КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ




«Барокко в западноевропейской музыке. Зарождение и развитие оперы в XVII-XVIII веках»

На рубеже XVI-XVII веков в европейской культуре на смену гармоничному Возрождению приходит барокко (в переводе означает «странный», «вычурный», «причудливый»).

Главными чертами стиля стали напряженность, контрастность, динамичность, страстность, слияние фантазии и реальности. Создавалась новая система духовного воспитания человека. Считалось, что человек должен покаяться в грехах, привести душу в полное подчинение воле Божьей. Эти религиозные идеи легли в основу стиля барокко, который сложился и расцвел в Италии в конце XVI века.

Композиторы XVII-XVIII веков обычно не только сочиняли музыку, но и занимались педагогической деятельностью, виртуозно играли на музыкальных инструментах. Совмещая службу в церкви со службой у богатого аристократа, музыканты соединяли разные жанры в одном произведении – например, песенную арию с григорианским хоралом, мадригал с духовным мотетом и концертом.

В городах Кремона и Брешия жили целые семьи гениальных итальянских мастеров, которые делали скрипки, альты, виолончели. Наиболее знакомые из них – Андреа и Николо Амати, Антонио Страдивари, Андреа и Джузеппе Гварнери, Джованни Маджини. Каждая семья строго хранила секреты изготовления лака, работы с деревом и передавала их из поколения в поколение. Инструменты, созданные их руками, и сегодня поражают нас своими певучими неповторимыми голосами. Антонио Страдивари даже давал имена своим скрипкам – «Лебедь », «Император », «Санта Мария »…

В эпоху барокко родились новые светские музыкальные жанры – опера, инструментальный концерт, соната, оратория, кантата, сюита, небольшие пьесы (фантазии, токкаты, прелюдии).

Развивалась музыкальная теория. В своих трактатах писатели и композиторы пытались осмыслить выразительные возможности музыки, систематизировать исторические и биографические сведения, сформулировать педагогические и исполнительские принципы, разработать учение об аккордах, тональностях.

Композиторы, творившие в это время, достигли высочайших вершин в музыкальном искусстве (К. Монтеверди, Г. Перселл, Дж. Фрескобальди,
А. Скарлатти, Д. Скарлатти, Дж. Перголези, А. Корелли, А. Вивальди,
Г. Гендель, И. С. Бах). На их музыке воспитывались последующие поколения музыкантов. А интерес к их творчеству с годами только увеличивается.

 

Музыка еще с давних времен звучала в различных театральных представлениях. А как самостоятельный жанр опера возникла только на рубеже XVI-XVII в. Именно в это время сложились благоприятные условия для её появления. Во-первых, живительная атмосфера эпохи Возрождения; во-вторых, соединение разных видов искусства, характерное для эпохи барокко. Так одно произведение соединило в себе музыку, поэзию, драматургию, театральную живопись.

Возникновение нового жанра непосредственно связано с возрождением в буквальном смысле древнегреческой драмы. Не случайно первые оперные сочинения назывались музыкальными драмами, мелодрамами, трагикомедиями. Само название «опера» (с итал. «сочинение») появилось около 1605 года и быстро вытеснило все предыдущие. Родиной оперы принято считать Флоренцию – город в Италии, где начинали свой путь Данте Алигьери, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль.

В доме любителя музыки графа Джованни Барди собирались просвещенные любители музыки, поэты, ученые, актеры. Бывали здесь и профессиональные композиторы Якопо Пери (1561-1633), Джулио Каччини (1550-1618), Винченцо Галилей (1520-1591), отец ученого Галилео Галилея. Заседания проходили в домашней, камерной обстановке (от итал. Camera – комната) поэтому кружок и получил название Флорентийская камерата.

Главной целью участников камераты было вернуть к жизни драмы Эсхила, Эврипида и Софокла. Однако для постановки древнегреческих пьес требовалось музыкальное сопровождение, а образцов такой музыки не сохранилось. Тогда и было решено сочинить собственную музыку в духе античной драмы. Так, пытаясь воссоздать древнее искусство, они открыли новый музыкальный жанр, которому было суждено сыграть решающую роль в истории музыки, - оперу.

Ранние флорентийские оперы сочинялись на сюжеты из греческих мифов. Первые дошедшие до нас оперы под одинаковым названием «Эвридика» были написаны композиторами Якопо Пери (1600) и Джулио Каччини (1602) на сюжет знаменитого мифа о певце Орфее. Музыка следовала за текстом, и пение представляло собой монотонную декламацию – речитатив. Чтобы показать личные переживания героев, вместо полифонии в операх стал преобладать гомофонно-гармонический стиль, при котором мелодию сопровождал аккомпанемент.

Опера стала быстро развиваться. В крупных городах Италии – Флоренции, Риме, Венеции, Неаполе сложились свои оперные школы. Лучшие черт разных школ объединили в своем творчестве Клаудио Монтеверди (1567-1643). Он родился в Кремоне, учился в Мантуе, а последние 30 лет жизни прожил в Венеции, где благодаря ему был открыт первый в мире публичный оперный театр (1637).

Уже в первых операх – «Орфей» (1607) и «Ариадна» (1608) композитору удалось музыкальными средствами передать глубокие и страстные чувства, напряженное драматическое действие. Монологи, диалоги, хоровые эпизоды плавно перетекают друг в друга. В речитативе ясно звучит каждое слово, а музыка тонко передает оттенки настроения. Оркестровая музыка не просто сопровождала пение, но и рассказывала о событиях на сцене и переживаниях персонажей.

К началу XVIII в. Сложилась оперная школа в Неаполе, основными чертами которой были повышенное внимание к пению и ведущая роль музыки. Именно в Неаполе был создан вокальный стиль «бельканто» (с итал. «прекрасное пение»), который славился необычайной красотой звучания, мелодичностью и техническим совершенством. Возникнув в аристократической среде, в течение XVIII века опера становится все более демократическим, доступным широкой публике искусством. Каждый праздник или прием высоких гостей сопровождался премьерой оперы. К примеру, Алессандро Скарлатти (1660-1725) написал около 200 опер.

Именно в творчестве этого композитора неаполитанской школы утвердился жанр opera-seria, то есть серьезной оперы. Это было пышное представление с батальными сценами, стихийными бедствиями, где герои совершали различные подвиги. Однако действие оперы, как правило, было статичным.

В рамках оперы seria сложились несколько типов арий: героические, патетические (страстные). В подобных операх певцы демонстрировали красоту своего голоса, пели на «бис». Как следствие, и без того нежизненное действие останавливалось. В результате, опера переживает первый в своей истории кризис.

Но именно в это время в Неаполе появляется новый оперный жанр – opera – buffa (комическая опера). Её истоками были шуточные сценки, которые разыгрывались в антрактах между актами оперы-seria и вскоре выросли в самостоятельный оперный жанр.

Рождение оперы- buffa считается 1733 год, когда в Неаполе впервые прозвучала опера «Служанка-госпожа» Джованни Перголези (1710-1736). Вместо легендарных героев на сцену пришли персонажи из реальной жизни – жадные торговцы, кокетливые служанки, бравые военные, слуги, крестьяне. В основе сюжета лежала интрига с переодеваниями, где слуги одурачивали шлупого богатого хозяина. От музыки требовалась изящная легкость, от действия – стремительность. Если в опере-seria на первом плане были арии, то в опере-buffa – разговорные диалоги с вокальными ансамблями.

Разновидности комической оперы появляются и в других странах. Во Франции – опера-комик, в Англии – опера-маска, в Германии и Австрии – зингшпиль. Каждая из этих национальных школ выдвинула замечательных представителей комедийного оперного жанра. Блистательный успех комической оперы, появившейся уже во всех столицах Европы, показал, что опера может и должна быть искусством, связанным с действительностью, что она способна отражать реальные характеры и ситуации и в комическом, и в серьезном виде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: