Занятие в технологии педагогической мастерской




Соколова Наталья Николаевна

Санкт-Петербург

 

Актуальность.

Говоря о событиях 1923 -39 годов, невозможно обойти стороной страшные гонения и мучения огромного количества наших соотечественников, многих из которых мы сейчас прославляем как святых новомучеников.

Существуют противоположные мнения относительно того, стоит ли говорить детям об этом. Этот вопрос не праздный.

Что для нас вообще память мучеников? Безусловно, они образец веры, стойкости, пример несения своего креста даже до смерти. Но и взрослый воцерковленный человек, читая жития древних мучеников, не вполне отождествляет себя с ними. Да, мы можем восхититься их подвигом, можем всем сердцем принимать ту Истину, ради которой они шли на мучения. Однако ипподромы, растерзание дикими животными и прочее, о чем мы читаем, для нас как будто не из этой жизни. Мы не можем себе представить, что это могло бы произойти в нашей жизни, ведь явно поклоняться императору нас не заставляют…

В случае с новомучениками совсем другое дело! Они не только наши соотечественники, но и наши современники. Они говорили на том же языке, ходили в те же храмы. У нас есть их фотографии и письма, они нам близки. Те муки, испытания, через которые им пришлось пройти и пронести свою веру, более понятны нам. Яснее открывается тот ужас расчеловечивания и беснования мучителей, ярче горит подвиг веры наших родных святых.

Потому и пример святых новомучеников для нас столь ценен. Это не чудесная «сказка» о подвигах далеких людей из далеких стран – это наша с вами жизнь, наш с вами выбор. Самая что ни на есть Правда. Слово «мученик» с греческого и переводится как «свидетель». События последнего столетия – это наша история. Ее не вычеркнуть и не замолчать

Очень много хороших людей стали священниками после октябрьского переворота 1917 года. Это, конечно, удивительно, потому что уже было всё понятно – на что были обречены церковные люди, тем более церковнослужители. И тем не менее люди понимали, что если у страны есть только один выход – через Веру, через отношения Любви, – то надо на деле давать пример не только выживания в тяжёлых условиях, но настоящей жизни. И в церковных общинах и братствах, и в приходских общинах люди противостояли этому злу очень конкретно – тем, что они умели помогать друг другу преодолевать это море ненависти и безнравственности, которое разливалось вокруг них. Это, конечно, был пример такой подлинной жизни, человеческой и божеской, которую тот, кто хотел, мог увидеть.

Господь действует всегда, во все эпохи, во все века, во всех народах, но нам очень важно, ка́к Господь действовал в нашей стране, в нашем народе, в нашей церкви именно в это время, когда обстановка жизни стала экстремальной. Ведь ещё надо понять, что значит такое: человека забирают, он по существу прощается со своими близкими и со своей жизнью и при этом говорит: «За меня не беспокойтесь, в этом воля Божия». Что это значит? Современному человеку это очень трудно понять. Действительно, для этого нужно перевернуть страницу истории и войти в новую эпоху. Для этого нужна твёрдость, нужна крепкая вера, нужно милосердное отношение ко всем, нужно научиться любить, и прощать, и делиться своей верой, то есть жить так, чтобы твоё христианство было убедительно благодаря тому свету, который струится из твоих глаз, который видно из твоей жизни, из её плодов. Я думаю, что это характерно для всех новомучеников,

Святой – не значит безгрешный, или какой-то идеал. Святой – это тот, кого освятил Господь, простив ему его немощи или согрешения. Если Господь это сделал, мы не имеем права отвергать это только потому, что человек что-то сказал или сделал не совсем так, как мы считаем, правильным было бы сделать или сказать.

К сожалению, в современных семьях детям редко говорят о том, что Таинство крещения налагает на них особую ответственность, что это вступление в ряды воинства Христова, а Символ веры – своего рода присяга, всенародно повторяемая за каждой Литургией. Что однажды сделав этот выбор, необходимо следовать ему всю жизнь, и эта жизнь есть крестоношение. Не говорят и не готовят к тому, что Бог может вместо жизненного благополучия и успеха призвать на испытания, и этими испытаниями проверяется вера и верность данным при крещении обетам. А ведь это – основа подлинно православного воспитания. И очень важно, чтобы юные души закалялись с детства и были готовы свидетельствовать о Христе «не по имени, но по жизни».

Вот об этой правде нам нужно говорить детям. Но ведь большинство школьников из нецерковных семей, многие не православного вероисповедания, да и школа у нас целиком светская. Как говорить детям о мучениках? Чтобы этот разговор не стал страшилкой ни для детей, ни для их родителей. Чтобы они не испугались этих историй о людях – пожилых и молодых, чей жизненный путь завершился Бутовским полигоном, не испугались лаконичных строк житий, старых черно-белых фотографий из следственных дел. Не испугались того образа христианской жизни, который им откроется. Ведь в это страшное время мучеником, независимо от возраста и пола, мог стать каждый человек, с которым члены общины жили и молились бок о бок, – сосед, друг, родственник. Пример их христианского свидетельства был живым и наглядным.

Автор работы в течение нескольких лет пыталась найти ответ на этот вопрос…

После посещения Левашовской пустоши в Санкт-Петербурге, Бутовского полигона, музея истории ГУЛАГа и музея новомучеников и исповедников Российских в Москве, после слезной молитвы в зале музея ответ пришел: - Говори о Любви…

И тогда… Занятие в технологии педагогической мастерской «Что вам слышится?» сложилось…

 

 

Занятие в технологии педагогической мастерской

«Что вам слышится»

Блаженны вы,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: