Характеристика периодов средней и поздней бронзы.




 

Как мы уже отмечали в лекции по энеолиту, на рубеже 4-3 тыс. до н.э. в рамках Циркумпонтийской МП происходит переход к бронзовым технологиям (самая ранняя дата по С-14 35 век до н.э.), то есть сплавам меди с мышьяком, оловом и сурьмой. Бронза распространилась на значительных территориях (Южный Кавказ, Анатолия, Балкано-Карпатский регион, Эгейские острова, горно-металлургические центры Южных Альп, Иберийского полуострова, Британских островов, к югу и юго-востоку металлоносные культуры известны в Египте, Аравии, Иране и Афганистане, вплоть до Пакистана), хотя в отдельных регионах, например на Урале, сохранялись изделия из чистой меди. Если поначалу доминировали мышьяковые бронзы (Иран, Ирак, Анатолия, Кавказ (майкопская культура)), то затем их вытеснили оловянистые, которые были тверже, прочнее и менее токсичны. Именно с их приходом в Зауралье начинается полноценный переход к бронзе в начале 2 тыс. до н.э., совпадающий с наступлением сухого и теплого климата.

Традиционно последняя треть 3 – первая треть 2 тыс. до н.э. это т.н. «вторая фаза существования» ЦМП или средняя бронза (в историческом плане расцвет культуры Трои и становление минойской культуры на Крите, становление большинства известны государств в Передней Азии и Египте (города Шумеров, Раннее царство династического периода)). Ее чертой является расширение бронзолитейных технологий на север при сохранение традиционного набора орудий – втульчатые топоры, черенковые ножи, шилья, долота с упором, плоские тесла. Технологически вторая фаза связана с массовым распространением закрытых форм для литья, заполняемых металлом через литник, и ростом горной добычи. В степной зоне ямная культура трансформируется в катакомбную КИО (самую известную для средней бронзы). Ее принято датировать в рамках 27-20 вв. до н.э. Если ямная культура в свою очередь отождествляется некоторыми исследователями с носителями предков индо-иранских языков, то Л. С. Клейн выдвинул гипотезу о том, что катакомбная общность представляла собой ранний этап культур-носителей индоарийских языков.

Для Катакомбной культуры характерны небольшие поселки и курганные могильники (захоронения в подкурганных катакомбах (основная яма с дромосом), в скорченном положении на боку, посыпаны красной краской, символизирующей огонь). Инвентарь в значительной степени состоит из округлобокой и плоскодонной глиняной посуды с орнаментом, нанесенным отпечатками шнура и гребенчатого штампа, складывающимся в сложные многокомпонентные рисунки, а также специфическая керамика в виде курильниц. При значительном развитии бронзового дела продолжают сохраняться каменные и костяные изделия.

Однако в начале 2 тыс. до н.э. ЦМП окончательно распадается, что предвещает будущий переход к поздней бронзе. На месте ЦМП формируется 5 самостоятельных провинций, как минимум две из которых оказывают влияние на наш регион – Евразийская и Центрально-Азиатская. В целом это обозначает расширение мира производящих, особенно скотоводческих, культур, под влиянием которых частично трансформируется и жизнь традиционных лесных присваивающих культур. Ведущим сплавом окончательно становится оловянистая бронза, материал для которой в значительной степени добывали в Каргалах, которые превратились в подземную сеть протяженностью до 100 км. Хотя сохраняли свое значение и иные источники, в частности кавказские. Причем большинство наиболее крупных КИО этого времени связано с индоиранским (арийским) миром, который в это время выделяется из индоевропейского.

Проникновение в лесостепное Притоболье привело их в мир энеолитических культур, которые лишь частично были трансформированы ямным влиянием (вопрос о степени трансформации и конкретных культурах по многим причинам до сих пор не прояснен). Классическим примером такой культуры начала 2 тыс. до н.э. является ташковская культура, исследованная В.Т.Ковалевой по материалам поселения Ташково 2 и сформировавшаяся на базе липчинских и андреевских традиций неолита. Эта культура характеризуется с одной стороны сохранением керамических традиций предыдущего времени, при этом орнамент был усложнен зигзагами, елочками, крестами, спиралями, окружностями, более характерными для южных культур. Орудия изготовлены на пластинах. На поселении найдены фрагменты медных вещей, тигли, капли меди, ошлакованные сосуды. Жилища в основном наземные бревенчатые или полуземляночного типа, но расположенные не в линию, а по кругу с центральным домом. Возможно, на фоне присваивающей экономики появляются навыки скотоводства, особенно лошади, выступавшей до этого основным объектом охоты. С точки зрения локальной хронологи это первая раннебронзовая культура нашего региона.

Наиболее мощной КИО в степной зоне в начале поздней бронзы становится абашевская (от могильника Абашево в Чувашии), принадлежащая к ЕАМП и основанная на взаимодействии степного и лесного мира и освоении месторождений Приуралья, Южного Зауралья, северных и центральных областей Казахстана. Эта культура характеризуется изготовлением значительного количества бронзовых изделий – топоров, кельтов, наконечников копий и стрел, двулезвийных ножей и кинжалов, тесел и долот, серпов-секачей, украшений. Ее происхождение связано с влиянием ямных и катакомбных ценностей на местные энеолитические комплексы. Жилища представлены в основном наземными постройками с мощным культурным слоем и окруженные рвом. Большинство население хоронили в курганах со рвами или столбовыми оградками. На ранних этапах эта культура была преимущественно мирной, но на поздней увеличивается количество воинов, что фиксируется по материалам погребальным памятникам. Несмотря на доминирование бронзовых технологий. Значительное число изделий изготавливалось из керамики, камня (наконечники стрел) или кости (псалии). Охватывая весь южноуральский металлургический очаг, абашевская культура оказывала доминирующее влияние на большинство соседних регионов.

В этом отношение ее влияние можно сравнить только с сеймино-турбинской культурой, происхождение которой связывают с Алтаем, хотя дальнейшие миграции приводят к использованию в ее отношении термина транскультурный феномен. По сути, она выделена на основании могильников и святилищ со значительными по объему кладами бронзовых изделий, разбросанных от Алтая до Подмосковья (Ростовка, Сеймино, Турбино).

Дальнейшая трансформация катакомбных и абашевских племен, в частности военизация быта последней под влиянием миграций сеймино-турбинской культуры, привела к формированию зауральских синташтинской культуры и связанной с ней корнями андроновской КИО (переходная петровская, алакульская, федоровская культура), а также поволжской срубной КИО. По всей видимости, абашевцы проникали в Зауралье еще на рубеже тысячелетий (могильник Верхняя Алабуга).

Наиболее любопытным региональным феноменом является синташтинская культура, выделенная на основании раскопок укрепленных центров с круговой или прямоугольной планировкой типа Синташта, Аркаим, Устье, Аландское, вокруг которых сооружались крупные курганные могильники. Выделение этой культуры в целом связано с именами В.Ф.Геннинга, Г.Б.Здановича и Е.Е.Кузьминой. Длительная дискуссия об истоках этой культуры в принципе сейчас сводится к выделению катакомбных и абашевских черт, которые, возможно, накладывались на неизвестную нам энеолитическую основу. Преимущественное значение придается абашевцам с колесницами, которые были вынуждены отступить на север под давлением всадников из числа сеймино-турбинцев либо в поисках новых рудных ресурсов. В степях Зауралья они продолжали контролировать значительное число рудников, недалеко от которых и были построены укрепленные центры. Внутренняя планировка городищ отчасти схожа с южными городами, что часто приводит к попытке выделения первых протогородских центров на Урале в начале поздней бронзы. По всей видимости, эти городища были многофункциональны.

Погребальный обряд характеризуется сложными пирамидальными курганами с круговой или линейной планировкой с захоронениями как в простых ямах, так и катакомбах, иногда с использованием ярусных погребений. Умерший в основном в позе скорченно на левом или правом боку. Часть могил сопровождается т.н. колесничными комплексами. Посуда этой культуры чрезвычайно многообразна, что связано как с многокомпонентностью, так и с домашним производством, с превалированием плоскодонных сосудов с ребром, характерных для абашево. Как правило, полностью орнаментированы линиями, елочками, геометрическим орнаментом с бахромой, меандрами, желобками, шишечками, валиками. Значителен объем бронзовых изделий, в том числе украшений.

Синташтинская культура существует синхронно с ташковской в Притоболье и распадается под влиянием поисков новых ресурсов, экологического фактора или внешней агрессии около 18 века до н.э. Часть синташтинцев смешиваются с местным населением соседних регионов (это отражается на материалах могильника Озерный, изученном С.Н.Шиловым и И.К.Новиковым). Это дает толчок т.н. петровской или раннеалакульской культуре, резко отлична в керамике более бедным орнаментом и уменьшением размеров насыпей при сохранении прочих элементов культуры (классическим памятником такого смешения является могильник Озерный 1).

Поселения петровской культуры двух типов: укрепленные и неукрепленные. Оборонительные сооружения прямоугольной или многоугольной форм состоят из рвов глубиной от 1,5 до 2,5 м, шир. до 3,5 м. С обеих сторон рвов фиксируются развалы валов (возможно, стен), сложенных из глины. Зафиксированы следы подновления рвов, во рвах и у входов обнаружены остатки жертвенных комплексов: черепа и крупные ч. скелетов домашних животных, сосуды, ритуальные очаги. Площадки, ограниченные рвами, на наиболее исследованных памятниках - пос. Новоникольское I и Петровка II, равны 5700 и 8500 кв.м. Жилища наземные, площадью от 25 до 100 кв.м, форма прямоугольная, в торцевой стене короткий тамбур-выход. Полы обмазаны глиной. В жилищах зафиксировано 1-2 круглых очага наземного типа с каменными выкладками. Планировка поселений изучена недостаточно. Вероятно, внутри укрепленного поселения плотная застройка сочеталась со свободными площадками, которые примыкали к въезду.

Керамика петровской культуры представлена острореберными горшками и банками, украшенными заштрихованными треугольниками, волнистыми линиями, желобками, ямками. Орнамент выполнен гребенчатым штампом. Металлические изделия в основном пластинчатые: двухлезвийные и однолезвийные ножи, серпы-струги, тесла, украшения. Из камня выполнены наконечники стрел, песты, наковальни. Среди изделий из кости (наконечники стрел, гарпунов, тупики и т.п.) выделяются предметы конской сбруи - псалии с прямоугольным, круглым (дисковидным), сегментовидным щитком. Большинство предметов имеют шипы. Хозяйство производящего типа: пастушеское скотоводство с элементами земледелия.

Погребальные памятники представлены несколькими вариантами: 1 - курганы с одной крупной могильной ямой, как правило, это мужские захоронения, содержащие предметы вооружения, остатки боевых колесниц и скелеты лошадей; 2 - курганы с одной или двумя центральными ямами, вокруг которых по кольцу расположены захоронения, чаще всего подростков и детей; 3 - детские бескурганные кладбища; 4 – отдельные детские захоронения в полах жилищ. Захоронения в одиночных крупных ямах принадлежат, очевидно, особой группе воинов-колесничих. Погребальные камеры (размеры 4х2,5 м, глубина 1,2-2 м) ориентированы с З. на В. Стенки и пол ямы покрыты слоем глиняной обмазки и обложены сырцовым кирпичом, перекрыты каменными плитами, бревенчатым накатом, кладкой из сырца. Умерших хоронили в основном на левом боку в скорченном положении, головой на З., кисти рук у лица, единичны случаи положения на спине. Захоронения отличает обилие погребального инвентаря и костей жертвенных животных.

На протяжении 18-17 веков происходит повсеместное распространение бронзолитейных технологий при одновременном прекращении военных конфликтов, что приводит к значительной переориентации производства от предметов вооружения к орудиям труда и украшениями. На это время, к 16 веку до н.э., приходится эпоха доминирования в Приуралье срубной КИО, а в Зауралье алакульской культуры (по Алакульскому могильнику в Щучанском районе, изученному К.В.Сальниковым, Е.Е.Кузьминой и С.Н.Шиловым). К ней относятся многочисленные могильники в нашей области Раскатиха, Субботино, Камышное (три последних изучены Т.М.Потемкиной), Чистолебяжье (исследован А.В.Матвеевым).

Традиционно принято считать алакульскую культуру частью более обширной андроновской КИО (по могильнику Андроново в Минусинской котловине Теплоухова), которая также включает федоровскую (Федоровский могильник в Челябинской области, открытая К.В.Сальниковым). Все три культуры периода расцвета поздней бронзы были тесно связаны друг с другом (это фиксируется по материалам могильника Лисаковский, изученные Э.Р.Усмановой, и многочисленным погребальным и поселенческим памятником в Южном Зауралье и на Южном Урале). При этом между ними прослеживаются значительные различия в керамике и погребальном обряде (примеры: профилированность и кубкообразность, линейный геометрический и гребенчатый, курганы и каменные сооружения, ингумация и кремация, специфика бронзовых украшений на примере крестовидных украшений и накосников).

В последнее время федоровская культура отдельными авторами (В.И.Стефанов, О.Н.Корочкова, по могильнику Урефты) определяется не как отдельная общность, а скорее как культура отдельной социальной группы (возможно, жречества), что объясняет использование кремации и сложной орнаментации со свастиками, а также отсутствие собственных поселений..

Срубный и андроновский мир оказывают значительное влияние как на северные таежные (черкаскульская, межовская), так и на южные среднеазиатские регионы, что приводит к формированию андроноидных культур. В частности алакульская культура трансформировалась в саргарино-алексеевскую. В 13-12 вв. до н.э. происходит т.н. «катастрофа бронзового века», которая, прежде всего, охватывает мир Средиземноморья (тектоника, миграции, засуха, обработка железа, возможно началось с хеттов, системный кризис или изменения тактики и стратегии). Однако, по всей видимости, военизация быта бронзового века, сопровождавшаяся увеличением комплекта вооружения (после сравнительно мирного алакульского времени), появлением укрепленных жилищ даже в таежной зоне, а также сползанием таежных культур к югу охватила большие регионы.

Наследие культур бронзового века сохраняется уже в эпоху перехода от финальной бронзы к раннему железному веку (12-8 вв. до н.э.) в металлургии иткульской культуры Зауралья и кулайской культуры тайги и обусловлено дальнейшей трансформацией традиций бронзовых культур, например срубников в сарматов или андроновцев в саков. Эта трансформация шла на фоне возвращения военных технологий, хотя уже не колесничных, а всаднических, и переходе от бронзы к железу, хотя вопрос о его причинах до сих пор не решен. Наиболее ранние железные изделия известны еще в культуре хеттов в Закавказье и Передней Азии в 21 в. до н.э. Однако полноценный переход к р.ж.в. (как к историко-культурной эпохе) невозможен без специальных печей для восстановления и уплотнения железа с подачей воздуха через систему мехов, а также навыков ковки. При этом железо чаще, чем бронза встречается в поверхностном виде (т.н. болотное железо). В связи с этим оно более доступно для массы культур, ранее не участвовавших в обработке бронзы в рамках МП. Более или менее полный переход к новой эпохе начался повсеместно не ранее 7 века до н.э.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: