Жук-плавунец отряд Жесткокрылые





Ходильные конечности 1. Для ходьбы 2. Для прыжков 3. Для рытья 4. Для плавания 5. Для захвата 6. Для сбора пыльцы
Ротовые аппараты 1. Грызущий 2. Грызуще- лижущий 3. Сосущий 4. Колюще- сосущий 5. Колюще- сосущий

Лабораторная работа № 5 (2 вариант)

Изучение приспособлений внешнего строения насекомых к среде обитания.

 

Цель: научиться отделять отдельные компоненты майского жука, формировать понятие об особенностях его строения в зависимости от условий жизни.

Оборудование и материалы: коллекция насекомых, рисунок учебника, линейка.

Ход работы.

1. Рассмотрите внешнее строение майского жука. Опишите окраску и покров. Наблюдения запишите в таблицу.

Признаки Характеристика
Покров тела  
Длина тела, см  
Отделы тела  
Органы на голове  

Органы на груди  
Органы на брюшке  

 

2. С помощью линейки измерьте длину тела майского жука. Данные занесите в таблицу.

3. Определите, из каких отделов состоит тело жука. Запишите их в таблицу.

4. Найдите органы, расположенные на голове: глаза, пару усиков, ротовой аппарат. Найдите органы, расположенные на груди: надкрылья, пара крыльев, 3 пары ходильных ног. Данные запишите в таблицу.

5. Рассмотрите брюшко и дыхальца. Данные запишите в таблицу.

 

ВЫВОД: определите и перечислите признаки приспособленности к среде обитания во внешнем строении майского жука -

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 

Лабораторная работа № 6

Изучение внешнего строения и способа движения брюхоногих моллюсков.

 

Цель: изучить внешнее строение и способ перемещения брюхоногого моллюска

Оборудование: видеофрагмент «Виноградная улитка».

Ход работы.


Лабораторный практикум Биология 7 класс

1. Внимательно рассмотрите внешнее строение тела моллюска. Найдите выступающие из раковины части тела – ногу и голову. Рассмотрите органы, расположенные на голове. Сравните живой объект с рисунком и подпишите органы моллюска на рисунке.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

 

2. Рассмотрите внимательно

раковину моллюска. Какую форму она имеет? Какую окраску? Какое значение имеет такая окраска?

 
 

3. Найдите у нижнего края раковины отверстие, которое периодически открывается и закрывается. Что это такое? Каково его значение?

 
 

4. Проследите за передвижением моллюска. Посмотрите снизу на волнообразные сокращения мышц ноги. Остается ли след после моллюска? Какое это имеет значение для движения моллюска.

 
 

 

ВЫВОД:

1. Почему изученного моллюска относят к классу Брюхоногие?

 
 

2. Как перемещаются брюхоногие моллюски?

3. Какие приспособления к среде обитания появились во внешнем строении у моллюсков?

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 


 

Лабораторная работа №7

Изучение внешнего строения и особенности передвижения рыб.

 

Цель: рассмотреть особенности внешнего строения рыбы, установить черты приспособленности к водному образу жизни.

Оборудование и материалы: рисунки в учебнике (живой объект)

 

Ход работы.

1. Рассмотрите тело рыбы и его форму, окраску, покровы. Найдите отделы тела рыбы и отметьте их на рисунке. Установите их границы.

2. Найдите парные и непарные плавники. Подпишите их.

3. Зарисуйте органы, расположенные на голове рыбы, и подпишите их.

 

 

 
 

 

 

ВЫВОД: отметьте какие приспособления есть у рыб во внешнем строении для жизни в воде, заполнив таблицу

 

 

  Признак Значение
     
     
     
     
     

 

Лабораторная работа №8

Сравнение скелета земноводных и рыб.

Цель: Объяснить причины изменения скелета земноводных по сравнению со скелетом рыб.

Оборудование и материалы: таблицы, рисунки скелетов рыбы и земноводного, скелет лягушки.

Ход работы.

       
   

1. Рассмотрите и сравните скелеты земноводного (лягушки) и костной рыбы, заполните таблицу:

 

Отделы скелета Особенности строения Скелет лягушки Скелет рыбы
Череп Жаберные крышки и жаберные дуги (есть- нет)    
Количество костей в черепе (больше-меньше)    
Позвоночник Шейный позвонок (отдел) (есть-нет)    
Развитые ребра в туловищном отделе (есть-нет)    
Хвостовая кость (есть- нет)    
Пояса конечностей Пояс передних конечностей: хорошо различаются лопатки, ключицы, вороньи кости (да-нет)    
Пояс задних конечностей: хорошо развит (тазовые кости) и соединен с    

  позвоночником (да-нет)    
Конечности Делятся на отделы (плечо, предплечье, кисть) или представлены грудными плавниками    
Делятся на отделы (бедро, голень, стопа) или представлены брюшными плавниками    

 

 

ВЫВОД:

1. К каким классам относят этих животных?

 
 

2. Чем вызваны отличия скелета земноводных от скелета рыб?

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 

Лабораторная работа №9 (1 вариант)

Изучение внешнего строения птиц и строения перьев.

 

Цель: изучить особенности строение птиц и их покровов, выяснить черты приспособленности к полету во внешнем строении птиц

Оборудование: набор перьев, лупа

Ход работы.

1. Рассмотрите особенности внешнего строения птицы. Каково значение обтекаемой формы тела? Какие отделы тела можно выделить у птиц? По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 


Лабораторный практикум Биология 7 класс

2. Рассмотрите голову птицы. Обратите внимание на её форму, размеры. Найдите клюв, рассмотрите его строение. Найдите глаза, обратите внимание на их расположение. Найдите слуховое углубление.

3.

 
 

Подпишите рисунок «Внешнее строение сизого голубя»

 


1.

2.

3.

4.

5.


6.

7.

8.

9.

10.


 


4. Изучите строение пера. Заполните схему:


 

 

Виды перьев


….

 

… …

… …. ….

 

А) Как располагаются перья на теле птицы?

 
 

Б) Рассмотрите строение контурного пера. Найдите в нем очин, ствол и опахало. Разъедините опахало в нескольких местах, а потом попробуйте

соединить его пальцами. Удается ли это сделать?

В) Рассмотрите при помощи лупы строение опахала, его бородок первого и второго порядка. Найдите крючочки, соединяющие бородки второго порядка между собой.


Лабораторный практикум Биология 7 класс

Г) Сравните строение других видов перьев с контурным пером. В чем их сходство и отличия? Подпишите части контурного пера: 1-, 2-

, 3-, 4-

4. Какие функции выполняют:

а) контурные маховые перья б) контурные покровные перья в) контурные хвостовые г) пуховые перья и пух?

5. Подпишите представленные на рисунке виды перьев 1.

2.

3.

4.

 

6. Каковы особенности перьевого покрова летающих и нелетающих птиц?

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 

7. Выясните, каково строение передних конечностей птицы. Какие особенности их

строения развились в связи с приспособлением птиц к полету?

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

8. Какая часть ноги птицы не имеет оперения? Чем она покрыта? У каких изученных животных есть такой покров тела.

 
 

 

 
 

 

 
 


 

 

 

 
 

 

 

ВЫВОД: какие приспособления к полету имеют птицы во внешнем строении?

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 

Лабораторная работа №9 (2 вариант)

Изучение внешнего строения птиц и строения перьев.

Цель: изучить особенности строение птиц и их покровов, выяснить черты приспособленности к полету во внешнем строении птиц

Оборудование: чучело птицы, набор перьев, лупа, учебник.

 

Ход работы.

1. Рассмотрите внешний вид птицы, определите форму ее тела и хвоста. Наблюдения запишите в таблицу.

Признаки Особенности строения
Форма тела  
Покров  
Основные отделы тела 1.
  2.
  3.
  4.

Органы расположенные: на голове   на туловище 1. 2. 3.
1. 2.

 

2. Рассмотрите голову и найдите органы, расположенные на ней.

3. Рассмотрите туловище птицы и найдите органы, расположенные на нем.

4. Обратите внимание на ноги, найдите неоперенную часть, цевку и пальцы с когтями.

5. Рассмотрите роговые чешуйки на цевке. Назовите животных, изученных ранее, у которых вы встречали такой покров, -

6. Рассмотрите перья птицы, расположенные на туловище, крыльях и хвосте, - это контурные перья. Под ними на туловище находятся пуховые перья.

7. на контурном пере найдите ствол, очин, опахало и на нем бородки первого и второго порядка. Зарисуйте его и подпишите части.

Контурное перо

8. На пуховом пере найдите ствол, очин, опахало и на нем бородки первого порядка. Зарисуйте его и подпишите части.

Пуховое перо

ВЫВОД: перечислите и объясните признаки приспособленности к полету во внешнем строении птиц -

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 


 

 

 
 

 

 

Лабораторная работа № 10

Изучение особенностей строения скелета птиц.

 

Цель: изучить особенности строения скелета птиц, связанные с полетом

Оборудование: таблицы, рисунки скелета птицы

 

Ход работы.

1. Изучите строение скелета птицы. Найдите основные его отделы: череп, позвоночник, пояса конечностей и конечности. Обратите внимание на кости черепа, убедитесь, что они тонкие, но прочно соединены.

2. Рассмотрите строение черепа птицы. Найдите глазницы и клюв. Есть ли зубы у птиц? Какое это имеет значение?

 
 

 

3. Рассмотрите строение позвоночника и найдите его отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. Позвонки каких отделов срастаются между собой, какое это имеет значение?

 
 

Рассмотрите грудную клетку птиц. Рассмотрите вырост на грудине – киль. Для чего он предназначен?

4. Рассмотрите пояс передних конечностей, найдите лопатки, вороньи кости и ключицы, которые образуют вилочку. Какое значение имеет вилочка?

 
 

5. Рассмотрите строение крыла. Найдите плечо, предплечье, кисть.

6. Рассмотрите строение тазового пояса и задней конечности. Найдите бедро, голень, стопу. Найдите цевку, какое значение она имеет для птиц.

 
 

7. Подпишите рисунок скелета птиц.


1,2

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10,11

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

 

ВЫВОД: какие особенности строения костей связаны с полетом?

 
 

Выявленные вами особенности строение скелета птиц, связанные с полетом, запишите в таблицу.

Часть скелета Особенности строения
Череп  
Позвоночник  
Грудная клетка  
Пояс передних конечностей  
Передние конечности  

Тазовый пояс  
Задние конечности  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: