Мотивационная готовность.




Особенности познавательной сферы детей с нарушениями речи.

У лиц с речевой патологией наблюдаются следующие особенности в познавательной сфере:

Восприятие: отставание в развитии зрительного восприятия и зрительных предметных образов, проявляется в бедности и недифференцированности зрительных образов, инертности и непрочности зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представление предмета. Низкий уровень развития буквенного гнозиса. Наблюдается нарушение слухового восприятия на высокочастотные тона. Нарушение фонематического восприятия.

Внимание: низкий показатель произвольного внимания, неустойчивость; трудности переключаемости и распределения; трудности в планировании и контроле своих действий; трудности сосредоточения на вербальном материале; трудности в распределении между речью и практическими действиями; трудности в планировании своих действий; трудности при анализе условий, поиске способов и средств решения задач, несформированность всех видов контроля за деятельностью.

Память: объем зрительной памяти детей с ОНР практически не отличается от нормы. Исключение касается продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией, это связанно с выраженными нарушениями восприятия формы, слабость пространственных представлений. Цветкова отмечает, у детей с тяжелыми нарушениями речи, своеобразие зрительной памяти, проявляющейся в низком объеме запоминания; инертности зрительных преставлений. В целом: снижен уровень слуховой памяти, зрительной; низкий уровень отсроченного воспроизведения, низкий уровень продуктивного запоминания, относительная сохранность смыслового, логического запоминания.

Мышление: отмечается низкий уровень таких операций как: анализ, синтез, сравнение, классификация, исключение лишнего понятия, умозаключение; возникновение трудностей в образовании причинно следственных связей; дети с ОНР отстают в развитии наглядно-образного мышления. испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков.Они недостаточно понимают логико-грамматических конструкций, замедленно усваивают временные и пространственные взаимоотношения. Низкий уровень сформированности операций анализа, синтеза, сравнения обобщения и классификации, затруднения при определении и формулировании логической последовательности. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связанны друг с другом.

Воображение: творческие способности имеют низкую продуктивность, снижение мотивации в деятельности; снижение познавательных интересов; бедный запас общих сведений об окружающем мире; отсутствие целенаправленности в деятельности; недостаточная точность предметных образов-представлений; непрочность связей между зрительной и вербальной сферами.

 

 

Методики диагностики готовности к обучению в школе детей с ОВЗ.

Мотивационная готовность.

А) «Исследование мотивации учения у старших дошкольников ».

Данная методика разработана М.Р. Гинзбургом.

Цель: Выявить преобладание определенного мотива, при поступлении в школу.

Инструкция: Сейчас я тебе прочитаю рассказ.

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».

На стол перед ребенком выкладывается карточка с рисунком №1 женская фигура с указывающим жестом: перед ней фигура ребенка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».

Выкладывается карточка с рисунком №2: фигура ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

И так 6 карточек с разными мотивами.

После прочтения рассказа задаются вопросы:

- А как по-твоему, кто из них прав? Почему? – Выбор I.

- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? – Выбор II.

- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? – Выбор III.

Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу и затем оцениваются экспериментатором. Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов соответствующего выбора.

Мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая)

Б) Тест-опросник на определение сформированности "внутренней позиции школьника".(М.Ильин)

Задайте ребенку приведенные ниже вопросы и запишите полученные ответы.

Ты хочешь идти в школу?

Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

Чем тебе больше всего нравиться заниматься в детском саду (дома)? Почему?

Ты любишь, когда тебе читают книжки?

Суммируются баллы на заданные вопросы.

В) Тест Лесенка(В.Г.Щур)

Покажите ребенку лесенку и попросите его поместить на этой лесенке всех знакомых тебе детей. На трех верхних ступенях окажутся дети хорошие: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше ("хорошие", "очень хорошие", "самые хорошие") А на трех нижних ступеньках - плохие. Чем ниже, тем хуже ("плохие", "очень плохие", "самые плохие"). На средней ступеньке дети не плохие и нехорошие. На какую ступеньку ты поместишь себя? Почему?

Затем задайте ребенку вопрос: "Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь какой ты на самом деле и каким хотел бы быть"

Анализ результатов.

В процессе выполнения этого задания наблюдайте за ребенком: колеблется ли он, раздумывает, аргументирует свой выбор, задает вопросы и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: