Семинарское занятие 6 по теме «Теория потребления»




А. Вопросы семинарского занятия

1. Общая и предельная полезность

2. Кривые безразличия.

3.Предельная норма замены.

4. Бюджетные ограничения потребителя

5. Эффект замещения и эффект дохода.

 

Б. Задания, контрольные вопросы, тесты и задачи

 

Задание подгруппе 1. Общая и предельная полезность.

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Содержание понятия предельной полезности товара.

2. Отличие предельной полезности от общей.

3. Закон убывающей предельной полезности.

4. Правило максимизации полезности.

 

Б) В таблице 1 показаны 3 набора безразличия двух товаров: продуктов питания (П) и развлечений (Р), каждый из которых представляет различный уровень полезности. Таблица 1.

Набор 1. Кривая безразличия с.1   Набор 2. Кривая безразличия с. 2   Набор 3. Кривая безразличия С. 3  
П Р П Р П Р
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

А) начертите 3 кривые безразличия

Б) Какая из кривых безразличия отражает наиболее высокий уровень полезности?

В) Какая из кривых безразличия представляет самый низкий уровень полезности?

 

Задание подгруппе 2. Кривые безразличия.

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Характеристика кривых безразличия.

2. Свойства кривых безразличия.

3. Карта кривых безразличия

 

Б) Решите задачу: Кривые безразличия потребителя характеризуются следующими данными:

Таблица 2.

Единица товара А (шт.) Единица товара Б (шт.)
   
   
   
   

Доход, которым располагает потребитель, составляет 24 ден. ед. Цена товара А -1,5 денежных единиц, а Б –1 денежная единица.

В какой оптимальной комбинации должен совершить покупку потребитель?

 

Тест

Если доход потребителя возрастет, то бюджетная линия сдвинется:

А) параллельно влево:

Б) параллельно вправо;

В) вправо и изменит наклон;

Г) влево и изменит наклон.

 

Задание подгруппе 3. Предельная норма замены.

А) Рассмотрите следующие положения:

1.Понятие предельной нормы замены

2. Норма предельной полезности в положении потребительского равновесия

3. Кривые безразличия для взаимозаменяемых и взаимодополняемых благ.

 

Б) Решите задачу: Потребитель находится в состоянии равновесия при следующей структуре его покупок: 2 кг овощей по 3 ден. ед. за килограмм и 4 кг фруктов по 5 ден. ед. Определите предельную норму замещения фруктов овощами и бюджетное ограничение потребителя.

 

Задание подгруппе 4. Бюджетные ограничения потребителя.

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Экономические факторы, ограничивающие возможности потребителя при покупке товаров.

2. Понятие бюджетной линии и бюджетного пространства.

3. Зависимость поведения бюджетной линии от изменения дохода и цен.

4. Равновесие потребителя

 

Б) Решите задачу: Студент еженедельно получает от родителей 20 долларов на карманные расходы. Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначив продукты питания на вертикальной оси, а развлечения – на горизонтальной:

А) цена продуктов питания (Рп) – 50 центов за единицу, цена развлечений (Рр) – 50 центов за единицу;

Б) Рп =50 центов; Рр = 1 дол.

В)Рп = 1 дол.; Рр = 50 центов;

Г) Рп = 40 центов, Рр = 40 центов;

Д) Рп = 50 центов, Рр = 50 центов, но доходы студента увеличились до 25 дол. в неделю.

Прокомментируйте бюджетные линии г) и д) и сравните их с бюджетной линией а)

 

Задание подгруппе 5. Эффект замещения и эффект дохода.

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Понятие и содержание эффекта дохода.

2. Содержание эффекта замещения.

3. Влияние, оказываемое эффектом дохода и эффектом замещения на величину спроса.

4. Благосостояние и выигрыш потребителя.

 

Б) Решите задачу: Покупатель Х при цене блага А, равной 3 дол., покупает 2единицы данного товара. Цена блага уменьшилась с 3 дол. до 1 дол. за единицу. Определите эффект дохода.

 

Дополнительная литература:

1. Потапов В.В. Модификация теории полезности. – М. 1984

2. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. Т 1,2. – М., 1985

3. Теория потребительского поведения и спроса. СПб. 1993

 

Семинарское занятие 7 по теме «Рынки факторов производства »

А. Вопросы семинарского занятия

1. Сущность, виды цен. Принципы ценообразования

2. Особенности ценообразования на рынке труда

3. Рынок капитала. Процентная ставка

4. Рынок земли. Рента, цена земли

5. Рынок ценных бумаг

 

Б. Задания, контрольные вопросы, тесты и задачи

 

Задание подгруппе 1. Сущность, виды цен. Принципы ценообразования

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Роль цен в экономике

2. Стоимостная, потребительная и меновая концепция.

3. Функции цены

4. Характеристика основных видов цен.

 

Б) На схеме покажите механизм образования цены товаропроизводителя, оптовой и розничной цены.

В) Тест

Спрос на ресурсы зависит от:

А) цены продукта, производимого при помощи данного ресурса;

Б) цен взаимодополняемых ресурсов;

В) цен ресурсов – субститутов (заменителей);

Г) цены данного ресурса;

Д) все перечисленные ответы являются верными.

 

.Задание подгруппе. 2. Особенности ценообразования на рынке труда.

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Механизм функционирования рынка труда.

2. Эффект замещения и эффект дохода на рынке труда.

3. Понятие заработной платы.

4. Системы и формы заработной платы.

 

Б) На схеме покажите системы и формы заработной платы.

 

В) Тест

При увеличении ставок заработной платы:

А) произойдет сокращение занятости, если спрос на труд эластичен;

Б) произойдет сокращение занятости, если спрос на труд абсолютно неэластичен;

В) произойдет увеличение занятости, если спрос на труд эластичен

Г) произойдет сокращение занятости, если спрос на труд неэластичен.

 

Задание подгруппе 3. Рынок капитала. Процентная ставка

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Особенности ценообразования на рынке капитала.

2.Спрос, предложение, цена капитала

3.Процентная ставка (норма) капитала

4. Влияние процентной ставки на инвестиции.

 

Б) Начертите график равновесия на рынке капитала

 

В) Тест.

Студент имеет 100 долл. И решает сберечь их или потратить. Если он положит деньги в банк, то через год получит 112 долларов. Инфляция составляет 14% в год.

А) какова номинальная ставка процента?

Б) какова реальная ставка процента?

В) что бы Вы посоветовали студенту?

Г) как повлияло бы на Ваш совет снижение инфляции до 10% при неизменной ставке банка?

 

Задание подгруппе 4. Рынок земли. Рента.

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Особенности рынка земли.

2. Спрос, предложение земли.

3. Абсолютная, дифференциальная и монопольная рента.

4. Порядок определения цены земли.

 

Б) Начертите график равновесия на рынке земли

В) Тест

Рыночная цена на землю зависти от:

А) цены на потребительские товары и услуги;

Б) годовой ренты с участка земли и величины ссудного процента;

В) ее местоположения;

В) желания приобрести землю в частную собственность;

Задание подгруппе 5. Рынок ценных бумаг.

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Функции, которые выполняет в экономике рынок ценных бумаг.

2. Понятие и виды ценных бумаг.

3. Дивиденд на акции.

 

Б) На схеме покажите виды ценных бумаг.

В) Тест

При решении вопроса об инвестициях предприятие должно учитывать:

А) номинальную ставку процента;

Б) реальную процентную ставку;

В) номинальную ставку процента за вычетом реальной;

Г) реальную процентную ставку за вычетом номинальной.

 

Дополнительная литература:

1. Ивашковский С. Н. Микроэкономика. – М., 2002

2. Курс экономической теории. – Мн., 2003

3. Курс экономической теории./под ред. А. В. Сидоровича. – М., 2001

 

Семинарское занятие 8 по теме « Национальная экономика: цели и структура»

А. Вопросы семинарского занятия

1. Понятие национальной экономики

2. Структура национальной экономики.

3. Особенности сложившееся структуры национальной экономики стран СНГ.

4. Валовой внутренний продукт, его формы и измерение

5. Проблемы сбалансированности национальной экономики

 

Б. Задания, контрольные вопросы, тесты и задачи

Задание подгруппе 1. Понятие национальной экономики

А) Рассмотрите следующие положения:

1.Понятия национальная экономика и экономическая система

2. Основные цели национальной экономики

3. Стратегия устойчивого развития.

 

Б) На схеме отразите основные цели национальной экономики.

В) Тест

Что из перечисленного включается в состав ВВП?

А) услуги домашней хозяйки;

Б) покупки облигаций у корпорации;

В) стоимость нового учебника в местном магазине;

Г) покупка у соседа подержанного автомобиля.

 

Задание подгруппе 2. Структура национальной экономики.

А) Рассмотрите следующие положения:

1.Производство товаров и производство услуг.

2.Воспроизводственная структура.

3.Социальная структура и инфраструктура.

4 Сбалансированность национальной экономики

Б) На схеме отразите структуру национальной экономики и ее составные части.

В) Тест

Какая из перечисленных величин не используется при определении объема национального дохода?

А) рентный доход;

Б) прибыль корпораций;

В) заработная плата и пособия;

Г) государственные трансфертные платежи

 

Задание подгруппе 3. Особенности сложившейся структуры национальной экономики Республики Беларусь

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Соотношение производства и сферы услуг

2. Причины, повлиявшие на структуру национальной экономики.

3. Основные меры по структурной перестройке экономики.

4. Роль государства в структурной перестройке экономики.

 

Б) Покажите динамику основных макроэкономических показателей Республики Беларусь за последние 5 лет.

В) Тест

При расчете национального дохода (НД) и ВВП нельзя суммировать:

А) правительственные закупки, заработную плату и жалованье;

Б) прибыль корпораций и процентные платежи предпринимателей за кредит;

В) чистые инвестиции и потребительские расходы;

Г) потребительские расходы и личные сбережения.

 

Задание подгруппе 4. Валовой внутренний продукт (ВВП), его формы и измерение

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Понятие ВВП и ВНП

2. Система национальных счетов

3. Методы исчисления ВВП

4. Номинальный и реальный ВВП.

 

Б) На схеме покажите основные методы расчета ВВП

В) Тест

Реальный ВНП – это…

А) чистый национальный продукт

Б) номинальный ВНП, скорректированный на уровень инфляции;

В) национальный доход за вычетом частных инвестиций;

Г) то же самое, что и номинальный ВНП.

 

 

Задание подгруппе 5. Проблемы сбалансированности национальной экономики

А) Рассмотрите следующие положения:

1.Формы макроэкономического регулирования

2.Централизованное планирование.

3.Опыт различных стран по макроэкономическому регулированию.

 

Б) На схеме покажите основные методы макроэкономического регулирования.

В) Тест

Если объем номинального ВНП и уровень цен повысились, то:

А) реальный ВНП не изменился;

Б) реальный ВНП увеличился, но в меньшей степени, чем цены;

В) реальный ВНП сократился;

Г) Данная информация не позволяет определить динамику реального ВВП.

Д) Все предыдущие ответы неверны.

 

Дополнительная литература:

1. Ивашевский С. Н. Макроэкономика: Учеб. – М., 2002

2. Макроэкономические проблемы развития Беларуси: Материалы цикла семинаров. /под ред. В.А. Комкова. – МН., 2002

3. Писарик Г.П. Информационно-инновационное развитие экономики Беларуси: концепции, модели, системы /Г.П. Писарик. – Минск: БГУ, 2005. -320 с.

4. Статистика национального счета: показатели, методы анализа. Справочное пособие. /под ред. И.В. Телюка.- Мн., 1995

 

Семинарское занятие 9 по теме «Макроэкономическая нестабильность и ее основные проявления».

А. Вопросы семинарского занятия

1.Цикличность экономического развития

2. Экономический рост

3. Инфляция, сущность, причины, виды

4. Занятость населения, безработица и ее виды

5. Антиинфляционная политика

 

Б. Задания, контрольные вопросы, тесты и задачи

 

Задание подгруппе 1. Цикличность экономического развити я

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Экономический цикл и его фазы

2. Понятие кризиса. Типы кризиса.

3. Особенности современных циклов

 

Б) На схеме покажите фазы цикла

В) Тест

Инфляция может быть связана:

А) только с падением ВВП;

Б) только с ростом ВВП;

В) с ростом или падением ВВП в зависимости от источника ее развития;

Г) Все ответы неверны.

 

Задание подгруппе 2. Экономический рост.

А) Рассмотрите следующие положения:

1.Понятие экономического роста

2. Типы экономического роста

3. Проблемы измерения экономического роста.

Б) На схеме отразите источники и факторы экономического роста.

В) Тест

Экономический рост может быть проиллюстрирован:

А) сдвигом влево кривой производственных возможностей;

Б) сдвигом вправо кривой производственных возможностей;

В) движением точки по кривой производственных возможностей;

Г) движением от одной точки к другой внутри кривой производственных возможностей;

Д) движением от одной точки к другой за пределами кривой производственных возможностей.

 

Задание подгруппе 3. Инфляция, сущность, причины, виды

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Понятие инфляции, типы, виды

2. Факторы инфляционных процессов в экономике.

3. Оценка уровня инфляции

 

Б) На схеме отразите причины инфляции

В) Тест

Что из перечисленного не имеет отношения к инфляции, обусловленной ростом издержек производства:

А) рост занятости и объема производства;

Б) рост стоимости издержек на единицу продукции;

В) догоняющий рост заработной платы;

Г) шоки предложения;

Д) рост процентной ставки.

 

Задание подгруппе 4. Занятость населения, безработица и ее виды

А) Рассмотрите следующие положения:

1.Понятие и виды занятости

2.Безработица и ее виды

3.Инфляция и безработица. Кривая Филипса

 

Б) На схеме отразите альтернативу выбора между инфляцией и безработицей

В) Тест

В условиях полной занятости уровень фрикционной безработицы должен:

А) равняться 0;

Б) быть менее 1%;

В) быть меньше, чем уровень циклической формы безработицы;

Г) все предыдущие ответы неверны.

 

Задание подгруппе 5. Антиинфляционная политика.

А) Рассмотрите следующие положения

1.Политика экспансии

2.Политика сдерживания

3.Политика предложения

Б) На схеме (рисунке) покажите основные рычаги управления инфляционными процессами

 

В) Тест

Если номинальный доход повысился на 8%, а уровень цен вырос на 10%, то реальный доход:

А) увеличился на 2%;

Б) увеличился на 18 %;

В) снизился на 2%;

Г) снизился на 18 %;

Д) остался прежним.

 

Дополнительная литература:

1. Бобкова И. Н. Основы экономической теории. – Мн. 2001

2. Инфляционные процессы и политика ценообразования в экономическом развитии Беларуси. Материалы цикла семинаров. /под ред. В. Н. Комкова. – Мн., 2002

3. Тихонов А. Антиинфляционное регулирование: традиции, реальность. Банковский вестник. – 2002, №1

 

Семинарское занятие 10 по теме «Финансовая система и финансовая политика».

А. Вопросы семинарского занятия

1. Сущность финансовой системы и ее структура

2. Теория налогов и принципы налогообложения

3. Государственный бюджет.

4. Бюджетный дефицит и государственный долг.

5. Сущность и задачи фискальной политики

 

Б. Задания, контрольные вопросы, тесты и задачи

 

Задание подгруппе 1. Сущность финансовой системы и ее структура.

А) Рассмотрите следующие положения:

1.Понятие финансов и финансовой системы

2.Основные звенья финансовой системы

3. Функции финансовой системы

 

Б) На схеме отразите основные звенья финансовой системы.

В) Тест

Политика бюджетной экспансии согласно теории предложения означает:

А) значительный рост налогов;

Б) значительное снижение налогов;

В) бюджетные излишки и небольшое снижение налогов;

Г) все предыдущие ответы неверны

 

Задание группе 2. Теория налогов и принципы налогообложения

А) Рассмотрите следующие положения

1. Понятие налога, сбора, пошлины

2. Функции налогов

3. Классификация налогов по различным признакам

 

Б) На схеме отразите классификацию налогов по различным признакам.

В) Тест

Какие из перечисленных ниже налогов относятся к прямым?

А) подоходный налог;

Б) акцизы;

В) таможенные пошлины;

Г) налог на прибыль.

Задание подгруппе 3. Государственный бюджет.

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Понятие бюджета

2. Бюджетная классификация

3. Бюджетная система

Б) На схеме покажите доходы и расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь.

В) Тест

Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет:

А) будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла;

Б) будет усиливать колебания в рамках экономического цикла;

В) будет стимулировать совокупный спрос;

Г) не будет оказывать никакого влияния на объем производства и уровень занятости.

 

Задание подгруппе 4. Бюджетный дефицит и государственный долг.

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Понятие и виды бюджетного дефицита.

2. Концепции регулирования бюджета

3. Государственный долг (внешний и внутренний)

Б) На схеме покажите три концепции регулирования бюджета

В) Тест

Государственный долг – это сумма предшествующих…

А) государственных расходов;

Б) бюджетных дефицитов;

В) расходов на оборону;

Г) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков;

Д) бюджетных излишков за вычетом дефицитов.

 

Задание подгруппе 5. Сущность и задачи фискальной политики

А) Рассмотрите следующие положения:

1.Основные инструменты бюджетно-налоговой политики

2.Дискреционная фискальная политика

3. Автоматическая бюджетно–налоговая политика

Б) На схеме покажите формы и методы бюджетно–налогового воздействия

В) Тест

Относительные расходы по обслуживанию государственного долга измеряются…

А) суммой государственного долга;

Б) суммой процентных выплат по долгу;

В) отношением объема долга к ВВП;

Г) отношением суммы процентных выплат по долгу к ВВП.

 

Дополнительная литература:

1.Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2013 год»

2. Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях /под ред. В.А. Гюрджан. - Мн., 2002

3. Налоговый кодекс Республики Беларусь. – Мн., 2004

 

Семинарское занятие 13 по теме «Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика»

А. Вопросы семинарского занятия

1. Рынок денег: спрос и предложение

2. Равновесие денежного рынка

3. Сущность, формы и функции кредита

4. Кредитная система и ее структура

5. Денежно – кредитная политика и ее основные инструменты

 

Б. Задания, контрольные вопросы, тесты и задачи

Задание подгруппе 1. Рынок денег: спрос и предложение

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Понятие денежного рынка, его особенности.

2. Спрос на деньги для сделок и как средство сохранения богатства

3. Предложение денег

Б) На схеме покажите денежные агрегаты

В) Тест

Спрос на деньги для сделок…

А) возрастет при увеличении процентной ставки;

Б) возрастет при снижении процентной ставки;

В) снизится по мере роста объема ВВП;

Г) снизится при уменьшении объема ВВП;

 

Задание подгруппе 2. Равновесие денежного рынка

А) Рассмотрите следующие положения:

1.Понятие денежного равновесия

2.Влияние на положение равновесия изменения процентной ставки

3.Влияние на состояние равновесия предложения денег

Б) На схеме отразите равновесие денежного рынка.

В) Тест

Если спрос на деньги будет расти, то…

А) равновесное количество денег и равновесная процентная ставка возрастут;

Б) равновесное количество денег и равновесная процентная ставка снизятся;

В) равновесное количество денег возрастет, а изменение процентной ставки предсказать нельзя;

Г) равновесная процентная ставка вырастет, а изменение количества денег предсказать нельзя.

 

Задание подгруппе 3. Сущность, формы и функции кредита

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Понятие кредита

2. Функции кредита

3. Виды кредита

4. Процесс создания банками денег

 

Б) На схеме отразите денежный мультипликатор

В) Тест

Норма обязательных банковских резервов…

А) вводится как средство ограничения денежной массы;

Б) вводится для предохранения от изъятия вкладов;

В) составляет среднюю величину массы денег, необходимой для удовлетворения потребностей населения;

Г) сейчас не используется.

 

Задание подгруппе 4. Кредитная система и ее структура

А) Рассмотрите следующие положения:

1.Понятие кредитной системы

2. Функции центрального банка

3 Коммерческие банки

4. Небанковские кредитно – финансовые учреждения

Б) На схеме покажите структуру кредитной системы

В) Тест

Общая масса денег возрастет, когда коммерческие банки…

А) увеличат свои вклады в центральный банк;

Б) увеличат объемы ссуд, предоставляемых населению;

В) изымут часть своих вкладов в центральном банке.

 

Задание подгруппе 5. Денежно – кредитная политика и ее основные инструменты

А) Рассмотрите следующие положения:

1.Понятие и способы денежно – кредитного регулирования

2.Политика дешевых денег

3.Политика дорогих денег

Б) На схеме покажите основные направления денежно – кредитной политики

В) Тест

Если центральный банк повышает ставку рефинансирования, то эта мера направлена на …

А) снижение общей величины резервов кредитных учреждений второго уровня;

Б) стимулирование роста вкладов населения;

В) увеличение объемов резервов кредитных учреждений;

В) достижение других целей.

 

Дополнительная литература:

1. Банковский кодекс республики Беларусь, 1999

2. Зеленкевич М. Особенности денежно – кредитной политики в переходных - Банковский вестник. 2002 № 10, с12.

 

Семинарское занятие 11 по теме «Социальная политика государства».

 

А. Вопросы семинарского занятия:

1. Доходы населения, их формы в рыночной экономике.

2. Система и механизм социальной защиты населения.

3. Социальные гарантии.

4. Уровень и качество жизни населения, основные показатели.

5. Социальная политика государства

 

Б. Задания, контрольные вопросы, тесты и задачи.

Задание подгруппе 1. Доходы населения, их формы в рыночной экономике.

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Понятие доходов

2. Первичные и вторичные доходы

3. Номинальный, располагаемый, реальный доход

 

Б) На схеме покажите основные формы доходов

 

В) Ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы источники и формы доходов населения?

2. Что такое минимальный уровень потребления?

 

Г) Тест

Условием получения рыночного дохода являются:

1. Достижение пенсионного возраста

2. Наличие документа об образовании

3. Участие в экономической жизни общества

4. Владение определенным участком земли

 

Задание подгруппе 2. Система и механизм социальной защиты населения.

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Понятие и объекты социальной защиты

2. Основные направления социальной защиты

3. Индексация доходов

 

Б) На схеме отразите структуру и формы социальной защиты

 

В) Ответьте на следующие вопросы:

1. Что означает правовое регулирование трудовых отношений?

2. Чем система социальной защиты отличается от социального обеспечения?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: