Проектирование пояснительной записки к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей.
Пояснительная записка пишется в текстовой форме и содержит ряд основных характеристик программы необходимых для любой образовательной программы.
- Направленность программы
- Актуальность программы
- Отличительные особенности программы
- Адресат программы
- Объём и сроки реализации программы
- Цель и задачи программы
- Условия реализации программы
- Планируемые результаты
По желанию педагог может начать свою программу с Вступления.
Приблизительное содержание вступления:
- история происхождения данного вида творчества;
- определение и значение данного вида творчества;
- описание направлений (если есть).
Направленность и уровень освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (ДОП)
Направленность: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.
Уровень освоения: общекультурный, базовый, углублённый.
Уровень необходимо обосновать согласно заявленной цели и требованиям к результативности освоения программы.
Требования к уровню освоения программы (Распоряжение Комитета по образованию № 617-р от 01.03.2017)
Уровень освоения | Показатели | Целеполагание | Требования к результатам освоения программы | |
Срок реализации | Максимальный объём программы (в год) | |||
общекультурный | 1 – 2 года | До 144 ч. | - Формирование и развитие творческих способностей детей, формирование общей культуры. - Удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. - Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. | - Освоение прогнозируемых результатов программы. - Презентация результатов на уровне образовательной организации. |
базовый | 2 -3 года | до 288ч. | - Создание условий для личностного самоопределения и самореализации. - Обеспечение процесса социализации и адаптации к жизни в обществе. - Выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности. - Развитие у учащихся мотивации к творческой деятельности интереса к научной и научно-исследовательской деятельности. | - Освоение прогнозируемых результатов программы. - Презентация результатов на уровне района, города. - Участи учащихся в районных и городских мероприятиях. - Наличие призёров и победителей в районных конкурсных мероприятиях. |
углублённый | от 3 лет | до 432 ч. | - Развитие у учащихся интереса к научной и научно-исследовательской деятельности. - Формирование личностных качеств и социально-значимых компетенций. - Создание условий для профессиональной ориентации. - Повышение конкурентоспособности выпускников на основе высокого уровня полученного образования. | - Освоение прогнозируемых результатов программы. - Презентация результатов на уровне города. - Участи учащихся в городских и всероссийских мероприятиях. - Наличие призёров и победителей в городских конкурсных мероприятиях. - Наличие выпускников, продолживших обучение по профилю. |
Пример: Программа «(название программы)» относится к социально-педагогической направленности. По уровню освоенияпрограмма является общекультурной.
Новизна ДОП (если есть).
- Наличие в программе современных идей, касающихся дополнительного образования детей вообще и отдельных компонентов процесса ДО, в частности (на уровне содержания, технологии и т.д.)
- Наличие степени новизны программного курса в системе ДО детей, в чем проявляется оригинальность и соответствие программы ДО.
Актуальность ДОП.
Отражение в программе важных существенных условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка в настоящий момент.
Актуальность должна соответствовать государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей.
Пример: Помимо своей эстетической направленности, (вид деятельности) способствует развитию _____________, формированию _________________, улучшению _______________________________________________________
4. Отличительные особенности (при наличии) - характерные свойства, отличающие программу от других, отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие
Педагогическая целесообразность ДОП (можно не писать).
(педагогическая целесообразность должна соответствовать цели и задачам данной ДОП, указать, что дает данный вид деятельности учащимся)
Пример: Данная образовательная программа позволяет не только развивать_____________, но также помогает учащимся ___________
(воспринимать, усваивать и т.д.)
6. Адресат программы - характеристика категории учащихся по программе.
7. Цель ДОП (цель и задачи в пояснительной записке описываются как общие ко всем годам обучения, так и отдельно к каждому году обучения)
Цель и задачи программы обучения должны отражать современные тенденции развития дополнительного образования.
Цель
Цель должна быть направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- профессиональное самоопределение учащихся;
- личностное развитие учащихся;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- выявление и поддержку талантливых и одаренных детей.
Примеры формулировок целей можно взять из методических комментарий.
Например:
- Формирование и развитие творческих способностей детей… (в соответствии с направлением творчества);
- Формирование общей культуры учащихся;
- Удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
- Социализация и личностный рост подростков посредством овладения знаниями, умениями и навыками музееведческой деятельности;
- Духовно-нравственное, творческое и физическое развитие учащихся посредством знакомства …………;
- Развитие инженерного мышления, конструкторских и изобретательских способностей ребёнка с помощью познания основ мира электроники, компьютерных технологий и ТРИЗ;
- Развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии;
- Развитие творческого потенциала подростков путём приобщения их к культуре современного танца через популяризацию хореографического творчества как альтернативного вида досуга;
- Раскрытие и реализация личностного потенциала и творческой индивидуальности личности через обучение технологиям изготовления и дизайну одежды;
- Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- Укрепление здоровья и организация свободного времени;
- Развитие у учащихся мотивации к творческой деятельности …;
- Формирование у учащихся интереса к научной и научно-исследовательской деятельности;
- Формирование личностных качеств и социально-значимых компетенций;
- Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков;
- Развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству через его увлечение краеведением, историей родного края;
- Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка через увлечение его к прикладным видам творчества.
Цель должна соответствовать содержанию и методам предлагаемой деятельности.
Достижение цели должно раскрываться через следующие группы задач – обучающие, развивающие и воспитательные.
Задачи
Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие (познакомить, оказать, отработать, освоить, организовать и т. д.).
Задачи должны соответствовать поставленной цели.
Обучающие: «Что узнает?», «Какие представления получит?», «Чем овладеет, чему научится?»
Ключевые слова: познакомить, дать знания, научить, сформировать навыки, обучить навыкам и т.д
Развивающие: развитие творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств (указать на развитие каких ключевых компетентностей будет направлен образовательный процесс)
Воспитательные: формирование личностных качеств (ответственность,
здоровый образ жизни, самостоятельная организация,)
I. Обучающие: (что узнает воспитанник освоив программу)
Обучающие задачи могут начинаться со слов:
- способствовать овладению;
- обучить навыкам;
- сформировать навыки, мастерство;
- дать знания;
- познакомить;
- систематизировать знания, умения, навыки.
II. Развивающие:
- развить артистические, эмоциональные качества;
- развить различные способности;
- развить общую физическую подготовку;
- развить высшие психические функции коры головного мозга (внимание, наблюдение, воображение, память, мышление).
III. Воспитательные:
- воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
- сформировать гражданскую позицию, патриотизм;
- воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, толерантность, терпимость);
- приобщить к здоровому образу жизни;
- формировать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, чувство коллективизма, самостоятельности, ответственности за результат своей деятельности;
- совершенствовать навыки коммуникативной культуры, навыки работы в группе;
- способствовать формированию активной жизненной позиции, развитию навыков нравственного поведения и здорового образа жизни;
- воспитывать культуру межличностного общения, чувство гордости за свой коллектив, прививать навыки «отношений заботы».
8. Условия реализации программы:
- условия набора и формирования групп, возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения;
- количество детей в группе в соответствии с особенностями содержания программы; сроки и этапы (при наличии) реализации образовательной программы;
- формы и режим занятий;
Пример: «Дополнительная общеобразовательная программа предназначены для учащихся с ____ до ____ лет, которая рассчитана на ____ лет обучения. В группу I года обучения принимаются все желающие заниматься __________в творческом объединении детей. В группы II и III года обучения принимаются воспитанники, прошедшие предыдущее обучение.
Набор осуществляется __________________. Группы формируются_______
( количество лет должно совпадать с титульным листом)