Особенности правового положения государственных служащих и антикоррупционные требования к его служебному поведению




Государственный служащий Российской Федерации — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации[6].

Государственные служащие осуществляют свою деятельность в соответствии со следующими принципами:

1) принцип Верховенства Конституции России и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.

2) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, непосредственного их действия.

3) принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе.

4) принцип гласности, предполагающий открытость законодательства о государственной службе, доступность государственных органов и решение ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия.

5) принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемы и принимаемые решения.

6) принцип внепартийности и внеконфессиональности государственной службы означает, что в государственных органах не образуются структуры политических партий, движений, общественных объединений.

Следует обратить внимание на Общие принципы служебного поведения государственных служащих (утв. Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 (в редакции Указа Президента РФ от 16 июля 2009 г. № 814). Настоящие общие принципы представляют собой основы поведения государственных служащих Российской Федерации, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей, в частности:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призваны:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений[7].

Следует отметить, что государственная служба связана с наличием прав и обязанностей гражданских служащих, наложением на них запретов и ограничений.

В соответствии со ст. 14 Закона о государственной службе в РФ гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа и др.[8]

В ст. 15 названного закона определены основные обязанности гражданского служащего. Гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство и др.[9]

Кроме этого, следует указать требования к служебному поведению государственного служащего, установленные в ст. 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации[10].

Ст. 9 ФЗ-273 от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» на госслужащих возложена обязанность уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является должностной (служебной) обязанностью государственного служащего. Невыполнение государственным служащим этой обязанности, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности. В целях реализации указанной нормы Закона в федеральных органах исполнительной власти изданы нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и форму данных уведомлений.

Особо следует отметить обязанность гражданского служащего представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять ситуациях конфликта интересов и обращениях с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» определены должности федеральной государственной службы, при назначении на которые необходимо представлять сведения о своих доходах, доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Представлять указанные сведения обязаны граждане и служащие при назначении на должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает, в том числе: осуществление функций представителя власти; предоставление государственных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; управление государственным имуществом; хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Особенности предоставления сведений об сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера» регламентируются также Указами от 18.05.2009 № 558, 559, 560, 561 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей РФ и замещающими государственные должности РФ».

Данными Указами определен состав сведений о доходах и имуществе, представляемых федеральными государственными служащими, а также гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы.

Утверждено Положение, определяющее порядок представления данными гражданами сведений о полученных ими доходах (с указанием источников), об имуществе, принадлежащем им на праве собственности (в том числе земельных участках, жилых домах и квартирах, транспортных средствах, ценных бумагах, денежных средствах), об обязательствах имущественного характера (займах, кредитах и т. д.), а также аналогичных сведений в отношении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Сведения представляются при назначении на должность, а также ежегодно, не позднее 1 апреля, — служащими, замещающими должности государственной службы в Администрации Президента РФ, и до 30 апреля, — остальными федеральными государственными служащими.

Проверка достоверности и полноты представленных сведений осуществляется в соответствии с законодательством РФ. При этом установлено, что в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от занимаемой должности или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности.

Сведения о доходах и имуществе размещаются на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа либо представляются общероссийским средствам массовой информации для опубликования по их запросам.

Названные сведения могут быть размещены на сайте государственной корпорации, фонда или иной организации и предоставлены общероссийским средствам массовой информации для опубликования. Сведения представляются по формам справок, которые утверждены Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Указом от 18.05.2009 № 561 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей РФ и замещающими государственные должности РФ, сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера» определен порядок размещения в Интернете и предоставления средствам массовой информации сведений о доходах лиц, замещающих государственные должности РФ, доходах федеральных государственных служащих, и членов их семей. Установлено, что на официальных сайтах размещаются и предоставляются общероссийским средствам массовой информации для опубликования сведения об объектах недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности или пользования лицу, замещающему государственную должность РФ, их супругам и несовершеннолетним детям, сведения о принадлежащих перечисленным лицам на праве собственности транспортных средствах и сведения о декларированном годовом доходе этих лиц.

Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц размещают на официальных сайтах и предоставляют СМИ Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам, подразделение Аппарата Правительства РФ, определяемое Правительством РФ, и кадровые службы федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ.

Федеральный законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», государственный служащий обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Следует отметить, что Законом о государственной службе введены единые стандарты прохождения службы, которые распространяются на всех государственных служащих, и получают более полное и подробное изложение в административных регламентах и должностных инструкциях.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: