Информационно-методическое обеспечение




Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Волонтерское движение «Инициатива»»

 

Авторы программы: Ершихина Н.В.

Никитина М.Б.

п.г.т. Безенчук 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» составлена педагогом МБОУ Школа № 154 г.о.Самара Вознюк Н.В. Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников подросткового возраста и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.

Актуальность программы

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру.
В наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. В нашей школе одним из направлений внеурочной деятельности является волонтерское движение «Дорогою добра»», где каждый может узнать, где больше всего ждут его помощи, где час его пребывания действует лучше самого сильного лекарства.

Но нельзя допускать, чтобы волонтёры приходили и делали, что им вздумается. Они сами, их способности и их фактические действия нуждаются в чутком руководстве.
Для дальнейшего развития волонтерского движения в нашей школе разработана программа внеурочной деятельности «Дорогою добра».

 

Цель программы:

  • Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
  • Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

 

Задачи:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;
  • формирование здорового образа жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
  • формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
  • формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.

Содержание программы.

Программа предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности учащихся и направлена на решение педагогических задач.

Деятельность волонтеров направлена на:

-оказание помощи при формировании жизненной позиции у школьников путем возрождения нравственных идеалов и ценностей (ЗОЖ, настоящая дружба, чистая любовь, счастливая семья и т.п.);

- гражданское и патриотическое воспитание молодёжи;

- пропаганду здорового образа жизни среди школьников и молодёжи г.о.Самара;

- защиту окружающей среды;

- помощь ветеранам, одиноким пенсионерам, детям, оказавшимся в ТЖС.

Просветительская деятельность:

- поддержка реализации программ по содействию и формированию ЗОЖ в подростковой и молодёжной среде;

- участие в общественно-полезной деятельности;

- подведение итогов работы (анализ деятельности, мониторинг);

- обеспечение участия добровольцев в мероприятиях на школьном,районном, городском, Всероссийском уровнях

- публикации в СМИ и на школьном сайте.

Охранно-профилактическая деятельность:

- организация рейдов по уборке территории школы, микрорайона

-организация профилактических акций по безопасности жизнедеятельности подростка;

-участие в экологических акциях и проектах различных уровне

-реализация долгосрочного экологического проекта «Зелёная планета 154»

Спортивная деятельность:

- участие в соревнованиях по направленности, соответствующей деятельности волонтера;

- организация спортивных мероприятий, спортивных праздников с обучающимися школы

Шефская деятельность:

- оказание помощи пенсионерам, ветеранам, детям и сверстникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- организация просветительских и социокультурных мероприятий для детей-инвалидов, сирот, пожилых людей, инвалидов, ветеранов;

-организация и проведение социально –значимых благотворительных акций, направленных на поддержку детей, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

 

Информационно-рекламная деятельность:

- создание и распространение обучающих, рекламных печатных материалов;

- организация и проведение тематических бесед, лекториев;

- организация и проведение презентаций и других рекламных акций волонтерской деятельности.

Формы реализации данной программы. Основной формой организациивнеучебной деятельности является волонтёрское движение, созданиерабочей группы с микрогруппами, творческая работа всего коллектива, консультации, экспедиционная работа, самостоятельная работа, образовательные тренинги, рефлексия имеющегося опыта, вовлечение детей в социальную активность, способствующее формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Программа содержит теоретические и практические занятия. Освоение программы “Дорогою добра” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

Программа адресована обучающимся 8-х классов общеобразовательной школы. Количество детей на занятиях 12-15человек. Программа рассчитана на 68 часов, занятия проводятся 2часа в неделю.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, формирования гражданской жизненной позицииу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению «Дорогою добра» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью куратора (учителя).
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом, учить работать по предложенному плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
  • Учиться совместно с куратором (учителем) и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности сверстников.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания достижений (успехов).
  1. Познавательные УУД:
  • Делать предварительный отбор источников информаци
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы со сверстниками.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  1. Коммуникативные УУД:
  • Умение донести свою позицию до других.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах

В результате освоения программы обучающиесябудут знать:

  • историю волонтерского движения в России и в мире;
  • права и обязанности волонтеров,
  • основные направления деятельности волонтерских отрядов,
  • основные формы работы волонтеров,
  • Обучающиеся будут уметь:
  • организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
  • проводить антинаркотические и другие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
  • проводить профилактическую работу в школьном учреждении и в микрорайоне;
  • аргументировано отстаивать свою позицию;
  • адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;
  • издавать агитационную печатную и видео продукцию;
  • формировать собственное портфолио;
  • принимать общечеловеческие ценности.

Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:

  • ценностно-смысловые
  • общекультурные
  • учебно-познавательные
  • информационные
  • коммуникативные
  • социально-трудовые
  • компетенции личностного самосовершенствования

Тематическое планирование

п/п Перечень тем занятий   Виды деятельности
теория практика
  Просмотр и обсуждение фильма «Тимур и его команда»     Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке задач
  История волонтёрского движения в России. Организационное заседание №1 волонтёрского отряда     Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. Создание ситуации успеха.
  Обучающее занятие с волонтёрами по гражданской обороне.     Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества
  Создание странички и освещение деятельности волонтёрского отряда «Вестник волонтёра»     Привлечение учащихся к оценочной деятельности.
  Проведение акции, посвящённой Дню учителя (создание видеообращения к учителям «Мы Вам спасибо говорим, учитель!»     Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества,приобретение навыков работы в команде
  Организация спортивных состязаний «Кузнечик» (прыжки чрез скакалку)в рамках Международной акции по роуп-скриппингу «На спорте!»     Привлечение ребят к организации массовых спортивных соревнований. Создание ситуации успеха
  Интерактивная игра для младших школьников «Полезные и вредные привычки»     Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
  Профилактическая акция «Жизнь без наркотиков» (Выставка рисунков, плакатов «Спорт-это жизнь», физминутки с учениками 1-6 классов «Зарядка чемпионов»     Выбор действия в соответствии с возможностями ученика. Проявление своих способностей в соответствии с планом акции
  Экологическая акция «Бумажный бум»     Трудовой десант
  Заседание №2 волонтёрского отряда. Тренинг     Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий
  Подготовка мероприятий к Международному Дню толерантности     Сбор эмпирической информации. Организация тематических занятий с младшими школьниками
  Интерактивная правовая игра к Всемирному дню ребёнка «Учусь быть гражданином» (20 ноября)     Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
  Мероприятия ко Дню матери «Я славлю имя твоё, мама!» (29 ноября)     Сбор эмпирической информации
  Общешкольная профилактическая акция «Красная ленточка»     Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
  Подготовка и проведение мероприятий к Дню Героев Отечества (9 декабря)     Сбор эмпирической информации
  Социальная акция «Малышок» (мастер –класс про изготовлению новогодней игрушка» д/с №153, 469,школа-интернат № 115)     Проведение практических занятий в детских сдах
  Социально-значимая акция «Праздник для всех» (поздравление с Новым Годом ветеранов микрорайона)     Изготовление новогодних игрушек, поздравление ветеранов, пожилых людей с Новым годом
  Работа на сайте. Выпуск «Волонтёрские вести»       Взаимообучение, использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий
  Заседание № 3 волонтёрского отряда.     Привлечение учащихся к оценочной деятельности
  Социально-значимая акция «Ключи добра» (помощь д/с «Жемчужина»)     Выпечка тортов, благотворительный аукцион по продаже кусочков торта, перечисление вырученных средств на счёт д/с «Жемчужина»
  Профилактическая акция «Все на лыжи!»     Организация спортивных соревнований с младшей и средней школе.Создание ситуации успеха
  Проведение конкурса рисунков и презентаций «ЗОЖ моими глазами»     Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
  Социально-значимая патриотическая акция «Посылка солдату»     Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
  Акция «Ветеран живёт рядом» (адресная помощь ветеранам, поздравление ветеранов с Днём защитников Отечества»     Использование групповых и коллективных форм организации
  Проведение экологической акции «Каждой пташке по кормушке» (изготовление кормушек с учениками начальной школы)     Социально-значимая экологическая акция. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
  Организация выставки рисунков, посвящённой Международному Женскому дню 8 Марта «Человек, на котором держится дом»     Выставка
  Подготовка и проведение праздника «Прощай, широкая Масленица!»     КТД
  Заседание № 4 волонтёрского отряда.     Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий
  Всероссийская профилактическая акция «Белая ромашка», посвящённая Всемирному дню борьбы с туберкулёзом     Информационная работа
  Общешкольная профилактическая акция «Будь здоров!», посвящённая Всемирному дню здоровья     Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
  Социально –значимый экологический проект «Зелёная планета-154»     Трудовая деятельность
  Всероссийские акции посвящённые Дню Победы («Георгиевская ленточка», «Ветеран живёт рядом», «Вахта памяти»     Использование групповых и коллективных форм организации
  Всероссийская патриотическая акция «Ветеран живёт рядом»     Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
  Организация и проведение общешкольного Дня здоровья     КТД, создание ситуации успеха

Информационно-методическое обеспечение

В основе программы лежат следующие документы:

 

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  • Всеобщая Декларация добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
  • Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117); Закон РФ "Об образовании"
  • Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
  • Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

Литература для учителя:

1. Берис Р. «Развитие Я – концепция и воспитание», М.1986 г.

2. Волонтерская служба негосударственной организации социальной сферы. - Киев: Сфера, 2002.

4. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагина А.Т., Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся 7-9 классов средней школы. Методическое пособие. - Казань, 2011

8. Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности. Учебно-методическое пособие. М.: «Фонд содействия образованию XXI века». 2005. С. 4.

9. Смит Д. Добровольцы – капитал будущего? // Курьер ЮНЕСКО. 2001. Июнь. С.28.

12. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия/ ИЛИ РАН; под ред. Г.Н. Скляревской. – М.: Астрель: АСТ, 2001. С. 151.

Литература для обучающихся:

  1. Альтшулер, В.Б. Наркомания: дорога в бездну: книга для учителей и родителей / В.Б. Альтшулер, А.В. Надеждин. – М.: Просвещение, 2000. – 46 с.
  2. Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: методическое пособие / Е.А. Бабенкова. – М.: АСТ Астрель, 2003. – 208 с.
  3. Билич, Г.Л.. Человек и его здоровье [Текст]: медицинская популярная энциклопедия / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова. – М.: Вече, 1997. – 496 с.
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании». Текст с изм. и доп. На 2009 год. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
  5. Интернет https://www.isovet.ru / И. Ильина Волонтерство в России. Интернет советы.
  6. Кузнецова И.В. Хорошая привычка – помогать ближнему: Материалы из опыта работы волонтёрской группы «Ориентир» Балахнинского муниципального района. МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» - Балахна, 2009.
  7. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. /М.: «Аквариум», К.: ГИППВ, 1999, 240 с.
  8. Петров В.М,, Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 128.
  9. Рощина Н.В. Растём здоровыми вместе! Информационно-методический сборник по проблеме психологического здоровья для учащихся и родителей. Нижний Новгород. 2007г.; 28с.
  10. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 5 – 9 классы. – М.: 2007, 336с.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: