Задание 1. «Определение и описание исследовательской проблемы»




Институт государственного управления и предпринимательства

Кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

 

 

Выполнила студентка

группы УПЗМ-180704

Шарова В.И.

 

 

Научный руководитель

Шуклина Е.А.

 

Екатеринбург

2019

Задание 1. «Определение и описание исследовательской проблемы»

 

Анализ опыта работы педагогов системы общего образования по профориентационной деятельности.

1. Формулировка проблемы:

Социальная (управленческая): неэффективность проводимойработы по профориентационной деятельности педагогами системы общего образования.

Исследовательская (научная): исследовать опыт работы педагогов системы общего образования по профориентационной деятельности и выявить необходимость привлечения работодателей к профориентационной деятельности, как условие проведения эффективной профориентационной работы.

Объект –экспертное сообщество (педагоги и руководители учреждений системы общего образования).

Предмет – потребностьпедагогов системы общего образованияв повышении эффективности работы по профориентационной деятельности.

2. Определение цели и задач

Цель: выявить потребность в повышении эффективности работы по профориентационной деятельности педагогов системы общего образования.

Задачи:

Группа 1:

1) выявить мнение педагогов учреждений системы общего образования о методах и мероприятиях по проводимой профориентационной работы в учреждении;

2) выявить оценку педагогов учреждений системы общего образования об эффективности проводимой профориентационной работы в учреждении;

3) выявить возникающие проблемы у педагогов учреждений системы общего образованияво время проведения профориентационной работы в учреждении;

4) выявить мнение педагогов учреждений системы общего образования о необходимости привлечения работодателей к профориентационной деятельности, как условие проведения эффективной профориентационной работы.

Группа 2:

1) выявить мнение руководителейучреждений системы общего образования о методах и мероприятиях по проводимой профориентационной работы в учреждении;

2) выявить оценку руководителейучреждений системы общего образования об эффективности проводимой профориентационной работы в учреждении;

3) выявить возникающие проблемы у руководителейучреждений системы общего образованияво время проведения профориентационной работы в учреждении;

4) выявить мнение руководителейучреждений системы общего образования о необходимости привлечения работодателей к профориентационной деятельности, как условие проведения эффективной профориентационной работы.

3. Интерпретация основных понятий

Понятие «профессиональное самоопределение» – процесс и результат формирования готовности человека самостоятельно планировать, корректировать и реализовывать свой образовательно-профессиональный путь. Профессиональное самоопределение не может происходить без учета потребностей рынка труда в кадрах, обнаружения внутренних и внешних проблем саморазвития, а также использования ресурсов по предоставлению помощи и защиты в обнаружении и преодолении ограничителей свободы профессионального выбора.

Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования предоставляет следующее определение профессионального самоопределения – длительный процесс, который продолжается на протяжении всей трудовой жизни человека, и соответственно он постоянно уточняет для себя смыслы своего профессионального труда, соотнося их со смыслами всей своей жизни[1].Система действий по сопровождению профессионального самоопределения, реализуемому на всех обозначенных уровнях, носит название профессиональной ориентации (профориентации).

Согласно Положениюо профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, которое проявляется в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения. Общество поддерживает и развивает природные дарования, а также проводит комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда[2].

На сегодняшний день, очевидно, что для обеспечения профессионального самооопределения обучающихся недостаточно одной только рекламно-информационной работы или набора «профориентационных мероприятий», что нельзя основывать профориентационную работу на теоретическом подходе. Необходимо создание единой профориентационной системы, а также включение в систему профориентационной работы практикоориентированные мероприятия и методы.Поэтому, сопровождение профессионального самоопределения – значимая составная часть общего процесса сопровождения самоопределения. Она должна рассматриваться как равноправный элемент в системе «общее образование – сопровождение профессионального самоопределения – профессиональное образование».

В системе профориентационной работы важным является обеспечение тесных связей с работодателями, скоординированность действий участников образовательных отношений, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, государственных органов образования, здравоохранения, по труду и занятости населения и других общественных объединений и организаций, ответственных за воспитание, образование, профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и трудоустройство молодёжи.

Процесс сопровождения профессионального самоопределения обучающихся связан с инновационной деятельностью и требует от школы мобилизации всех её ресурсов (кадровых, организационно-педагогических, информационно-образовательных, технологических, управленческих, материально-технических и т.д.) для максимальной системности работы по данному направлению. Система профориентации должна обеспечивать:

1) преемственность общего и профессионального образования;

2) формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, осознанному выбору профессий с учетом потребностей регионального рынка труда;

3) внедрение практикоориентированных мероприятий и методов в систему профессиональной ориентации в учреждениях системы общего образования;

4) информирование педагоговучреждениями системы общего образования о современном состоянии рынка труда, о возможностях построения профессиональной карьеры учеников, о появлении новых профессий на мировой арене, а также о лучших практиках построения работы по профессиональной ориентации;

5) установление тесных связей между учреждениями системы общего образования и работодателями.

Элементами системы профориентации обучающихся являются:

1) диагностика личностного развития обучающихся в аспектах профессионального самоопределения, ведение мониторинга готовности обучающихся к профессиональному самоопределению;

2) реализация основных образовательных программ с профориентационной направленностью;

3) внеурочная деятельность по профориентации обучающихся;

4) проведение профессиональных проб;

5) внедрение дополнительных практикоориентированных методов и мероприятий по профориентации;

6) привлечение работодателей к профориентационной деятельности, как условие проведения эффективной профориентационной работы.

4. Системный анализ объекта

Для эффективного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся требуется особая работа педагогических коллективов, каждого педагога в отдельности, а также руководителей учреждений системы общего образования. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения заключается в содействии учащемуся в использовании ресурсов помощи и защиты в проектировании собственного образовательно-профессионального пути (в обнаружении и преодолении внешних и внутренних препятствий – ограничителей свободы профессионального выбора).Основные группы задач профессионального самоопределения: информационно-справочные, просветительские; диагностические; морально-эмоциональная поддержка человека; помощь в выборе, в принятии решения.

5. Гипотезы:

Группа 1:

1) педагогиучреждений системы общего образования считают, что методы и мероприятия по проводимой профориентационной работы в учреждении устарели;

2) педагогиучреждений системы общего образованиясчитают проводимую профориентационную работу в учреждении неэффективной;

3) у педагогов учреждений системы общего образованияво время проведения профориентационной работы в учреждении возникают проблемы, связанные с организационными, информационными и управленческими несовершенствами;

4) педагогиучреждений системы общего образованиясчитают важной необходимостью привлечение работодателей к профориентационной деятельности, как условие проведения эффективной профориентационной работы.

Группа 2:

1) руководителиучреждений системы общего образования считают, что методы и мероприятия по проводимой профориентационной работы в учреждении устарели;

2) руководителиучреждений системы общего образованиясчитают проводимую профориентационную работу в учреждении неудовлетворительной;

3) у руководителейучреждений системы общего образованияво время проведения профориентационной работы в учреждении возникают проблемы, связанные с кадровыми и административными несовершенствами;

4) руководителиучреждений системы общего образованиясчитают необходимым привлечение работодателей к профориентационной деятельности, как условие проведения эффективной профориентационной работы.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Об образовании в Российской Федерации:федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.– Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 13.12.2018).

2. Об утверждении областной целевой программы «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа») на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] // офиц. сайт портала «Региональное законодательство». – Режим доступа: https://www.regionz.ru/index.php?ds=862764 (дата обращения: 13.12.2018).

3. Инновационные практики профориентационной работы и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся: сборник научно-практических материалов / сост: Иванова С.В. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», кафедра профессионального образования. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2016. - 167 с.

4. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.] – М.: Федеральный институт развития образования. – М.: Издательство «Перо», 2014. – 38 с.

5. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005. – 208 с.– Режим доступа: https://strjschool1.ucoz.ru/prof/rezapkina-psikhologija_i_vybor_professii.pdf (дата обращения: 13.12.2018).

6. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. – 6-е изд., стер. ­– М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 496 с.– Режим доступа: https://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_22222.pdf – Режим доступа: https://strjschool1.ucoz.ru/prof/rezapkina-psikhologija_i_vybor_professii.pdf (дата обращения: 13.12.2018).

7. Резапкина Г.В. Психологическая диагностика: от констатации к развитию. Сб. материалов III Всероссийской конференции «Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса». Челябинск, Южно-Уральский университет, 2015. – 271 с. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24066755 (дата обращения: 13.12.2018).

8. Рекомендации по организации профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях[Электронный ресурс] // офиц. сайт Федерального института развития образования. – Режим доступа: https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2017/01/Rekomendacii_proforient.pdf (дата обращения: 12.12.2018).

9. Методическое пособие «Региональный опыт организации профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях»[Электронный ресурс] // офиц. сайт Федерального института развития образования. – Режим доступа:https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2017/01/Metod_posobie.pdf (дата обращения: 11.01.2019).

10. Методические рекомендации по основам выбора профессии и учебного заведения [Электронный ресурс] // офиц. сайт ГОУ ДПО «Коми республиканский институт развития образования». – Режим доступа: https://minobr.rkomi.ru/left/sist_obraz/proff/prof_orient_rabot/ (дата обращения: 11.01.2019).

11. Фролова Е.В., Медведева Н.В. Социальное партнерство бизнеса и власти: взаимные ожидания и тенденции развития в современных условиях // Социологические исследования, 2018. № 2. – Режим доступа: https://socis.isras.ru/files/File/2018/2018_2/Frolova.pdf (дата обращения: 11.01.2019).

12. Шафранов-Куцев Г. Ф. Современные вызовы и реальность профориентационной деятельности в системе «школа – вуз – рынок труда» // Социологические исследования, 2015. № 1. – Режим доступа: https://socis.isras.ru/files/File/2015/2015_1/Shafranov-Kutsev.pdf (дата обращения: 11.01.2019).

13. Шафранов-Куцев Г. Ф. Модернизация российского профессионального образования: проблемы и перспективы: моногр. Тюмень: Изд-во Тюмен. Гос. Ун-та, 2011 // Образование и наука, 2012. № 4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/shafranov-kutsev-g-f-modernizatsiya-rossiyskogo-professionalnogo-obrazovaniya-problemy-i-perspektivy-monogr-tyumen-izd-vo-tyumen-gos-un-ta (дата обращения: 11.01.2019).

14. Модели дуального обучения в инновационной практике профессионального образования Пермского края: Сборник материалов / Под общ. ред. Г.А. Клюевой. Пермь: ИРО ПК, 2016. 192 с. – Режим доступа: https://minobr.permkrai.ru/upload/iblock/387/Сборник%20опыта_1-192%20(2).pdf (дата обращения: 11.01.2019).

15. Участие работодателей в реализации образовательных программ и внешней оценке результатов обучения / По результатам внешних оценок качества, проведенных АККОРК в 2007 - 2011 годах. М: Агентство по общественному контролю качества образования и развития карьеры, 2012. 23 с. – Режим доступа: https://www.akkork.ru/general/upload/rabotodatel.pdf (дата обращения: 11.01.2019).

16. Традиционная и инновационная наука: история,современное состояние, перспективы: сборник статейМеждународной научно - практической конференции (1 июня 2016 г.,г. Уфа). В 4 ч. Ч.1. – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – 344 с. – Режим доступа: https://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK129-4.pdf (дата обращения: 11.01.2019).

17. Иванычева Т. А. Практико-ориентированная (дуальная) модель подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена: Методическое пособие. – Тюмень, ТОГИРРО, 2017. – 52 с.– Режим доступа: https://togirro.ru/assets/files/2017_RAZV_PROF_OBRAZ/dualnaya_model_obucheniya.pdf (дата обращения: 11.01.2019).

18. По реализациидуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров: методические рекомендации. – М: Агентство стратегических инициатив, 2015. – 136 с. – Режим доступа: https://www.wikiregstandard.ru/images/7/72/Методические_рекомендации_по_реализации_дуальной_модели_подготовки_кадров_2.0.pdf (дата обращения: 11.01.2019).

19. Положение о региональном стандарте кадрового обеспечения промышленного роста Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» [Электронный ресурс] // офиц. сайт Агентства стратегических инициатив. – Режим доступа: https://invest.gov-murman.ru/upload/files/standart_kpr_upd.pdf (дата обращения: 12.12.2018).

20. Опыт внедрения элементов системы дуального обучения в профессиональных образовательных организациях Свердловской области: методические рекомендации / авт.-сост.: Е. Н. Байдало, М. А. Герасимова, Е. В. Шлыкова: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2016. – 70 с. – Режим доступа: https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2017/11/Мет_рек_EETK.pdf (дата обращения: 12.12.2018).

 


[1]Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.] – М.: Федеральный институт развития образования. – М.: Издательство «Перо», 2014. – 38 с.

[2]Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 № 1186). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12217/ (дата обращения: 19.05.2018).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: