С шариатской точки зрения
На основании вышеперечисленного можно с уверенностью
сказать, что биткойн — не более чем товар с неизвестным источ-
ником производства и без всякого гаранта. Более того, биткойны
имеют уязвимые места, дающие большое пространство для обма-
на, мошенничества, спекуляции и махинаций, а значит, не разре-
шается как продавать, так и покупать их, особенно если учесть, что
неизвестный источник биткойнов вызывает подозрение, что этим
источником вполне реально являются капиталистические сверх-
державы, в частности — США, или криминальные организации,
связанные с одной капиталистической сверхдержавой и преследу-
ющие коварные намерения, или транснациональные компании, за-
нимающиеся азартными играми, незаконным оборотом наркоти-
ков, отмыванием денег и управлением организованными преступ-
ными группировками.
Говоря вкратце, биткойн — это товар с неизвестным источни-
ком производства, который не имеет никакого гаранта и потакает
махинациям и доминированию колониальных капиталистических
сверхдержав, в частности — США, чтобы посредством таких трюков
и операций обирать имущество и богатство людей и народов. Ста-
ло быть, запрещено покупать биткойны на основании шариатских
доказательств, запрещающих покупку и продажу неизвестных то-
варов. Приведём ряд этих доказательств:
1. Передали составители сборников хадисов Ибн Маджа, ат-Тир-
мизи, Ибн Абу Шайба, Имам Ахмад, ад-Даракутни, аль-Байхакы,
Ибн Хазм от Джахдама ибн Абдуллаха аль-Ямами, от Мухаммада
ибн Ибрахима аль-Бахили, от Мухаммада ибн Зейда аль-Абдий, от
Шахра ибн Хушаба:
نَهَى رَسُولُ اللهِ صَلىَّ الله عَليْهِ وسَلَّمَ عَنْ شَِاءِ مَا فِ بُطُونِ الأَنْعَامِ حَتَّى تَضَعَ ، وَعَمَّ
فِ ضُُوعِهَا إلِاَّ بكِيَْلٍ، وَعَنْ شَِاءِ العَْبْدِ وَهُوَ آبقٌِ، وَعَنْ شَِاءِ المَْغَانمِِ حَتىَّ تقُْسَمَ، وَعنَْ
شَِاءِ الصَّدَقَاتِ حَتَّى تُقْبَضَ، وَعَنْ ضَْبَةِ الْغَائِصِ
«Посланник Аллаха (с.а.с.) запретил покупать детёнышей ско-
Тины, которые находятся в утробах своих матерей и ещё не
Появились на свет; покупать молоко, которое ещё находится в
Вымени; покупать рабов, которые находятся в бегах; покупать военные трофеи, которые ещё не поделены между воинами; по-
Купать пожертвованное имущество, которое ещё не перешло в
Руки того, кому оно предназначается; и покупать будущую на-
Ходку ныряльщика».
2. От Ибн Аббаса сообщается:
أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم: نَهَى عَنْ بَيْعِ الْمَضَامِينِ، وَالْمَلَقِيحِ، وَحَبَلِ الْحَبَلَةِ
«Пророк Мухаммад (с.а.с.) запретил продавать фрукты, кото-
Рые ещё не поспели, шерсть, которая ещё находится на спине
скотины, и молоко, которое ещё находится в вымени» (хадис со-
общается в книге «Аль-Кабир» ат-Табарани).
3. От Нафиъ, от Ибн Умара сообщается:
نَهَى رَسُولُ اللهِ صَلَّ اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْ بَيْعِ الْغَرَرِ
«Пророк Мухаммад (с.а.с.) запретил неясную торговлю «Гарар»
(когда в договоре есть элемент неопределённости и неясности, что
может привести к обману покупателя — прим. переводчика). Имам
Муслим дал заключение о запрете неясной и неопределённой куп-
ли-продажи, которая в исламской терминологии получила назва-
ние «Гарар», на основании хадиса от Абу Хурайры, что Посланник
Аллаха (с.а.с.) говорил:
لا تَشْتَُوا السَّمَكَ فِ الْمَءِ، فَإِنَّهُ غَرَرٌ
«Не покупайте рыбу в море, потому что в такой сделке есть не-
определённость». Этот хадис передал Ахмад, и он же сообщил, что
эти слова принадлежат самому Абу Масуду, да будет доволен им
Всевышний Аллах. Покупка непойманной рыбы является разно-
видностью неизвестной торговли «Гарар». Сюда же можно отнести
покупку непойманной птицы в воздухе, поскольку суть заключает-
ся в отсутствующем и неизвестном предмете торговли.
4. Передают со слов Джабира ибн Абдуллаха, да будет Аллах до-
волен им и его отцом:
وَعَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ رَضَِ اللَّهُ عَنْهُمَ: أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم نَهَى عَنْ الْمُحَاقَلَةِ،
واَلمْزُاَبنَةَ،ِ واَلمْخُاَبرَةَ،ِ وعَنَ الثنُّيْاَ، إلَِّ أنَ تعُلْمَ — روَاَه الخْمَسَْة إلَِّ ابِنْ ماَجهَ،ْ وصََححَّهَ التِّمْذِيِ.ُّ
«Пророк (с.а.с.) запретил обменивать несобранный урожай зерна
И фруктов на собранный, нанимать крестьян за часть урожая с
Определённого участка поля и заключать сделки с неопределён-
ными оговорками». Хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи
и ан-Насаи. Ат-Тирмизи назвал его достоверным.
5. Сообщает Муслим в своём сборнике хадисов от Абу Хурайры
(р.а.):
عَنْ أبَِ هُرَيرَْةَ، قاَلَ: نهَىَ رَسُولُ اللهِ صَلَّ اللهُ عَليَهِْ وَسَلمََّ عَنْ بيَعْ الحَْصَاةِ، وَعَنْ بيَعْ الغَْرَرِ
«Посланник Аллаха (с.а.с.) запретил торговые сделки, заключае-
Мые посредством бросания камешков, а также неопределённые
Сделки — «Гарар».
Неизвестная торговля «Гарар» включает в себя такие неопреде-
лённые сделки, как продажа рыб, которые ещё в водоёмах, раба, ко-
торый в бегах, птиц, которые летают в воздухе, и тому подобные
сделки. Что касается торговой сделки, заключаемой посредством
бросания камешков, т.е. жребия, то имеется в виду тот случай, ког-
да продавец говорит покупателю, что если при бросании жребий
падёт на ту или иную сторону, то купля-продажа между мной и то-
бой состоялась, в противном же случае — нет.
Вышеприведённые доказательства указывают на запрещён-
ность продажи плода или урожая до их созревания. Всё это отно-
сится к неопределённой и неизвестной торговле «Гарар». Данное
положение соответствует реальности биткойна, который являет-
ся товаром неизвестного происхождения. Нет никакой официаль-
ной стороны, отвечающей за его эмиссию и выступающей его га-
рантом. Следовательно, не разрешается ни покупать, ни продавать
эти подозрительные, неизвестные и неопределённые виртуальные
предметы.