Памятка для родителей по правовому воспитанию




Лекторий для родителей «Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание и образование детей»

Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.

Задачи: Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами; содействовать формированию у родителей ответственности за воспитание детей, способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации.

 

Ход лектория

«Какими дети рождаются - ни от кого не зависит,

но в наших силах сделать их хорошими

через правильное воспитание» (Плутарх)

 

Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети будут участниками исторического процесса в разных качествах, они будут отцами и матерями, они будут воспитателями своих детей. Но и это не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.

Именно родители ответственны за воспитание и обучение детей, не школа, не общественность, не друзья и приятели отвечают за воспитание детей, а родители.

В наше время, когда родителям часто бывает некогда проводить время с детьми, так как приходится много времени проводить на работе, чтобы обеспечить семью, дети предоставлены сами себе. Очень хорошо, когда у родителей есть время на общение с ребёнком: гулять, заниматься спортом, просто беседовать дома со своей дочерью или сыном.

Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменилось во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и индивидуального досуга (сотовые телефоны, компьютерные игры, аудио-музыкальные устройства и т.д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телевизор и компьютер, сотовый телефон. У современного ребёнка наблюдается отсутствие желания читать, хотя чтение книг полезно: развивается интеллект, воображение, логическое мышление.
Необходимо заинтересовать ребёнка так, чтобы он уделял время чтению книг. Например, воздействовать собственным примером. Ведь очень часто в семьях, где родители не читают, ребёнок не берёт в руки художественную литературу.

У каждого ребёнка есть заветные желания и мечты, которые должны воплотиться в жизнь. Общение с людьми и реализация своих желаний развивает у человека чувство собственного достоинства и самоуважения (желание нравиться, желание быть кому-то необходимым и нужным, желание быть известным, желание общаться с интересными людьми). Хочу отметить, что удовлетворить чувство общения можно не только в антиобщественных молодёжных группировках, а в школьном, спортивном, творческом коллективе, в дружбе со своими одноклассниками. Поэтому, уважаемые родители, вам необходимо поощрять желание ваших детей посещать какие-либо кружки, спортивные секции. Если ребенку нечем заняться он «болтается» на улице, что может привести к правонарушениям или вовлечению ребёнка в антиобщественную группировку.
Современная улица, бесконтрольное времяпровождение, незанятость подростков являются факторами, которые могут спровоцировать противоправное поведение наших детей: курение, употребление пива и алкоголя, хулиганские действия и т.д.

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни.

«Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое гораздо большое влияние оказывают время, природа и семейная жизнь».(К.Д. Ушинский)

Воспитание и образование детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними.

Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность подрастающего поколения. Она влечет за собой нежелание некоторой части молодых людей честно трудиться и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

К сожалению, немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей. Мужского влияния на сыновей и дочерей не хватает. На родительские собрания ходят в основном женщины, либо вообще никто не ходит, причём не предупреждая классного руководителя о том, что не смогут присутствовать, не считая это нужным. Не смогли в назначенное время – придите в удобное для Вас, узнайте о проблемах или успехах ученика. Также пример, ребёнок отсутствует на занятиях по какой-либо причине, родители не считают нужным поставить классного руководителя в известность. Объясните почему? Ведь у нас учреждение не развлекательного характера, которое посещают желающие, а общеобразовательное, где ребёнок по закону обязан посещать его и получать знания. А это один из моментов ответственности Вас, товарищи родители, за воспитание ваших детей. Ребёнок в свою очередь думает, ну раз папа или мама себе это позволяют, значит и мне можно не выполнять обязанности школьника. Так формируется безответственность во всём и к жизни в целом.

Странно слышать, когда жалуются: «Ах, мой сын так плохо читает, плохо учится». А Вы что сделали, чтобы помочь ему в этом? Ведь если родители в начальной школе каждый день занимаются с ребёнком, помогая ему выполнять домашнее задание, проверяя его тетради и дневник, положительный результат в обучении сразу очевиден. А начальная школа закладывает все основы обучения, и если родители не будут помогать педагогу, занимаясь с ребёнком дома, не обвиняйте тогда школу в том, что там - не научили. Контроль за ребёнком должен быть на любой ступени обучения. Конечно, можно устроить свою жизнь так, чтобы ребенок не слишком обременял. При желании школьника чем-то поделиться, родители отвечают «мне некогда», «потом», «поиграй пока в компьютер». И он, постоянно видя вашу занятость, в следующий раз уже и не захочет к Вам подойти со своими вопросами, рассказами и проблемами. Посмотрит телевизор, поиграет в компьютерные игры и ляжет спать сам. Удобный ребенок. Только как оно откликнется, это удобство, когда обрушатся на ребенка бури переходного возраста, и он откажет родителям в праве интересоваться тем, где он был, с кем гулял и делал.

Что же представляет собой родительская ответственность с правовой позиции? Согласно современному законодательству, термин подразумевает совокупность следующих требований:
Воспитание. Отцам и матерям необходимо пояснять малышу нормы поведения, допустимые в данном обществе, рассказывать ему о действующих запретах, не забывая о том, что до достижения им 18-летия часть ответственности за совершенные нарушения ложится на родительские плечи.

Забота о развитии. Сюда включается физическое, нравственное, духовное и психическое развитие несовершеннолетнего, ответственность за которое несут, прежде всего, их родители. Они должны следить за тем, чтобы ребенок соответствовал по физическому развитию своим возрастным нормам, посещал школу.

Защита интересов. До достижения малышом совершеннолетия от отцов и матерей требуется обеспечение защиты его прав, не исключая имущественных.

Безопасность. Это прямая обязанность матерей и отцов – делать все возможное для того, чтобы малыш рос и развивался в безопасной для себя обстановке. Поэтому причинять своему ребенку физический, психологический или нравственный вред недопустимо.

Содержание. Родители обязаны содержать ребенка до достижения им 18-летия. Запретить, например, подростку возвращаться домой недопустимо.
Все эти аспекты и составляют ответственность родителей за воспитание детей. Нарушение любого пункта представляет собой нарушение не только прав ребенка, но и норм законодательства, поэтому предусматривает различные формы наказаний.

 

Современная семья несет наибольшую ответственность за воспитание ребенка.
Именно она должна выполнять главную задачу - обеспечивать материальные и педагогические условия для духовного, нравственного, интеллектуального и физического развития юного поколения. Законом «Об образовании» на родителей возложена ответственность за физическое здоровье и психическое состояние детей, создание условий для развития их природных способностей. От семьи начинается путь ребенка к познанию мира, своего становления как личности, путь к школьному обучению.
Воспитание и забота о детях – это важнейшая обязанность родителей. В случае уклонения родителей от исполнения своих обязанностей по отношению к ребенку, а также в случае злостного неисполнения обязанностей, к ним могут быть применены меры правовой ответственности.
С целью обеспечения защиты прав и законных интересов детей на территории Донецкой Народной Республики, а также повышения ответственности родителей за воспитание, содержание и развитие детей, создание надлежащих условий для их нормальной жизнедеятельности, Государственной службой по делам семьи и детей Донецкой Народной Республики обеспечивается инициирование вопросов о привлечении к ответственности нерадивых родителей.
Вопрос предупреждения детской безнадзорности находится в Государственной службе по делам семьи и детей Донецкой Народной Республики на особом контроле.

Образование во многом определяет жизнь человека, его благополучие и главное — возможность самореализации. Ни один человек не может найти свое единственное место в жизни, раскрыть заложенные в нем потенциальные способности без образования.

Получение образования всеми несовершеннолетними без исключения закрепляется Конституцией Донецкой Народной Республики. Закон не предусматривает ни одной уважительной причины для отказа от данного права.

Если для детей это право, то организация процесса обучения возникает в виде обязанности у родителей. В этом случае родители исполняют роль гаранта получения образования детьми. Посещение детьми учебного учреждения является обязательным условием воспитания детей и реализацией их права на образование.

Отказ в предоставлении образовательных услуг не может быть аргументирован здоровьем несовершеннолетнего. Любому обучающемуся должна быть предоставлена та программа, которая рекомендована психолого-медико-педагогической комиссией. Если ученик не может посещать школу, он переводится на одну из индивидуальных форм обучения.

Право ребенка на образование включает в себя комплекс законных интересов несовершеннолетних. При этом все они должны соблюдаться одновременно. Особенностью данного права является обязательность его реализации. Поэтому оно регулируется большим количеством нормативных актов. Основные документы, закрепляющие право несовершеннолетних жителей ДНР на образование: Конвенция по правам ребенка; Конституция ДНР; Семейный кодекс ДНР; закон об образовании.

Законные представители являются гарантом реализации права на образование. Они несут ответственность за ошибки, допускаемые несовершеннолетним в процессе обучения.Однако в определенных ситуациях именно они могут быть нарушителями, например: отсутствие в квартире оборудованного места для приготовления домашнего задания; отказ от обеспечения несовершеннолетнего одеждой и учебными принадлежностями; запрет на посещение школы; отсутствие контроля над посещаемостью занятий и успеваемостью.

Родители должны обеспечить несовершеннолетнему место для приготовления уроков. Для этого не нужны какие-то специальные приспособления, достаточно наличия письменного стола. Подготовка домашнего задания на подоконнике и других местах, не предназначенных для подобной деятельности, недопустимо.

Мать и отец обязаны обеспечивать ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь) и учебными принадлежностями. Несовершеннолетний должен посещать школу в одежде, подходящей ему по размеру и соответствующей сезону.

Законные представители не имеют права препятствовать посещению школы ребенком без уважительной причины. Это может происходить только в случае болезни или непредвиденной ситуации в семье. Родители обязаны предупредить классного руководителя о вынужденном пропуске уроков.

Согласно части 4 статьи 36 Конституции Донецкой Народной Республики основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. А обеспечивать образование – это в первую очередь обеспечить посещение занятий своим ребенком. Это – вовремя приходить в школу. Это – заниматься на уроках именно образованием, а не играми в телефонах или баловством.

Статья 41 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» Закона об образовании ДНР гласит:

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями);

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Законом и иными законами Донецкой Народной Республики, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Донецкой Народной Республики.

Принцип равной ответственности обоих родителей (и матери, и отца) за воспитание и развитие ребенка гарантирован Конституцией Донецкой Народной Республики. Так, в статье 31 Конституции указано, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Кроме того, в родительские обязанности входит и создание для малыша оптимальных условий проживания. В частности, у него должны быть необходимые продукты питания, одежда, предметы быта, все, что требуется для обучения и досуга. Поэтому в понятие «ненадлежащее воспитание» можно включить проживание малыша в антисанитарных условиях, где у него нет возможности нормально развиваться, отдыхать, играть и учиться.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, нарушение его прав и законных интересов предусмотрены две формы наказания родителей: 1)предупреждение; 2)штраф (его размер определяется индивидуально, может составлять 1-5 МРОТ). Кроме того, возможны 4 формы ответственности: административная; гражданская; семейная; уголовная.
Последняя наиболее часто используется в случаях жестокого обращения с детьми, постоянных побоев, унижения. Кроме того, есть и крайняя мера, которая используется для защиты детей, если другие оказываются бессильными. Речь идет о лишении прав на ребенка. Отметим, что возможно и восстановление таких прав, но это очень долгая и сложная процедура.
Лишение родительских прав производится в судебном порядке. Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

§ уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

§ отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации (учреждения), учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций (учреждений);

§ злоупотребляют своими родительскими правами;

§ жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

§ являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

§ совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка - это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Поэтому важнейшим вопросом в развитии личности ребенка является роль родителей в его воспитании.

Правила жизни таковы: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. Пусть ваши дети будут здоровы и физически, и духовно, поддерживайте их, направляйте на благие дела и Вы увидите — Ваш труд будет не напрасен. Счастливы там, где есть взаимопонимание.

Только когда мы вместе — ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших силах и возможностях.

Уважаемые родители! Только совместными усилиями мы сможем добиться желаемого результата как в воспитании, так и в обучении ваших детей. Давайте плыть по течению школьной жизни, по течению требований общеобразовательной организации, а не против.

Приложение

Памятки для родителей:

Памятка 1.

Для успешности своего ребенка родителям необходимо видеть его на пьедестале. Для этого:

Разговаривайте с ребенком о своих делах и о его делах независимо от того, сколько Вашему ребенку лет, даже если Вы сильно устали за день.

Помните, жалея себя, вы теряете драгоценное время для установления доверия. Вы теряете доверие своего ребенка — это дорогая потеря, а оно восстанавливается с великим трудом.

Говорите о своей любви ребенку. Если Вы раньше стеснялись это делать, сегодня ещё не поздно. Ребёнок в любом возрасте хочет слышать, что его любят, видеть ласковые глаза. Дорогие предметы не заменят ему искренних слов о любви.

Доверяйте ребенку. Доверие — это ответственность за свои поступки, умение открыто анализировать их с Вашей помощью.

Не сравнивайте ни с кем своего ребенка. Если ребенок слышит хвалебные слова в сравнении, то тем самым вы переворачиваете его душевный мир. Подсознание получило информацию, что он хуже, что он не любим. Не удивляйтесь потом откуда у Вашей дочери ужасающий цинизм или жестокость. Дети не могут быть теми, кто Вам нравиться. Вы не хотите принимать такими, какими они есть - и они мстят Вам за Ваше предательство. Эта злая черта характера может пройти через всю жизнь.

Обратитесь к специалисту, если ваши отношения не налаживаются. Воздержитесь от мнения, что только ребёнку можно пойти к педагогу или психологу и что Вы сами не нуждаетесь в помощи. Это трудно, но ребёнку еще труднее, чем Вам.

Чувство собственного достоинства развивайте. Любая неудача не должна восприниматься как провал. Если ты упал в пути, то это не значит, что ты идёшь неверной дорогой.

Используйте свой авторитет. Папа и мама для ребенка являются теми, кто открывает ему взрослый мир. Авторитет взрослого человека играет огромную роль для него при формировании взглядов и убеждений, способствует становлению его самостоятельных суждений, влияет на его поведение. Если на глазах сына отец оскорбляет мать, то эта модель воспринимается им как норма. Если добрый юмор, ненавязчивые прикосновения, улыбка присутствуют в семье, для ребенка это тоже воспринимается как норма.

Памятка 2.Уважаемые родители!

Каждый из вас желает, чтобы дети, воспитывающиеся в ваших семьях, были здоровыми, благополучными, законопослушными людьми. Простые правила, выполняя которые вы сможете предупредить негативное влияние на ваших детей, предостеречь их от попадания в круг преступников, наркоманов, токсикоманов и алкоголиков:

1.Постоянно обращайте внимание на ответственное отношение к сохранности личных вещей, в том числе мобильных телефонов, велосипедов и к появлению у них новых вещей которых вы не приобретали.

2. Требуйте от своих детей ношения в темное время суток светоотражающих элементов (фликеров). Жизнь и здоровье детей гораздо дороже стоимости фликера. Объясняйте детям, что при переходе проезжей части необходимо быть максимально внимательным и начинать переход только после остановки транспорта. Не думайте, что беда приходит в семьи только других…

3. Не допускайте бесцельного, бесконтрольного времяпровождения детей на улице. Рано или поздно это приведет к совершению правонарушений. В любой момент времени вы должны знать где, с кем находится ваш ребенок, чем занимается. Круг общения своего сына либо дочери вы должны знать с именами и фамилиями, адресами и телефонами.

4. Не допускайте нахождения ребенка вне дома в позднее время суток и в ночное время. Если сын или дочь отпрашиваются переночевать у друзей либо знакомых, будьте уверены, что ничего хорошего от этого вам ждать не придется. Как правило, в таких ситуациях ваш ребенок хочет бесконтрольно и весело провести время. Большая часть преступлений подростками совершаются именно в позднее и ночное время, а также ваши дети сами могут стать жертвой преступления.

5.Обязательно посещайте родительские собрания, поддерживайте связь с воспитателем, педагогом социальным, обращайтесь за помощью к педагогу психологу.

6. Больше общайтесь с ребенком о его делах, проблемах, успехах и неудачах, о взаимоотношениях со сверстниками, в том числе в школе и по месту жительства.

7. Ваши дети должны четко понимать, что вы крайне отрицательно относитесь к употреблению алкоголя в несовершеннолетнем возрасте, регулярно напоминайте им об этом. Не вздумайте наливать им алкогольные напитки, в том числе на праздники. Если же вы это делаете, то сами способствуете «воспитанию» будущего алкоголика.

8. Если вы позволяете ребенку курить либо «закрываете на это глаза», то вы рискуете, что кроме проблем со здоровьем, ребенок в будущем приобретет и другие вредные привычки, такие как употребление алкоголя, токсических веществ, наркотиков.

ПОМНИТЕ! В оспитание детей - это не только желание и добрая воля родителей, а обязанность, закрепленная на законодательном уровне.

Памятка 3.

Если:
Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
Ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
Ребенка хвалят, он учится быть благородным;
Ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
Ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным;
Ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Памятка 4.

Памятка для родителей по правовому воспитанию

Ребенок будет уважать права других людей, если его права будут уважаться, если он сам будет составлять правила поведения и нести за них ответственность.
Когда нарушаются права ребенка?

∙ Когда нет безопасности для его жизни и здоровья.

∙ Когда его потребности игнорируются.

∙ Когда по отношению к ребенку наблюдаются случаи насилия или унижения.

∙ Когда нарушается неприкосновенность ребенка.

∙ Когда ребенка изолируют.

∙ Когда ребенка запугивают.

∙ Когда он не имеет права голоса в процессе принятия важного для семьи решения.

∙ Когда он не может свободно выражать свои мысли и чувства.

∙ Когда его используют в конфликтных ситуациях с родственниками.

∙ Когда ребенок становится свидетелем унижения достоинства других людей.

 

Памятка 5.


1. Никогда не занимайтесь "воспитательной работой" в плохом настроении.

2. Четко определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и нецелесообразные шаги к цели.

5. Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их.

6. Укажите ребенку на допущенную ошибку, чтобы она осмыслила ее.

7. Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его отдельные поступки - не одно и то же.

8. Дайте ребенку почувствовать (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на ошибку.

9. Воспитание - это преемственность действий.

10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: