиесогласныезвукирусскогоязыка, соответствующие звонким согласным, образующим пары по звонкости-глухости:

 

Звонкие Глухие
[б] [в] [г] [д] [ж] [з] - - - - - -

6) Спишите четверостишье и подчеркните в нем все буквы, обозначающие глухие согласные звуки. Укажите их количество.

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

А. Пушкин

7) Спишите четверостишье и подчеркните в нем все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Укажите их количество.

Вокзал, несгораемый ящик
Разлук моих, встреч и разлук,
Испытанный друг и указчик,
Начать - не исчислить заслуг.

Б. Пастернак

 

 

В копилку логопеда и учителя-дефектолога

Придумайте ситуации и подберите соответствующий лексический материал для распределения слов с буквами Е, Ё, Ю, Я на две группы по аналогии с заданиями в тренировочном упражнении № 4.

 

Рекомендуемая литература

1) Колесникова С.М., Алтабаева Е.В., Водясова Л.П. и др.Современный русский язык: учебник.Москва: Издательство «Флинта», 2016[Электронный ресурс]: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482454

2) Влавацкая, МВведение в языкознание: учебное пособие.Новосибирск: 2019URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=575297

3) Ганиев, Ж.В.Современный русский язык: Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия: учебное пособие.Москва: Издательство «Флинта», 2017[Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103369

4) Грищенко, А.И.Фонетика современного русского литературного языка (Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография): учебное пособиеМосква: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500346

5) Горшенёва И.А. Диалоги о фонетике. Учебно-методическое пособие. С.-Пб: «Лань», 2019 https://e.lanbook.com/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: