Какое значение имеет рассказ Луки о двух ворах, которых он пожалел, и притча о праведной земле?




Задания для дистанционного обучения студентов СПО ВИК №1

Литература

Группа ПК-197

Выполните тест по пьесе М. Горького «На дне».

Тест

По пьесе М. Горького «На дне».

  1. Какую роль играют в пьесе авторские ремарки, характеризующие обстановку в начале каждого действия?

1) Подчеркивают динамику в сознании героев и в их положении.

2) Характеризуют и разоблачают антигуманный буржуазный мир контрастов.

3) Показывают реальную обстановку жизни людей, сброшенных на дно общества.

4) Играют роль декорации, интерьера

  1. Каков жанр пьесы?

1) Социальная драма

2) Социально-бытовая драма

3) Любовная драма

4) Социальная трагедия.

5) Социально-философская драма

  1. С появлением какого героя завязывается конфликт?

1) Лука 3) Актер

2) Сатин 4) Васька Пепел

5) Костылев 6) Василиса Костылева

Кому из героев принадлежат данные слова и соответствующая социально-философская позиция?

1) «Люди все живут как щепки по реке плывут…Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру….и ты…Чего жалеть».

Теория среды: полной зависимости человека от обстоятельств.

2) «Надо жить по закону. Магомет дал Коран…»

Слепое подчинение вере.

3) »Разве вы можете понимать любовь? Настоящую любовь? А у меня была она… настоящая!»

Жизнь в мире грез, иллюзий, творение ирреального мира.

4) «А я ничего не хочу! Я ничего не желаю!»

Растворение Я в мире – философское кредо восточных религиозных систем.

5) «Старая фамилия времен Екатерины, дворяне, богатство, сотни крепостных, лошади, повара…»

Жизнь прошлыми воспоминаниями.

6) «Ничего – везде люди»

Примирение со средой.

Барон 4. Алешка

Клещ 5. Настя

Татарин 6. Бубнов

Кто из героев принял философию сострадания, жалости, веры и надежды, отказа от правды Луки?

1) Клещ 5) Настя

2) Бубнов 6) Пепел

3) Барон 7) Актер

4) Наташа 8) Анна 9) Сатин

Какова в пьесе авторская позиция в философском споре об истине, правде и сострадании, надежде и утешительной лжи?

1) Человеку не нужна надежда, вера в спасительную ложь, нужна горькая правда.

2) Только истина и жизнетворчество спасет человека от гибели.

3) Человека нужно жалеть и сострадать ему, утешать.

4) Прямого ответа в пьесе нет.

Как писатель решает проблему гуманизма? Что значит для него пожалеть человека, проявить к нему сострадание?

1) Показать ему страшную правду, обнажить социальные язвы реальности и их причины и тем самым пробудить его волю к созидательной деятельности, жизнетворчеству, опираясь на разум и собственные силы.

2) Скрыть от человека горькую правду, успокоить надеждой и подарить взамен правды красивую мечту, далекую от жизненной реальности.

3) Не унижать человека жалостью, внушая надеждой на лучшее.

4) Надо уважать человека, верить в его силы, а не искать опору в жизни вне его самого.

Каковы философские основы гуманистической концепции Горького?

1) Богостроительство, боготворчество (новое понимание Бога как «сложное творческое чувство веры в свои силы», как красота, разум, справедливость и любовь, «сладкое сознание духовного родства каждого со всеми», где «вечный источник боготворчества – весь рабочий народ земли».

2) Философия эмпириокритицизма (отрицание абсолютного влияния среды на человека).

3) Философия махизма (сознание творит бытие).

4) Философия жизнетворчества (человек творит себя и жизнь).

5) Философия экзистенционализма.

Какими способами (приемами) разоблачается гуманистическая философия Луки и доказывается ее несостоятельность?

1) Лука исчезает в кульминационный момент пьесы (убийство Коростелева), так как в момент суровой действительности его утешения уже несостоятельны.

2) Все герои, которые поверили в утешения Луки, оказываются нежизнеспособны при встрече с правдой жизни.

3) Утешительную и сострадательную позицию Луки разоблачает Сатин.

4) Хозяева ночлежки лояльны к Луке из-за его позиции непротивления злу.

5) Пьеса заканчивается тюремной песней о страданиях узника.

Если считать ночлежку слепком дна жизни, ада, в котором прозябает человечество, а Луку, не Апостолом добра, а Лукавым, который искушает надеждой, то по каким причинам можно считать Сатина Сатаной?

1) Высокие слова о человеке не предполагают в нем нравственности (отрицает совесть, внушает мысль об убийстве Пеплу, отрицает надежды Актера).

2) Он отомстил обидчику своей сестры и отбывал за это срок на каторге.

3) Он образован, но не хочет работать и остается шулером.

4) Дно – норма его существования. Он растлевает и препятствует другим уходу из дна.

5) Лука и Сатин близки в отношении человека – не верят в его силу воли и разум.

Какое значение имеет рассказ Луки о двух ворах, которых он пожалел, и притча о праведной земле?

Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает… Гляжу – двое… открывают окно …Я им кричу: ах вы!.. пошли прочь!.. А они, значит, на меня с топором… Я их упреждаю – отстаньте, мол! А то сейчас – стрелю…Они – на коленки пали: дескать, – пусти! Так они, по моему приказу, и выпороли дружка дружку. А как выпоролись они… и говорят мне – дедушка, говорят, дай хлебца Христа ради! Идем, говорят, не жрамши… Так они у меня всю зиму и жили… беглые… с поселенья ушли… Хорошие мужики!.. Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али еще что… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!
Вот… ты говоришь – правда… Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…знал я одного человека, который в праведную землю верил…и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, – духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько – пожду… а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю…» И вот в это место прислали ссыльного, ученого… с книгами, с планами… Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил… глядел-глядел – нет нигде праведной земли! …Ну, тут и человек рассердился – как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты… сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый…» Да в ухо ему – раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой – и удавился!..

1) Пожалеть человека – спасти, научить добру, дать возможность для жизнетворчества.

2) Пожалеть человека – дать надежду как средство переносить трудности

 

 

3) Пожалеть человека – скрыть убивающую правду и внушить спасительную ложь.

4) Горькая правда убивает человека.

12. Есть ли в пьесе герои, которых пробуждает к жизни слова Сатина о правде?

Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!

1) Барон 2) Бубнов 3) Татарин 4) Кривой Зоб.

13. Кому принадлежат слова о Человеке?

Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: