Задания для дистанционного обучения студентов СПО ВИК №1
Литература
Группа ПК-197
Выполните тест по пьесе М. Горького «На дне».
Тест
По пьесе М. Горького «На дне».
- Какую роль играют в пьесе авторские ремарки, характеризующие обстановку в начале каждого действия?
1) Подчеркивают динамику в сознании героев и в их положении.
2) Характеризуют и разоблачают антигуманный буржуазный мир контрастов.
3) Показывают реальную обстановку жизни людей, сброшенных на дно общества.
4) Играют роль декорации, интерьера
- Каков жанр пьесы?
1) Социальная драма
2) Социально-бытовая драма
3) Любовная драма
4) Социальная трагедия.
5) Социально-философская драма
- С появлением какого героя завязывается конфликт?
1) Лука 3) Актер
2) Сатин 4) Васька Пепел
5) Костылев 6) Василиса Костылева
Кому из героев принадлежат данные слова и соответствующая социально-философская позиция?
1) «Люди все живут как щепки по реке плывут…Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру….и ты…Чего жалеть».
Теория среды: полной зависимости человека от обстоятельств.
2) «Надо жить по закону. Магомет дал Коран…»
Слепое подчинение вере.
3) »Разве вы можете понимать любовь? Настоящую любовь? А у меня была она… настоящая!»
Жизнь в мире грез, иллюзий, творение ирреального мира.
4) «А я ничего не хочу! Я ничего не желаю!»
Растворение Я в мире – философское кредо восточных религиозных систем.
5) «Старая фамилия времен Екатерины, дворяне, богатство, сотни крепостных, лошади, повара…»
Жизнь прошлыми воспоминаниями.
6) «Ничего – везде люди»
Примирение со средой.
Барон 4. Алешка
Клещ 5. Настя
Татарин 6. Бубнов
Кто из героев принял философию сострадания, жалости, веры и надежды, отказа от правды Луки?
1) Клещ 5) Настя
2) Бубнов 6) Пепел
3) Барон 7) Актер
4) Наташа 8) Анна 9) Сатин
Какова в пьесе авторская позиция в философском споре об истине, правде и сострадании, надежде и утешительной лжи?
1) Человеку не нужна надежда, вера в спасительную ложь, нужна горькая правда.
2) Только истина и жизнетворчество спасет человека от гибели.
3) Человека нужно жалеть и сострадать ему, утешать.
4) Прямого ответа в пьесе нет.
Как писатель решает проблему гуманизма? Что значит для него пожалеть человека, проявить к нему сострадание?
1) Показать ему страшную правду, обнажить социальные язвы реальности и их причины и тем самым пробудить его волю к созидательной деятельности, жизнетворчеству, опираясь на разум и собственные силы.
2) Скрыть от человека горькую правду, успокоить надеждой и подарить взамен правды красивую мечту, далекую от жизненной реальности.
3) Не унижать человека жалостью, внушая надеждой на лучшее.
4) Надо уважать человека, верить в его силы, а не искать опору в жизни вне его самого.
Каковы философские основы гуманистической концепции Горького?
1) Богостроительство, боготворчество (новое понимание Бога как «сложное творческое чувство веры в свои силы», как красота, разум, справедливость и любовь, «сладкое сознание духовного родства каждого со всеми», где «вечный источник боготворчества – весь рабочий народ земли».
2) Философия эмпириокритицизма (отрицание абсолютного влияния среды на человека).
3) Философия махизма (сознание творит бытие).
4) Философия жизнетворчества (человек творит себя и жизнь).
5) Философия экзистенционализма.
Какими способами (приемами) разоблачается гуманистическая философия Луки и доказывается ее несостоятельность?
1) Лука исчезает в кульминационный момент пьесы (убийство Коростелева), так как в момент суровой действительности его утешения уже несостоятельны.
2) Все герои, которые поверили в утешения Луки, оказываются нежизнеспособны при встрече с правдой жизни.
3) Утешительную и сострадательную позицию Луки разоблачает Сатин.
4) Хозяева ночлежки лояльны к Луке из-за его позиции непротивления злу.
5) Пьеса заканчивается тюремной песней о страданиях узника.
Если считать ночлежку слепком дна жизни, ада, в котором прозябает человечество, а Луку, не Апостолом добра, а Лукавым, который искушает надеждой, то по каким причинам можно считать Сатина Сатаной?
1) Высокие слова о человеке не предполагают в нем нравственности (отрицает совесть, внушает мысль об убийстве Пеплу, отрицает надежды Актера).
2) Он отомстил обидчику своей сестры и отбывал за это срок на каторге.
3) Он образован, но не хочет работать и остается шулером.
4) Дно – норма его существования. Он растлевает и препятствует другим уходу из дна.
5) Лука и Сатин близки в отношении человека – не верят в его силу воли и разум.
Какое значение имеет рассказ Луки о двух ворах, которых он пожалел, и притча о праведной земле?
Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает… Гляжу – двое… открывают окно …Я им кричу: ах вы!.. пошли прочь!.. А они, значит, на меня с топором… Я их упреждаю – отстаньте, мол! А то сейчас – стрелю…Они – на коленки пали: дескать, – пусти! Так они, по моему приказу, и выпороли дружка дружку. А как выпоролись они… и говорят мне – дедушка, говорят, дай хлебца Христа ради! Идем, говорят, не жрамши… Так они у меня всю зиму и жили… беглые… с поселенья ушли… Хорошие мужики!.. Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али еще что… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!
Вот… ты говоришь – правда… Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…знал я одного человека, который в праведную землю верил…и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, – духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько – пожду… а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю…» И вот в это место прислали ссыльного, ученого… с книгами, с планами… Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил… глядел-глядел – нет нигде праведной земли! …Ну, тут и человек рассердился – как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты… сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый…» Да в ухо ему – раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой – и удавился!..
1) Пожалеть человека – спасти, научить добру, дать возможность для жизнетворчества.
2) Пожалеть человека – дать надежду как средство переносить трудности
3) Пожалеть человека – скрыть убивающую правду и внушить спасительную ложь.
4) Горькая правда убивает человека.
12. Есть ли в пьесе герои, которых пробуждает к жизни слова Сатина о правде?
Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!
1) Барон 2) Бубнов 3) Татарин 4) Кривой Зоб.
13. Кому принадлежат слова о Человеке?
Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!