Подготовили воспитатели:




Перушкова Татьяна Геннадьевна,

Бабоякова Марина Петровна,

Фаттахова Виктория Михайловна

 

 

Осинниковский городской округ 2021г.

Театр - удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как выглядят гуси-лебеди, разводя в стороны ручки и помахивая ими, косолапый медведь или скачущий зайчик. При этом начинающий «Актер», как правило, испытывает видимое удовольствие от своих действий. Да и позднее, вырастая, в повседневной жизни каждый из нас, не замечая того, вынужден сотни раз «играть различные » роли. При этом формируются навыки коммуникации, умения видеть мир и себя самого со стороны.

Значит, важнейшие цели театральных занятий с детьми – помочь им стать гибкими в общении, уметь находить нестандартные решения, раскрывая собственный творческий потенциал, создавая свою собственную «формулу успеха», или просто снять накопившееся напряжение.

Кроме того, ребенок, постигая технику актерской работы, знакомится с основами разных видов театральной деятельности: тренингами сценического движения, упражнениями по правильному дыханию, дикции и артикуляции, приёмами постижения нужного художественного образа.

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова и др.).

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность?

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в которой наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

В работе для повышения уровня речи детей, я использую театрализованную деятельность. Определяю основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.

 

В работе по развитию речи детей среднего возраста посредством театрализации, я поставила перед собой следующие задачи:

• Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

• Обогащать словарь детей, активизировать его;

• Совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;

• Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;

• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

Так же при проведении занятия включаю:

- музыкально-ритмическую разминку;

- дыхательную и речевую гимнастики;

Музыкально ритмическая разминка включает в себя ритмические, музыкально практические игры и упражнения, которые:

а) развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость);

б) развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.);

в) развивают воображение (способности к пластической импровизации).

Дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, орфоэпия).

В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д., а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идет речь, расширять словарный запас, сделать речь ярче, образнее.

В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.

В совместной деятельности с детьми в старшем возрасте проводим логопедические пятиминутки и во второй половине одного из дней недели (четверг) - «час театра».

Для самостоятельной деятельности детей я создала условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно. При проектировании предметно пространственной среды,

я в группе постаралась создать условия для различных видов театра. Мной была организована театрализованная зона, в которой находятся разные виды театра это:

-пальчиковый театр (куклы головки)

-театр би-бо-бо(куклы этого театра обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Однако допускается выход водящего с куклой на руке к зрителям)

-Теневой театр (плоскостные куклы на освещенном экране в виде силуэтов).

-Театр игрушек (любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу).

-Театр из картона (картинки – персонажи передвигают в соответствии с содержанием читаемой сказки).

-Театр на фланелеграфе.

-Театр рукавички.

Театр больших верховых кукол.

Театр кукол с «живой рукой»

-Театр на магнитах.

-театр на ложках.

-конусный театр.

-куклы марионетки.

Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно. При проектировании предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность, создаем необходимые условия, т. е.:

• индивидуальные социально психологические особенности ребенка;

• особенности его эмоционально-личностного развития;

• индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;

• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

• возрастные и поло-ролевые особенности, которые отвечают требованиям программы и потребностям детей.

Таким образом, анализируя свой опыт работы можно прийти к следующему выводу, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

 

 

Литература:

 

Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -МТворческий центр., 2009.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. -М., 1990.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

4. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. - 2001.-№2.

5. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994.

6. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. -1989.-№1

7. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. -М., 2000.

8. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников// Игра дошкольника/Под ред. С. Л. Новоселовой. - М., 1989.

9. О. А. Бизикова. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.; Издательство «Скрипторий 2003».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: