В качестве внешних признаков проявления «чувства взрослости» Д. Б. Эльконин выделяет следующие.




Первым и основным его показателем служит возникновение у подростка настойчивого желания, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому. «За этим скрываются более частные потребности: уважения, доверия и такта, признания человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность.

Второй показатель «чувства взрослости», по мнению автора, - это наличие у ребят стремления к самостоятельности, желания оградить некоторые сферы своей жизни от влияния старших, высказывание неудовольствия при попытках контролировать их или проверять качество работы.

Третий показатель существования «чувства взрослости» -- наличие своей линии поведения, собственных взглядов, оценок и стремление их отстаивать, несмотря на несогласие взрослых или сверстников.

 

4. Раскройте особенности интеллектуального развития школьников в подростковом возрасте?

По данным отечественных психологов, в интеллектуальной сфере подростков отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы. Треть детей испытывает трудности при самостоятельном владении даже элементарной умственной деятельностью. Из-за неудовлетворительного развития смысловой и образной памяти учащиеся часто прибегают к механическому запоминанию, многие не владеют самыми необходимыми навыками запоминания. Более половины школьников этого возраста в качестве основного приема работы с книгой применяют чтение и пересказ. Они плохо умеют конкретизировать теоретические положения, обобщать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Это затрудняет учение и делает его неинтересным. [

К концу подросткового возраста ребенок уже способен абстрагировать понятие от действительности, отделять логические операции от тех объектов, над которыми они проводятся, и классифицировать высказывания независимо от их содержания, по их логическому типу. Пиаже указывает на сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями.

 

5. Какие изменения интересов можно наблюдать у подростков?

 

Интересы подростка отличаются большей устойчивостью по сравнению с интересами детей младшего школьного возраста. Часто приходится наблюдать, как какой-нибудь интерес сохраняется у школьника в течение всего- подросткового возраста, углубляясь и Обогащаясь содержанием, и впоследствии сохраняется на всю жизнь. Наряду с этим для подростка характерна большая любознательность в соединении с активностью, которые часто приводят к неустойчивости и разбросанности интересов, периодически сменяющимся стремлением заниматься то одним, то другим или многими делами одновременно.

Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму увлечений, причем таких, которые буквально захватывают подростков в ущерб всем прочим занятиям. Если шахматы — то десятки партий в день, если чтение — то бессонные ночи за книгами, если уж увлечение техникой — то до самозабвения. Интересы в этом возрасте становятся более осознанными. Подросток часто сознательно направляет и поддерживает их. В этой связи возникают и опосредствованные интересы (что редко встречается в младшем школьном возрасте) — подросток может с увлечением заниматься тем, что еще недавно казалось ему неинтересным и скучным, если это имеет отношение к объекту его интереса.

Наконец, интересы подростка отличаются большей активностью, действенностью, чем интересы младшего школьника. Подросток не просто чем-то интересуется, к чему-то неравнодушен; он стремится удовлетворить свои интересы в деятельности.

 

Задачи:

68. Демонстративное поведение в психологии объединяет в себе различные поведенческие реакции, которые направлены на привлечение зрителей. Основными чертами такого подросткового поведения являются безграничный эгоцентризм, огромная потребность в повышенном внимании к себе. Другое направление реализуется посредством действий, устремленных на то, чтобы вызвать у окружающих чувства сострадания, сочувствия к себе. В этих случаях подростки могут использовать различные приемы, например, рассказ о своих несчастьях, истерики, обмороки и др. В таких рассказах виновные в несчастьях подростков будут постоянно меняться. Учителям они будут рассказывать, печальные истории, связанные с родителями, родителям наоборот.

Если сверстники признают его красивым, веселым, умным, его самооценка растет. Если реакция сверстников негативная или вовсе отсутствует (никто не замечает ребенка), самооценка ползет вниз.

Что делать в данной ситуации?

· Не усугублять и не критиковать. Подросток и без того не уверен в собственной привлекательности, а если сомнения подтвердят родители, то самооценка упадет окончательно. Нельзя критиковать даже из благих побуждений

· Поддерживать подростка. Не забывать хвалить, а если повода для похвалы пока нет, можно выдавать кредит доверия: «Я вижу твой потенциал. Я знаю, что ты способный. Я в тебя верю».

· Создавать возможности для новых знакомств: кружки, секции, лагерь отдыха, путешествия. Попадая в новый коллектив, ребенок может по-новому раскрыться. Люди увидят другую его сторону, а он посмотрит на себя их глазами. Бывает так, что в школе у ребенка не сложились отношения с одноклассниками, он ни с кем не общается. Но при этом в театральном кружке все в восторге от его таланта и чувства юмора. Чем шире круг общения, тем больше разных граней личности раскрывается и тем объемнее становится представление о себе.

 

69. с физиологическими изменениями, половым созреванием;

· с влиянием социальной среды;

· с познанием действительности, направленной на самого себя.

Процесс идентификации для подростка очень труден. Сможет ли подросток принять себя таким, какой он есть? Нужна помощь референтного для него лица. Возможны психическая травма и неуверенность в себе.

 

70. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить с друзьями общие интересы и увлечения; также важны честность, отзывчивость и верность. Поздние подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти сопереживание и понимание их чувствам, идеям, мыслям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны ровесников в преодолении разнообразных проблем, связанных с возрастным развитием.

Принадлежность к компании повышает уверенность в себе у подростка, также дает дополнительные возможности самоутверждения. Положение подростка в коллективе, и те качества, которые он приобретает в группе, существенным образом влияют на его мотивы поведения. Изолированность от группы может вызвать у индивида фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности и агрессивности

Для подростковых групп характерна чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее диффузное «Я» нуждается в сильном «МЫ», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо. Страстное желание быть «как все» (а «все» - это исключительно свои) распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Очень важным для подростка является мнение группы.

 

71.Отношения с окружающими — наиболее важная сторона жизни подростков. В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — с взрослыми, другая — со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам. Отношения со сверстниками обычно управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами способствует удовлетворению актуальных интересов и потребностей подростков, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками. Общение со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом.

В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят типично подростковой «реакции группирования». Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно.

72. Это происходит потому что подросток в этом возрасте очень критично относится к совей внешности. Им нужно полное одобрение окружающих его людей, иначе он станет замкнутым и закрытым от сверстников и взрослых.

73. Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания старшего подростка является структурным стержнем личности, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру, определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний. Потребность в авторитете особенно велика у детей подросткового возраста. Как известно, в этом возрасте на нравственное развитие человека заметно оказывают влияние авторитеты, мнения и оценки сверстников. Но в решении жизненно важных вопросов подростки и юноши чаще ориентируются на мнение родителей. Но некоторые из них недооценивают своего влияния на детей. Это подтверждают результаты некоторых исследований, установивших тенденцию снижения престижа родителей в семейном воспитании. В результате дети подвергаются влиянию «авторитетов со стороны», с улицы. И нередко нормы морали, жизненные принципы, усвоенные на улице, оказываются сильнее семейных принципов и норм.

74. Переживание разрыва между идеальным образом и действительным своим положением, как правило, приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обид­чивости, упрямстве, агрессивности.

Саша начнет заниматься самовоспитанием, если его иде­альный образ представится достижимым. Тогда мальчик не только будет мечтать о том, каким может стать в будущем, но и начнет развивать в себе желаемые качества.

 

 

75. Эта ситуация связана с процессом его полового созревания, повышенной возбудимости и обстроенного чувства собственного достоинства. В конфликтной ситуации, в разгар баталий, в состоянии повышенного возбуждения контроль сознания подростка снижается, поэтому в таких ситуациях не должно быть никаких разговоров на темы морали. Разговор должен состояться в период затишья, наедине, утром, может быть, в субботу после завтрака. Не обвиняя подростка, отметить, что события последнего времени нельзя назвать приятными. Подчеркнуть, что сейчас у него новый период жизни, связанный с половым созреванием, это последний этап детства, который часто оказывается трудным и беспокойным. Сказать, что мы понимаем твои проблемы и любим по-прежнему. А ты уже сам в состоянии решать свои проблемы правильно и не допускать нашего вмешательства. Мы будем с уважением относиться к твоему мнению. Взрослость – это не только самостоятельность, но и большая ответственность!

76. Только понимая трудности развития в подростковом возрасте взрослый сможет правильно отреагировать на поведение подростка. Приведенный факт должен служить сигналом о необходимости проанализировать свою систему взаимодействий взрослого с подростком. Подросток же, в свою очередь, будет иметь возможность получить положительный опыт построения нового типа взаимоотношений со взрослым, что необходимо для полноценного развития личности. Часто у подростка может наблюдаться защитный тип поведения в форме протеста и неподчинения.

77. Межпоколенный конфликт • что происходит с подростками? - подростки находятся в конфликте который вызван невозможностью одновременного удовлетворения потребностей старшего и младшего поколений, он предполагает пересечение целей, осознание ущемления своих интересов и отношение к противостоящей стороне как к противнику и «виновнику» проблемы.

Как стили родительского поведения влияют на межпоколенную коммуникацию? - авторитарный стиль воспитания Общение между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Дети в таких семьях, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными и чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.

 

 

Отрывки художественных произведений

 

6. Дайте психологическое обоснование данного отрывка. Какие психологическими потребности подростка здесь отражены?

 

Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со сверстниками ("группированию"), стремление к самостоятельности и независимости, "эмансипации" от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. Чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность".

Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием "гормональная буря". Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.

 

7. Дайте психологическое обоснование данного отрывка. Выделите основные показатели с которыми связаны границы и содержание подростничества.

 

Границы и содержание подростничества тесно связаны с уровнем социально-экономического развития общества, с особенностями исторического времени, с общественной позицией подростков в мире взрослых и конкретными обстоятельствами жизни данного подростка. Подростковый возраст как "переходный" в полной мере разворачивается только в индустриальном обществе, где возникает большая контрастность детства и взрослости, выраженный разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к поколениям взрослых и детей. В современном обществе социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания.

 

8. Дайте психологическое обоснование данного отрывка. Какие психологические особенности подростка здесь отражены?

Половая идентификация подростков. Биологическое созревание, гормональная перестройка – обязательная предпосылка психического развития в подростковом возрасте. Изменение пропорций собственного тела и его функций привлекает к нему повышенное внимание подростка. Появляется выраженный интерес к своей внешности, чувствительность к малейшим признакам несоответствия тому представлению о "норме", которая сложилась у данного подростка. Типичная возрастная особенность – склонность преувеличивать и болезненно реагировать па собственные реальные или вымышленные телесные недостатки.

Интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности.

Мальчики больше интересуются областью отвлеченного (абстрактные явления, мировоззренческие проблемы, точные науки, систематизация предметов и явлений). Они менее конформны, чем девочки; более раскованны в поведении, хуже подчиняются общепринятым требованиям. Поэтому в неблагоприятных средовых условиях у них легче возникает и труднее корригируется отрицательное отношение к школе.

В сознании и поведении подростка значительную роль приобретают сексуальные интересы.

 

9. Дайте психологическое обоснование данного отрывка.

 

Необходимо учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, видеть себя "изнутри" и понимать свои достоинства, опираться на сильные стороны своей личности.

К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость). Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации.

Кризис перехода к юности (15–18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.

 

10. Какие характерные особенности эмоциональной сферы подростка описаны в данном отрывке? Дайте психологическое обоснование данного отрывка.

В данном отрывке мальчик был встревожен своим ростом и то, что одноклассники задирают его за это. Они обрекли его на всю жизнь «длинным», это повлияет на его самосознание и останется с ним на всю жизнь. Мальчик ненавидит, в первую очередь, себя, а потом, ребят, которые его обзывают.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: