Исторический взгляд на брак




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА БРАК

ЭТНОГРАФИЯ И БРАК

ИНСТИТУТ БРАКА

ТРАДИЦИОННАЯ СВАДЬБА В РОССИИ

. ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О БРАКЕ

ЦЕННОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВЕНЧАНИЯ

. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ СВАДЕБНЫХ ТРАДИЦИЙ

Анализ современных свадебных традиций, значимость мероприятия, огласка

Социальный опрос среди людей разного возраста: Что значит для вас брак

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема семейно-брачных отношений представляет собой интерес для исследования, а так же особенно актуальна в наши дни. Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. Рассмотрение причин возникновения тех или иных форм брака представляет интерес для культурно - исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее время.

В настоящее время в мире сложилась такая ситуация, при которой под сомнение поставлен институт брака.

Сейчас молодежь очень боится различных предубеждений и стереотипов. Они кажутся обычным людям чем-то зазорным и мешающим жить. Но не все они так уж плохи. Понятие семьи сейчас быстро меняется. Некоторые считают, что этот социальный институт разрушен, другие - что семья должна приобрести новые формы.

В современном мире социально-экономические условия существенно изменились и появилась необходимость поиска новых смыслов для создания семьи. Вместо патриархальной формы брака, порою позволяющей человеку выжить в суровых исторических реалиях, только ведя общее хозяйство, приходит иная форма взаимоотношений, иные причины движут людьми при создании семейного очага.

Объектом моей работы являются молодые люди, в возрасте от 25 до 30 лет. Отношение к соблюдению традиций и моральных принципов- это предмет исследования.

Гипотеза. Среди молодежи в наши дни утеряна ценность законного бракосочетания. Молодые люди не торопятся регистрировать отношения, несмотря на опыт "полных" и "социально благополучных" семей. Некоторые и вовсе отказываются от этой традиции, и живут в незарегистрированном браке десятки лет, обосновывая свой выбор отсутствием смысла и необходимости в церемонии бракосочетания, объясняя это тем, что штамп в паспорте не повлияет на их чувства и отношение друг к другу.

Целью курсовой работы является исследование тенденций трансформации ценности брака в современном мире.

Я поставила перед собой 3 задачи, для решения проблемы:

) Выяснить, так ли важно для современного общества официально регистрировать отношения?

) Почему многие предпочитают игнорировать законное заключение брака? брачный венчание свадебный социальный опрос

3) К чему может привести такое пренебрежительное отношение к устоявшимся традициям?

Для того чтобы вникнуть в поставленный мною вопрос, я обратилась к различной литературе. Разобраться в теме мне помогли как пособия по психологии семьи, исторические источники, а так же весьма интересные пособия для супругов. Ключевым разъясняющим источником в исследовании стал социологический опрос.

 


 

Проверка гипотезы

Исторический взгляд на брак

 

Если верить литературным источникам, история брака следующая: обыденный для нас моногамный брак, возник более 300 лет назад. До этого времени все было иначе.

В первобытном обществе господствовали беспорядочные половые связи, по типу: "самцы спаривались с разными самками", причем поочередно. Потом такая беспорядочность сменилась "общностью жен", когда некое сообщество (его нельзя было еще назвать семьей) состояло из женщин и детей, у которых не было определенного мужа и отца, они принадлежали всем мужчинам данной группы. Еще одним типичным видом отношений, похожих на брак, была группа, где у главы семьи были отдельные жены, у братьев - были жены общие, и у всех сестер также было несколько общих мужей.

Следующим этапом развития брачных отношений стал всем нам известный моногамный брак, когда "общность жен" заменилась на индивидуальную семью, у мужчины могла быть одна жена. Происходило это следующим образом. С возникновением частной собственности и расширением торговли, на первый план стал выдвигаться мужчина. Таким образом, мужчина берет бразды правления в свои руки, тогда как в "общных группах" каждый участвовал по мере своих возможностей. Теперь же женщина постепенно утрачивала свою "равную" роль и отдавала главенство в семье мужчине. В этот период главная задача женщины сводилась к рождению детей. И единственным верным способом для мужчины быть уверенным, что женщина родила его ребенка, наследника всего имущества - это жесткий контроль, следовательно, никаких других мужчин у женщины быть не должно. Однако было закреплено неравенство супругов. Например, у мужчины могла быть только одна жена, но ему разрешалось брать наложниц, а за неверность особо строго карали жену, у которой мог быть только единственный муж. Подобные законы в древние и средние века издавались во всех странах.

Постепенно, все чаще и чаще мужчины и женщины стали встречаться друг с другом по обоюдному желанию и симпатии. Женщина была готова быть привязанной к семейному очагу, рожать и воспитывать детей и отдать роль кормильца и добытчика мужчине. И со временем моногамия стала ценностью. Впервые в истории равенства мужчин и женщин перед законом, провозгласила Французская революция 1793 года, когда были введены брак по взаимному согласию и система разводов. Таким образом, история брака насчитывает множество изменений в отношениях между мужчиной и женщиной.

Современный моногамный брак строится на выборе, любви и супружеской верности. Когда для двоих любящих сердец - третий, действительно, лишний.

Этнография и брак

 

Самой древней общностью в доклассовом обществе было племя, общность, связанная кровным родством. Позже, в классовом обществе, возникают такие общности, как народность (синоним - народ, этнос), и нация. Народность возникла на основе смешения нескольких племен, связанных не только кровнородственными, но и территориально-соседскими отношениями. Нация- высшая форма общности людей, имеющая общую территорию, язык, психологические черты, экономическую жизнь.

В структуре общества особо важное место занимали и занимают кровнородственные отношения. Брак и семья - основа общества. Но отношения эти были различны у разных народов, и кроме того, менялись в процессе истории. Прежде родовые отношения были сильны, со временем они ослабели, уступив место другим отношениям, например, деловым связям. Раньше большое значение имела большая семья, или большесемейная община, включающая помимо родителей и детей, бабушек и дедушек, двоюродных братьев и прочих родственников. Теперь доминирует малая семья, т.е. родители-дети.

Род - основная социальная ячейка доклассового общества, союз кровных родственников (синоним - генс, гентильная, т.е. родовая организация). Род был как материнский, так и отцовский, т.е. союз родственников по матери, происходящих от одного общего предка, так и по отцу. Родство считалось как по матери, матрилинейный счет родства, так и по отцу, - патрилинейный счет родства.

Иногда родство считалось и по обеим линиям сразу.

Брак - важнейшее событие в жизни как отдельного человека, так и всего общества в целом. Как и все прочее, имеет разные формы и варианты.

Экзогамный брак, брак внутри одной фратрии. Фратрия - подразделение племени, состоящее из нескольких родов, где все связаны близким родством. В этом случае происходит кровосмешение, поэтому такие браки у многих народов запрещены.

Эндогамный брак, брак внутри фратрии, или какой-либо небольшой родственной группы.

Брак умыканием - похищение невесты. Может происходить с согласия невесты и ее родителей, а может и без согласия.

Брак выкупом, калымный брак, жених платит выкуп деньгами, вещами, или же отрабатывает в хозяйстве родителей невесты. Калым (выкуп) характерен для Кавказа, а брак отработкой - больше для Индокитая или Индонезии. Выкупы платят во многих странах.

Брак посещением, - форма брака, когда супруги живут раздельно.

Гостевой брак, распространен у народов севера (чукчи и др.). Гость, одного возраста и класса с хозяином имеет право на сожительство с женой хозяина. Чаще они оба имеют право, приходя в гости, пользоваться женами друг друга.

Пережитком группового брака были Сатурналии в Древнем Риме, праздник в честь Сатурна, когда разрешалось совершать супружеские измены с кем угодно, и они не наказывались, и не встречали сопротивления мужей.

Таким же пережитком являются и лунные танцы у яо и мяо в Азии. Ныне в Юго-Восточной Азии существуют Дома Молодежи, где юноши и девушки, достигшие совершеннолетия, встречаются, присматриваются друг к другу, чтобы впоследствии вступить в брак.

Формы внебрачных отношений распространены везде широко, но в Европе, в католических странах они резко осуждаются, тогда как в Азии и на других континентах допускаются. В Полинезии и Микронезии добрачные связи - норма. Девушка имеет право заводить отношения с кем угодно, кто ей по нраву. Но выйдя замуж, это ей уже запрещено. В тех случаях, когда муж в отъезде, она имеет право вступать в отношения с его родственниками с его разрешения, т.к. долгое воздержание считается вредным для здоровья(как оно и есть на самом деле). (Бенгт Даниельссон. "Полинезия - страна в океане").

В Микронезии на о. Романом есть такой обычай. Каждый мужчина имеет фелаи, трость, украшенную неповторимым личным орнаментом. Если он хочет познакомиться с девушкой, он показывает ей орнамент, она его запоминает. Вечером он является к ее хижине и просовывает конец трости в соломенную стену. Если девушка трость вытолкнет обратно, она его не ждет, если же втянет внутрь, то это значит: "Заходи". (Милослав Стингл. "По незнакомой Микронезии").

Сорорат - брак с несколькими сестрами одновременно или женитьба (по возможности или по обязанности) на сестре умершей жены.

Левират - брак с вдовой брата, по возможности или по обязанности. В некоторых обществах бывает обязательным.

В XIX в. считалось, что у древних людей царил промискуитет, т.е. беспорядочное сожительство. Женщина как бы принадлежала всем мужчинам, и если она хотела завязать отношения с одним из них, то подвергалась штрафу или наказанию. Современная наука это отрицает, поскольку даже у животных существуют семейные, парные формы брака.

В большей степени в мире распространены моногамные браки, но есть и полигамные. Даже если в какой-то стране узаконена полигамия, то это, как правило, для богатых. Бедные все равно живут моногамной семьей. Для мусульманских стран характерна полигиния, вариант полигамии. Султаны и шахи в исторические времена имели до 1000 жен и более. Но по мусульманским законам только 4 жены считаются женами, остальные - наложницы (одалиски). Не только мусульмане имели много жен. В 18 в. король Таиланда имел 300 жен, а его министр (пракланг) - 40. Несколько жен могут иметь папуасы.

Полиандрия, вариант полигамии, многомужество, встречается в Тибете. Девушка выходит, например, за нескольких братьев сразу. Никто из них не имеет право развестись или завести связь на стороне. Если такое происходит, один из братьев срывается с места, полюбив другую, его ждет жестокое наказание. Известны случаи, когда люди в таких случаях вынуждены были эмигрировать. В этом случае жена может развестись со всеми братьями сразу, а затем выйти замуж за других. Это обусловлено перекосом в демографической ситуации, когда численность мужчин сильно превышает численность женщин. Сравните, в СССР после Великой отечественной войны осталось 20 млн свободных женщин в поколении участников войны, или вдов, или не успевших выйти замуж. Тогда любой жених был на вес золота, - это ситуация для возникновения полигинии, правда не по русским традициям.

Институт брака

 

Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях:

. Регулирование личных половых отношений.

.Регулирование передачи и получения наследства, правопреемства и общественного порядка, что является его более древней и изначальной функцией.

Создаваемая в браке семья сама укрепляет институт брака наряду с нравами, регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные убеждения. Однако, хотя браки могут одобряться или не одобряться свыше, они едва ли заключаются на небесах. Человеческая семья является явно выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а не церковный институт. Конечно, религия должна оказывать ощутимое воздействие на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его своему исключительному управлению и контролю.

Примитивный брак был в основном производственным институтом. Да и сейчас он нередко носит социальный или деловой характер. В результате расовых смешений с андитами и благодаря нравам эволюционирующей цивилизации, в браке постепенно появляется всё больше места для взаимности, романтики, родительских чувств, поэзии, нежности, этичности и даже идеализма. Выбор партнера и так называемая романтическая любовь не были характерны для примитивных брачных отношений. В глубокой древности муж и жена редко бывали вместе; обычно они даже питались порознь. Однако личная приязнь древних мужчин и женщин не была прочно связана с половым влечением. Они нравились друг другу в основном потому, что жили и работали вместе.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: