Материалы, инструменты и приспособления для работы




М112 12 12 20 Пятно и силуэт, как средство выражения.

 

 

Цель: изучить историю возникновения и развития техники «силуэт», выразительные средства. Используя полученные знания выполнить композицию на свободную тему.

 

Задачи:

 

Образовательные: познакомить с понятием «силуэт», историей возникновения и особенностями этой графической техники; развивать творческое мышление, фантазию, интерес к мировой художественной культуре;

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫУРОКА

 

создать условия для ознакомления с понятием «силуэт»; способствовать формированию умений рассматривать фотографии и решать с их помощью учебные задачи, совершенствовать умение композиционного размещения, навыки работы с гуашью и бумагой

Материалы, инструменты и приспособления для работы

Материалы

Тушь чёрная (нем. Tusche) — краска, приготовленная из сажи. Чёрная тушь высокого качества имеет густой чёрный цвет, легко сходит с пера или с рейсфедера. В готовом к употреблению виде является суспензией мелкодисперсных частиц сажи в воде. Для предотвращения расслаивания суспензии и закрепления результата применяются связующие вещества, обычно шеллак или, реже, желатин.

Тушь жидкая, концентрированная. Марка «Гамма» – легкодоступностная, дешевая. Помимо раствора «Гамма» также выпускает концентрат в тюбиках, который нужно разбавлять водой. Это не очень насыщенная по цвету тушь, не водостойкая, а при длительном хранении может портится. Акриловая тушь на водной основе Koh-i-Noor на бумаге превращается в глянцевую водоустойчивую пленку. Помимо классической черной выпускается и в разных цветах, которые можно смешивать как краски.

 

Цветная тушь. Winsor&Newton, Manuscript Calligraphy Dip Pen Ink (Англия) Эти туши – не дешевые, но их цена оправдывает качество. Помимо классической черной, марка предлагает большой выбор других цветов самых изысканных оттенков – изумрудный, песочный, малиновый. У туши очень плотная консистенция, красивый глянец и «дорогой» вид. Кроме того, она выигрывает у остальных образцов по насыщенности пигмента.

Основания для работы Рабочая поверхность для рисования тушью должна соответствовать материалу и инструменту. Выбирая на чем рисовать, мы ищем бумагу или картон для рисования с прочной гладкой поверхностью. Инструмент должен скользить по поверхности, не царапая ее, не подцепляя волокна и не засоряясь. Тушь не должна растекаться или собираться. Существует так много сортов и разновидностей бумаги, что приходится экспериментировать для того, чтобы узнать, какая же из всех больше соответствует случаю, имея в виду сорт туши, размер наконечника рапидографа и технику выполнения рисунка. Растрепанная стертая линия — хороший показатель того, что бумага слишком мягкая для работы с тушью.


В работе тушью можно отметить использование тонированной или состаренной поверхности бумаги. Можно тонировать бумагу акварелью, отстоявшимся заваренным кофе или чаем, что придает бумаге красивый естественный оттенок. Состаривание можно провести следующим способом. Нанесите на чистый лист бумаги лимонный или лаймовый сок, когда он высохнет, лист проглаживают утюгом. После термической обработки бумага темнеет, создавая эффект состаривания. Вместо лимонного сока можно использовать жирное молоко или сливки, процедура аналогична первому способу, эффект получится тот же.

 

Инструменты

Инструменты для рисунка тушью эволюционировали с течением времени, с развитием науки и техники. Если изначально пользовались различными видами перьев, заточенными палочками и кистями, то современные инструменты поражают своей мобильностью, удобством и компактностью. Но всегда в рисунке предпочтение отдается получению результата при создании пластического образа, а какой при этом использовался инструмент — это лишь предпочтение автора.

Птичьи перья (гусиные, утиные, вороньи) Для рисунка гусиное перо особым образом подготавливают, умело обрезая и оттачивая его, что позволяет при рисовании делать линии самой различной толщины.

Тростниковые перья (камыш, бамбук, рис) и деревянные заточенные палочки. Тростниковое перо известно под названием "калам". Тростниковое перо хорошо тем, что линия ведется им очень легко и может быть очень широкой. Данные инструменты используют для создания рисунков линией и штрихом.

Металлические перья имеют в практике рисунка наиболее широкое применение. Движение пера по бумаге должно быть свободным. Некоторым неудобством при работе пером является то, что не всякие перья могут передвигаться в любом направлении. Если перо имеет очень острый конец, его движение по бумаге весьма ограничено, особенно трудно работать таким пером на шероховатой бумаге.

Кисти тонкие и толстые, круглые и флейцевые помогут вам создать пятна или аккуратные мазки., линии и штрихи следите за тем, чтобы тушь не растекалась по листу бумаги. Контролируйте нажим и положение инструмента, не забывайте о том, что количество краски в кисти ограничено, а давление влияет на распределение чернил по поверхности. Из традиционных инструментов кисть является самой вариативной.

Рейсфедер для рисования тушью — улучшенный, передовой инструмент для рисования. Он состоит из наконечника — полого пера, имеющего автономную подачу, чернил (одноразовый либо сменяемый патрон) и пластмассового корпуса. Внутри наконечника находится игла, которая под действием утяжелителя во время работы ходит вверх-вниз. Иглу не следует доставать из наконечника.

Брашпен / brush pen или waterbrush/ — это инструмент с резервуаром для воды или туши и кисточкой. Брашпен с кистью позволяет варьировать ширину линии, но требует определенной сноровки, так как контролировать такую линию намного сложнее, waterbrush — это синтетическая кисть с емкостью для воды, используют вместе с тушью.

Рапидограф и изограф, по устройству – это капиллярная авторучка, состоит из небольшой трубки, клапана с иглой и баллончика для туши. Изографы конструкции Rotring более удобны в ежедневной работе, чем «классические» рапидографы — за счет очень быстрой и чистой процедуры прочистки воздушного канала.

Линер — это среднее между авторучкой и кистью, оставляют на бумаге линию одинаковой толщины, вне зависимости от давления на инструмент. Линеры имеют удлиненный острый кончик, в зависимости от наклона и давления на инструмент можно варьировать характеристики линии.

 

Тушь обычно не используется для наливных чернильных ручек, кроме рапидографов, поскольку из-за содержания в ней естественной смолы- шеллака, она быстро засыхает и засоряет перо авторучки. Единственным производителем наливных ручек для туши, является компания Pelikan Fount India, к которой разработан специальный состав туши, не содержащей шеллака.

 

Приспособления

Техника изображения тушью не предполагает подготовительного рисунка другими рисовальными материалам. Тушью начинают работать тогда, когда базовая основа в рисунке достаточна наработана. Этот материал не терпит ошибок и неточностей, убрать их почти невозможно. Техника рисунка тушью дисциплинирует, побуждает обучающегося продуманно подходить к решению творческой задачи. Но бучения без ошибок не бывает, поэтому есть приспособления, которые помогут вам в решении некоторых проблем, злоупотреблять ими не стоит.

Лайт-бокс, специальный планшет из матового стекла с подсветкой. Работая над созданием композиции, можно сделать подготовительный рисунок в карандаше, затем подложить под стекло и работать по данной заготовке, не боясь ошибиться или сделать помарку. Также выпускаются столы с подсветкой, но они занимают много места.

Тушь, материал водостойкий, убрать его с поверхности основы достаточно проблематично, поэтому небольшие помарки можно смыть специальным корректором для туши Liquid Paper for Pen and Ink. Исправления должны занимать небольшие плоскости. Использовать состав лучше при помощи аппликаторов.

Если работа выполняется на плотном качественном ватмане, имеющим хорошую проклейку, то неточность можно срезать лезвием, прогнув его пластину и срезая только поверхностный слой. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы лезвие было достаточно острым.

Все используемые материалы, инструменты и приспособления хранятся в специальных контейнерах и шкафах. Они требуют ухода, их надо после работы мыть, чистить и просушивать. Для обучающегося важно знать правила пользования и техники безопасности с колюще-режущим инструментом. В работе с листами бумаги нельзя допускать скользящего движения торцевых частей среза между пальцами и ладонями, это приводит к порезам.

 

Особенности работы тушью

Особенности работы тушью заключаются в ее свойствах и характеристиках:

Неразмываемость, ее проверяют следующим образом: на листке чертёжной бумаги рисуют несколько линий различной толщины после того, как тушь высохнет, листок в наклонном положении помещают под струю холодной воды на 1 минуту. Настоящая качественная тушь не размоется и не потечёт.

Спиртостойкость туши позволяет обезжиривать отдельные загрязнённые участки перед окрашиванием, не нарушая закреплённого тушью рисунка.

Светостойкость. Рисунки, выполненные любой разновидностью туши, отличаются светостойкостью, так как основной её компонент — это сажа, а она химически инертна.

Применение. В данный момент тушь наиболее широко применяется в традиционных и нетрадиционных техниках графики, в каллиграфии, при создании комиксов и карикатур.

Тушь — материал для рисунка, входит в особую группу сырых материалов графики. Но есть исключение из правила, существование графической техники «сухая кисть». Владение тушью необходимо для освоения графики, так как это работа с основами данного вида изобразительного искусства в чистом виде — линия и пятно, соотношение чёрного и белого, роль тона, фактура — всё в одном материале. Качественная тушь в неразбавленном водой виде имеет глубокий чёрный, совершенно непроницаемый тон, после высыхания на бумаге получается ровная матовая поверхность без разводов. При разбавлении водой можно получить любой полутон. Тушь себя прекрасно чувствует в смешанных техниках, например, с акварелью, с цветными карандашами, в коллажах, в печатной графике. Техника работы тушью имеет широчайший диапазон выбора инструментов. Если учесть, что каждый инструмент по использованию приемов создает различные варианты изображения, то поле для поиска своего стиля и образного языка неисчерпаемы.

При выборе инструмента важно понимать, чего вы хотите добиться. Только путем проб и ошибок, экспериментируя, можно достичь нужного результата. Техника исполнения тушью довольно активна по изобразительному языку: тщательная и точная проработка пером, заливка с помощью кисти, тонкие тоновые градации штриховкой линером — все это даёт обучающемуся большие творческие возможности.

Средства изображения. Средствами изображения в графике являются: линия, штрих, пятно, точка. В рисунке тушью можно, используя различные инструменты, создавать на основе каждого из средств различные изображения, но и в комбинации они дают прекрасный результат. Комплиментарные пары: линия-точка, штрих-линия, пятно-линия, пятно-точка, создают в рисунке особую гармонию по восприятию, но возможно использование сразу трех средств изображения, где надо выдерживать разумный баланс, чтобы получить красивое изображение.

Школа рисунка тушью в традиционных техниках

Рисунок, использующий классическую черную тушь, может быть контурным, линеарным - выполненным только линией, без использования тональных и светотеневых эффектов. Такая манера рисования называется графической. Многочисленные разновидности рисунка различаются не только по характеру исполнения, но и по темам и жанрам: портрет, пейзаж, натюрморт и др.; по назначению: станковый рисунок, беглые наброски, учебные постановки; подготовительные рисунки - эскизы, этюды, представляющие ранний этап работы над сложной графической композицией, а также по технике исполнения. Изначально, подготавливая себя к рисунку в технике работы тушью, надо проделать ряд упражнений на основе средств изображения.

Рисунок контурный, линеарный (линейный). Линейный рисунок — простейший способ, каким можно делать наброски — изображать кратковременные состояния и объекты в движении. Такие зарисовки и наброски важны на подготовительном этапе работы, они могут отражать какую-либо интересную, необычную форму, которую автор рассчитывает использовать в дальнейших произведениях, а могут быть самостоятельной композицией. Как и на всех линейных рисунках, в наброске важна простота формы.

 

Зайкова Е.А.

«Зарисовки к натюрморту» (Бум., тушь, перо)

 

Зайкова Е.А

«Левушка и Саша» (Тон. бум., тушь, перо)

Светотеневой рисунок. Если обучающийся использует возможности светотени, тоновых градаций, он близок к живописной манере рисования. Здесь вступает в силу работа с такими средствами изображения как штрих, пятно и точка. Возможна поверхностная размывка водой при помощи кисти.

Штрихи, которые точно повторяют изгибы поверхности изображаемого объекта. Они должны «стекать» по поверхности предмета, делать его гладким на вид. Эта техника выполнения рисунка может быть эффективно использована не только для изображения твердых предметов с блестящей поверхностью, но также для того, чтобы придать жидким, текучим объектам видимость движения.

 

Если рисунок прорабатывается параллельными штрихами, то они должны быть настолько прямыми, насколько это возможно сделать, все они должны идти в одном направлении и прерываться, пересекаясь друг с другом. Их можно наносить в горизонтальном, вертикальном направлении или по диагонали. Предмет, нарисованный параллельными линиями, выглядит гладким и плоским. может применяться для изображения фонов.

 

При перекрестной штриховке штрихи наносятся в направлениях, препятствующих нивелированию формы. Такая штриховка используется для передачи шероховатой фактуры и для углубления тона. Перекрестной штриховкой изображают объем объектов, согласно светотеневой раскладке.

 

Если ваш штрих размашистый и быстрый, меняющий направление, конечный рисунок будет иметь вид неровного, грубого рисунка. Это свойство может быть использовано при изображении необработанной древесины, скалистых гор, фактурных поверхностей, коры деревьев и т.д. Техника данной штриховки гибкая и управляемая, ее относят к классике работы над светотеневым рисунком.

Работа точкой. один из наиболее утомительных приемов рисования, на это уходит много времени. Но создаваемый эффект вибрации воздуха, тонкий переход от света к тени, за счет сгущения и разряжения точек на плоскости, делает работу мягкой, пространственной, воздушной. Данный способ подходит для небольших по формату работ.

Зигзагообразные короткие штрихи петляют и извиваются небрежно, свободно и причудливо. Такие штрихи используются при создании быстрых набросков, сделанных ни природе, так как ими можно быстро набросать нужный объект и в то же время они достаточно размашисты, а потому легко поддаются корректировке. Они придают предмету густой, плотный и растрепанный вид. Закругленные завитки выглядят мягкими, воздушными, легкими.

 

Зайкова Е.А.

Иллюстрация к «Пиковой даме» Пушкина А.С. (Бум,, тушь)

Зайкова Е.А.

Иллюстрация к «Маленьким трагедиям» Пушкина А.С.

«Моцарт и Сальери» (Бум., тушь)

Зайкова Е.А.

Иллюстрация к «Маленьким трагедиям» Пушкина А.С.

«Пир во время чумы» (Бум, тушь)

В рисунке тушью, пятно используется для создания объема и пространства, как на основе чистого материала, так и с помощью воды. Для работы используют кисти.

Контрастный рисунок тушью — это сложный и самый полезный из всех способов. Работа только чёрной тушью на белой бумаге требует от автора особого внимания к форме пятен, их конфигурации, пропорциональным отношениям, равновесию.

 

Зайкова Е.А.

«Портрет Эли» (Бум., тушь, кисть)

Создание изображения тушью пятном с использованием воды помогает выстраивать тонкие тоновые градации, трактовать светотеневой рисунок мягкими рассыпчатыми пятнами, тончайшими переходами. Безусловно, здесь нужен навык владения кистью и работой красителя на водной основе.

 

Зайкова Е.А.

«Дама в шляпе с маками» (Бум., тушь, вода, кисть)

 

Техника сухой кисти. Способ заключается в том, что перед тем, как наносить тушь на бумагу, кисть вытирают до полусухого или сухого состояния. Чем больше туши осталось после этого на кисти — тем более грубая и непредсказуемая получится фактура. Почти сухая кисть позволяет рисовать форму с раскладкой тона, чем больше проходов по одному месту — тем темнее тон. Для этих целей лучше всего подходят кисти из щетины, они достаточно жёсткие и медленно стираются. Можно работать с бруском сухой туши, увлажняя щетинную кисть о влажную тканевую салфетку, а затем «накручивать» сухую тушь увлажненной щетиной.

 

 

 

Силуэт - в изобразительном искусстве графическая техника. Плоскостное однотонное изображение фигур и предметов вырезаются из бумаги на контрасте белого и черного, либо силуэты рисуются белилами на темном основании или черной тушью на светлом фоне. Нас интересует последний вариант. Делают выразительный абрис, затем заливают тушью до границ контура.

 

Бем Е.М.

 

Бем Е.М.

«Из деревенской жизни»

Оригинальные техники работы тушью

 

К оригинальным техникам работы тушью мы относим нетрадиционный подход в изображении данным материалом. Здесь надо отметить печатный способ работы - монотипию (от греч. monos – один), так как отпечаток в этой технике получается всегда только один. На гладкой поверхности обезжиренного стекла, выполняется рисунок тушью. Сверху накладывается лист бумаги и снимается отпечаток с поверхности стекла. Изображение может дорисовываться.

Зайкова Е.А.

«Котенок» (Монотипия, тушь)

Акватушь (от лат. aqua– вода). На листе плотной бумаги выполняется рисунок акварелью, крупными, широкими мазками. Затем весь лист покрывается черной тушью. После того, как тушь высохнет, рисунок вымывается в емкости с водой. Процесс напоминает проявление фотографии, когда под руками на черном фоне начинает появляться цветное изображение с неровными контурами.

Ниткография – техника, где роль изобразительного инструмента выполняет нитка, которую окунают в тушь, затем выкладывают затейливо между двумя листами бумаги, прижимая их друг к другу, вытягивают нить за оставшийся конец. Такое изображение требует дорисовки, которую делают деликатно, лишь дорабатывая образ.

 

 

Граттаж — это техника процарапывания острым инструментом изображения на специально подготовленной поверхности листа. Плотный лист бумаги надо натереть свечой, поверх воскового слоя наносится тушь так, чтобы она полностью закрыла лист, без просветов. В тушь надо добавить несколько капель жидкого мыла, так она лучше ложится. Когда краска просохнет, берем острый предмет и процарапываем рисунок. Граттаж может быть цветным. Для этого лист предварительно покрывается разноцветными пятнами акварели, в остальном процесс повторяется, как и в первом случае.

 

Список литературы и интернет-ресурсы

 

Найс, К. Рисунок тушью /К.Найс – Минск: ООО "Попурри", 2014. - 86с.

 

Сопроненко Л.П., Локалов В.А. Техники чёрно-белой графики / Л.П. Сопроненко, В.А. Локалов, Учеб. пособие. — СПб: НИУ ИТМО, 2014. — 108

 

Техника рисования тушью: история и правила. [Электронный ресурс] URL: https://spbsht.ru/tekhnika-risovaniya-tushyu-istoriya-i-pravila

 

Рисование тушью – штрихи и фактуры. [Электронный ресурс] URL: https://narisuem.com/risovanie-tushyu-shtrixi-faktura.html

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: