Методы определения потребности в материальных ресурсах




Потребность в каждом виде материалов на основное производство рассчитывается НОРМАТИВНЫМ МЕТОДОМ на основе производственного задания и норм расхода материалов на единицу продукции или работы по формуле:

V = ∑ Hi •Qi,i где V- потребность в материале;Qi - объем выпуска продукции;Hi - норма расхода определенного материала на 1 изделие;

Планирование издержек и себестоимости продукции

Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость готовой продукции изменяется в зависимости от объема затрат при ее изготовлении. Таким образом, существуют следующие виды себестоимости:

  • Цеховая – представлена затратами всех цехов и других производственных структур, которые непосредственно участвовали в процессе изготовления определенного набора товаров и услуг;
  • Производственная себестоимость – определяется путем прибавления к цеховой себестоимости общезаводских и целевых расходов;
  • Полная себестоимость – включает затраты организации не только на выпуск продукции и организацию производственного процесса, но и на ее реализацию, т. е. поставку на рынок конечных товаров и услуг.

Целью планирования издерж ек (себестоимости ) является оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов.

При разработке плана по себестоимости должны быть решены следующие задачи:

- выявлены возможности и уточнены размеры снижения себестоимости продукции в планируемом году по сравнению с предшествующим периодом;

- составлены калькуляции себестоимости основных видов выпускаемой продукции;

- выявлены нецелесообразные затраты и разработаны меры по их ликвидации;

- определена рентабельность видов выпускаемой продукции и производства;

- оценено влияние на себестоимость, прибыль и рентабельность увеличения затрат на освоение производства новой продукции;

- разработаны меры по совершенствованию хозрасчетных взаимоотношений между производственными подразделениями предприятия.

При планировании себестоимости продукции применяются следующие методы.

1. Пофакторный метод, суть которого заключается в определении влияния технико-экономических факторов на издержки производства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом.

2. Сметный метод, который предполагает обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции.

При планировании себестоимости в качестве отдельных смет могут использоваться отдельные разделы плана, например план материально-технического обеспечения, план по труду и персоналу, план технического и организационного развития предприятия, в которых обосновываются затраты соответствующих ресурсов.

3. Метод калькуляций, с помощью которого обосновывается величина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов (детали, узла). При планировании себестоимости данным методом важно правильно определить объекты калькулирования (отдельные изделия; заказы; технологические переделы; марки, сорта, артикулы и т.п.). В дальнейшем калькуляции применяются при планировании себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции, смет затрат и свода затрат по предприятию.

4. Нормативный метод, предполагает расчёт уровня затрат на производство и реализацию продукции на основе заранее разработанных норм и нормативов. Этот метод широко применяется при составлении плановых калькуляций и смет затрат. Важнейшее достоинство нормативного метода – возможность обособленного учета отклонений от действующих (текущих) норм и их причин. Это позволяет судить о том, какие факторы привели к изменению затрат, и своевременно принимать оптимальные решения, направленные на улучшение экономических показателей работы предприятия.

При планировании себестоимости продукции указанные мето­ды применяются в комплексе.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства ресурсов, а также за­трат на реализацию.

В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:

1. Затраты, непосредственно связанные с производством про­дукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организаци­ей производства.

2. Затраты, связанные с использованием природных ресурсов.

Плановая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции представляет собой расчет затрат по калькуляционным статьям расходов на производство единицы соответствующего вида продукции или услуг в планируемом периоде.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьям, элементам и другим признакам группировок, а также калькуляционная единица продукции или работы определяются в соответствии с действующими нормативно-техническими и методическими материалами.

Полная себестоимость продукции может, например, включать следующие калькуляционные статьи расходов:

1)сырье и материалы;

2)возвратные отходы (вычитаются);

3)топливо для технологических целей;

4)энергия для технологических целей;

5)основная заработная плата производственных рабочих;

6)дополнительная заработная плата производственных рабочих;

7)отчисления на социальные нужды;

8)расходы на подготовку и освоение производства и т.д.

Калькуляция — определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств. Калькуляция даёт возможность определить плановую или фактическую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. В строительных организациях оценка и калькуляция используется для объектов бухгалтерского учёта в денежном выражении. Калькуляция служит основой для определения средних издержек производства и установления себестоимости продукции.

Планирование себестоимости продукции осуществляется с целью выявления и использования имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличения коммерческого дохода предприятия. В основу плана по себестоимости должны быть заложены прогрессивные нормы затрат труда, использования оборудования, расхода сырья и материалов, топлива и энергии.

ВАЛОВАЯ ПРОДУКЦИЯ -показатель советской статистики, представляет исчисленный в денежном выражении суммарный объем продукции, произведенной в определенной отрасли. Валовая продукция охватывает как конечную, завершенную, так и промежуточную, незавершенную продукцию, включая комплектующие изделия, полуфабрикаты, продукцию, изготовление которой только начато. В результате при исчислении валовой продукции в масштабе отрасли возникает так называемый повторный счет (двойной счет), так как промежуточная продукция учитывается и самостоятельно, и в составе той продукции, в которую она входит как составная часть. Скажем, колеса для автомобиля учитываются как валовая продукция завода - изготовителя колес и входят в валовую продукцию автомобильного завода.

РЕАЛИЗОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ - продукция, отпущенная за пределы промышленного предприятия и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией.

Товарная продукция - это стоимость продукции, предназначенной для реализации (готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера).

Важнейшим документом при планировании себестоимости является смета затрат на производство, которая представляет собой сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-финансовой деятельности.

Большую часть сметы затрат составляют расходы, связанные с выпуском готовой продукции. Здесь отражаются также затраты на оказание услуг другим предприятиям, включая услуги непромышленного характера и услуги капитальному строительству, осуществляемому собственными силами. Кроме того, в смете затрат учитывается себестоимость изменения остатков незавершенного производства и затраты на освоение производства новых видов продукции.

На основе сметы затрат определяются все важнейшие показатели по себестоимости продукции: сумма затрат на производство в целом и по отдельным элементам расходов, себестоимость валовой, готовой и реализованной продукции, затраты на один рубль продукции, динамика этих затрат и структура себестоимости.

Смета позволяет выявить направление расходов, то есть определить, какая часть связана с выпуском готовой продукции, увеличением незавершенного производства, освоением новых изделий, оказанием услуг непромышленного характера.

На основе сметы затрат на производство определяется прибыль от производства и реализации продукции, а также потребность в оборотных средствах.

При разработке сметы плановый объем затрат определяют по каждому элементу в соответствии с нормами и ценами, принятыми в плане. Затем суммируют эти затраты и получают общую сумму расходов по предприятию, необходимую для выпуска продукции в плановом периоде. Особенность сметы затрат на производство заключается в том, что каждый ее элемент содержит все соответствующие затраты, независимо оттого, где и как внутри предприятия они производятся.

Расчет сметы затрат на производство осуществляется в определенной последовательности. Сначала параллельно с расчетами материальных и трудовых затрат, а также амортизационных отчислений составляются сметы расходов и калькуляции себестоимости продукции вспомогательных цехов. Это обусловлено тем, что вспомогательные цеха выполняют работы и оказывают услуги не только для основного производства, но и друг другу. Поэтому стоимость работ и услуг вспомогательных цехов находит отражение в сметах расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственных, общехозяйственных и других комплексных расходов. На втором этапе рассчитываются сметы комплексных статей расходов. В конце, исходя из затрат, определенных по экономическим элементам в основных и вспомогательных цехах и в сметах комплексных статей расходов, составляется сводная смета затрат на производство или свод затрат на производство. Именно на основе свода затрат и заполняется смета затрат на производство.

Планирование финансовых результатов деятельности фирмы

Для выявления финансового результата необ­ходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реали­зацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый ре­зультат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве вы­ручки и затрат удается лишь возмещать затраты — прибыль отсут­ствует, а следовательно, отсутствует и основа развития хозяйству­ющего субъекта. Когда затраты превышают выручку, субъект хо­зяйствования получает убытки — это область критического риска, что ставит хозяйствующего субъекта в критическое финансовое поло­жение, не исключающее банкротство. Убытки высвечивают ошиб­ки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции.

Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводи­телей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хо­зяйствования, но и цели общества — удовлетворение обществен­ных потребностей. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестиро­вания в эти сферы.

Прибыль представляет собой произведенный и обязательно реализованный прибавочный продукт. Она создается на всех стади­ях воспроизводственного цикла, но свою специфическую форму получает на стадии реализации. Прибыль является основной фор­мой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС).

Прибыль как результат, финансовой деятельности выполняет определенные функции. Прибыль отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Она составляет основу экономического развития субъекта хозяйство­вания. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансиро­вания, расширенного воспроизводства, решения проблем социаль­ного и материального характера трудового коллектива. За счет при­были выполняются обязательства предприятий (фирм) перед бюд­жетом, банками и другими организациями. Прибыль является не только финансовым результатом, но и основным элементом фи­нансовых ресурсов. Отсюда следует, что прибыль выполняет вос­производственную, стимулирующую и распределительную функции. Она характеризует степень деловой активность и финансового бла­гополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств доходность вложений в активы.

Прибыль - разница между выручкой и всеми затратами на производство и финансовую деятельность предприятия. Характеризует превышение(убыток) выручки над расходами, является главным показателем эффективности деятельности и отражает цель предпринимательства.

Прибыль - форма дохода предпринимателя, который вложил свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха предприятия.

1. Формирование прибыли от реализации продукции (работ, услуг)

Пр = Вр – НДС – А – З – Эп,

  • где
  • Вр – выручка от реализации,
  • НДС – налог на добавленную стоимость,
  • А – акцизы,
  • З – затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг),
  • Эп – экспортные таможенные пошлины.

2. Формирование балансовой прибыли

где
Ппр – прибыль от прочей реализации:
реализации имущества (При)
операций с центробанком (Пцб)
При(Пцб) = Цп = (Оп x Кинф),

  • где
  • Цп – цена продажи,
  • Оп – первоначальная (остаточная) стоимость,
  • Кинф – коэффициент инфляции;

Пврд – прибыль от внереализационной деятельности (реализации от неосновного вида деятельности):
Пврд = Дврд – Рврд,

  • где
  • Дврд – доходы от внереализационной деятельности,
  • Рврд – расходы от внереализационной деятельности.
  1. Формирование чистой прибыли
    Пч = Пб – НП,
    где НП – налог на прибыль.
    4. Формирование валовой прибыли

    где П(У)пш – пени и штрафы, полученные и уплаченные в бюджет.

Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени

Доходы организации — увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) Доходами от обычных видов деятельности организации является выручка от реализации товаров и услуг

Расходы — затраты, уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Источником доходов бюджета выступает валовой внутренний продукт страны, а, точнее, его часть – национальный доход (ВВП за вычетом израсходованных в процессе производства ресурсы).

Под с труктурой доходов (расходов ) – понимают процентное соотношение той или иной статьи бюджета к общему объему доходов (расходов) бюджета.

В РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам, формирующим основную часть (около 80 %) бюджета, относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

В структуре налоговых доходов бюджета преобладают косвенные налоги (которые включаются в цену товара или услуги и, в конечном счете, оплачиваются потребителем) над прямыми(объектом выступает имущество или доход плательщика). Это связано с тем, что последние более удобны и легки для взимания, поскольку фактическая уплата налога происходит в момент приобретения товара или услуги и, следовательно, существует опасность их чрезмерного распространения. Негативными последствиями этого могут стать рост цен, падение покупательной способности населения и его жизненного уровня, а в конечном итоге – спад промышленного производства и экономики в целом. Следовательно, при составлении бюджета необходимо соблюдать определенный баланс между прямыми и косвенными налогами.

Определяющее влияние на состояние доходной базы бюджетов всех уровней оказывает закрепленной законодательством соотношение собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы – это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Чем больше собственных (или закрепленных) доходов, тем шире основа для финансовой самостоятельности органа власти в реализации собственной политики. Низкий удельный вес этих доходов говорит о высокой зависимости от вышестоящих бюджетов, нестабильности бюджетных процессов, ограниченной возможности воздействия на социально-экономические процессы.

Регулирующие доходы – это доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год. Эти нормативы определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы либо перераспределяет переданные ему из бюджета другого уровня

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования фондов денежных средств органов государственной власти и органов местного самоуправления по различным направлениям.

В планировании прибыли используются методы:

• прямого счета;

• аналитический;

• на основание эффекта производственного (операционного) рычага;

• на основе бюджетирования.

1. Метод прямого счета. В основе его лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант этого метода — укрупненный расчет по позициям плана.

2. Аналитический метод. Этот метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Применяется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости. При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска.

3. Метод, основанный на эффекте производственного (онеращюяного) рычага (CVP-аналиэ). Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.

Следует подробно изучить методы планирования прибыли. Для коммерческих организаций (предприятий) очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Здесь нужно использовать метод операционного (производственного) рычага. Используя этот метод, можно установить точку безубыточности, т.е. объем выручки, при котором организация (предприятие) полностью покроет свои затраты, не получая ни прибыли, ни убытка.

4. Метод на основе бюджетирования. На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той се части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

прибыль, получаемая предприятием в результате произ-водственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

прибыль для государства поступает в соответствующие бюджета в виде налогов и сборов, ставки которых нс могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, Порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и неко-торые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс форми-рования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

Рента́бельность (нем. rentabel [1] — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.

Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — отношение операционной прибыли (прибыли от продаж)(EBIT) компании к ее выручке(Sales).

ROS = EBIT/SALES= операционная прибыль/Выручка * 100 %

Рентабельность реализованной продукции — отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции.

ROM = (прибыль от реализации продукции, работ, услуг/Себестоимость реализованной продукции) * 100 %

Рента́бельность акти́вов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.

Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле:

Рентабельность активов = Чистая прибыль за период / Средняя величина активов за период.

где: Ra — рентабельность активов, P — прибыль за период, A — средняя величина активов за период.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ ( экономическая рентабельность активов) показывает сколько приходится прибыли на каждый рубль, вложенный в имущество организации.

Рентабельность производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.

Рента́бельность со́бственного капита́ла (англ. return on equity, ROE) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: