Внутренняя политика Александра I




2 апреля 1801 г. Александр I издал пять важных указов:

- Восстанавливалась в полном объеме «Жалованная грамота дворянству»;

-Восстанавливалась в полном объеме «Жалованная грамота городам»;

-Дворяне освобождались от телесных наказаний, которые вел Павел I;

-Улучшалось содержание заключенных;

-Упразднялась тайная экспедиция, и все судебные дела рассматривал Сенат.

Реформы Александра:

1 Создание центральных органов управления. В 1802 г. были учреждены министерства и преобразован Сенат (введена коллегиальность управления, должность министра; создано 8 министерств – военное, морское, иностранных дел, финансов, коммерции, юстиции, внутренних дел и народного просвещения; налаживалась «линейная система» административного управления страной).

Именно реформа 1802 г. завершила многовековой процесс создания в России единой, строго централизованной системы управления

2.Этим же годом (1802) Александр определил новое место Сената в системе государственного управления. Сенат стал высшим контрольным органом, «блюстителем законности». Министры ежегодно должны были отчитываться в Сенате с отчетами о своей деятельности. Однако проводимые реформы не меняли самодержавно-бюрократического характера государства. В Негласном комитете велись разговоры об ограничении абсолютной власти царя, о конституции. Но все это оставалось разговорами.

3.Крестьянский вопрос. В 1801 г. был издан Указ, позволявший лицам недворянского происхождения покупать землю в частную собственность. С ним был тесно увязан указ 1803 г. о «вольных хлебопашцах», по которому помещики получали возможность освободить своих крестьян за выкуп с землей. Таким образом, появилась возможность для превращения крепостных крестьян в самостоятельных хозяев – «вольных хлебопашцев. Это был рекомендательный указ. К 1861г. на положение «вольных хлебопашцев» вышло всего 1,5% крестьян.

4.Создание системы народного просвещения. В 1803-1804 гг. была создана единая система просвещения. Страна делилась на 6 учебных округов, которые концентрировались вокруг университетов. Московский, Виленский, Дерпский, появились новые – Казанский и Петербургский. Образование бесплатное, всесословное.

Были открыты лицеи – Царскосельский и Демидовский в Ярославле. Университеты получили автономию – управление в руках Совета Университета. Устав. 1804 г. Стала формироваться единая сеть учебных заведений: уездные приходские школы-училища-гимназии-университет. Однако их финансирование оставалось слабым.

Важную роль в проведении внутренней политики Александра I сыграл М.М. Сперанский и его «План государственного преобразования».

После роспуска Негласного комитета и неудачных для России преобразований и военных дел император предпринял попытки новых реформ для смягчения деспотизма. Реформа была поручена М.М. Сперанскому. В 1809 г. был составлен заказанный царем план государственного преобразования. Сперанский предложил положить в основу управления государством принцип разделения властей. Конечной целью Плана преобразований Сперанский видел в ограничении самодержавия и ликвидации крепостного права. Законодательная власть оставалась в руках царя и высшей бюрократии. Проект преобразования российской бюрократической системы носил стройный и законченный характер, однако на практике в 1810 г. в помощь главе государства Сперанский был создан лишь Государственный Совет, который рассматривал проекты законов, разъяснял их смысл, контролировал министерства. Возглавил Госсовет М.М. Сперанский. В этом же году он подготовил проект экономических реформ, включающий важные вопросы внутригосударственной политики: резкое сокращение государственных расходов, введение чрезвычайного дополнительного налога на 1 год, который уплачивался крепостными и составлял 50 копеек в год; запрет на ввоз предметов роскоши и др.

Критика деятельности Сперанского усиливалась, к ней присоединился историк Н.М. Карамзин – идеолог просвещенного абсолютизма. В его статье «Записки о древней и новой России», он указывал на то, что Российское самодержавие прошло путь становления и укрепления. Ход исторического развития показал простую зависимость: сильное самодержавие – русский народ благоденствует, слабое самодержавие - слабеет, начинается хаос, страдания, разорение. Карамзин считал, что Александр должен был восстановить традиции «просвещенного самодержавия». И предупреждал, что затеянные реформы принесут зло. Александр понимал, что Карамзин выражает взгляды тех кругов, с которыми император должен был считаться.

Более того, Сперанского обвиняли в предательстве из-за симпатий к Наполеону. Все вместе повлияло на то, что Александр принял решение об отставке Сперанского, который в марте 1812 г. был сослан в Нижний Новгород, затем переведен в Пермь.

Таким образом, реформы М.М. Сперанского практически на столетие обогнали время их создания. Но проекты «светила русской бюрократии» составили ту основу, на которой в 1850-1860 гг. разрабатывались либеральные реформы в России.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.В чем сущность реформ М.М.Сперанского в области государственного управления? К чему должны были привести изменения по этому проекту?

2.Совет при императоре существовал и ранее – в чем отличие нового органа?

Каковы его функции?

3. Каковы были следствия преобразовательных планов Александра I и М.М. Сперанского?

4.Как можно охарактеризовать политический строй России после реформ первой половины XIX в.?

ТЕМА 28



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: