Как раскрыть свой творческий потенциал.




МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА ПО ИНТУИТИВНОМУ РИСОВАНИЮ

 

Ф.И.О. автора: Лебедева Лариса Валентиновна.

Должность и место работы: заведующий отделом декоративно-прикладного и изобразительного творчества,

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Городской Дворец детского и юношеского творчества им.В.Г.Джарты города Макеевки"(для использования на занятиях в МБУДО, других профильных учреждениях).

Данная методика может быть интересна педагогам дополнительного образования, школ, профильных учреждений, работающим по направлениям изобразительное и декоративно – прикладное творчество, использующим на своих занятиях такие материалы, как бумага и текстиль. Данный вид деятельности развивает творческое воображение, позволяет тренировать руку, не концентрируясь на результате, способствует развитию самостоятельной творческой активности обучающихся.

(Из опыта проведения практических занятий городского методического объединения «Вернисаж» Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского и юношеского творчества им.В.Г.Джарты города Макеевки» (для педагогов МБУДО и педагогов школ декоративно-прикладного и изобразительного направлений работы)

 

 

Содержание

1. Введение. О потребности в творческом самовыражении.

2. Как раскрыть свой творческий потенциал.

3. Описание методики.

4. Этапы методики.

Вывод.

 

«Единственное искусство – это умение распознавать то, что можно позаимствовать»

Дэвид Боуи


Введение. О потребности в творческом самовыражении.

Каждому человеку присуща естественная потребность в самовыражении. Самовыражение – мощный источник положительных эмоций, вдохновения и отличный способ разрядки, дающий выход накопленной негативной энергии.

Каждый человек уникален, и каждому подходят различные способы самовыражения, которые помогают лучше понимать себя и развиваться, повышать самооценку.

Самовыражение через творчество является одним из самых эффективных, так как мы занимаемся тем, что нам нравится, реализуем свои таланты и способности, облегчая душу и получая признание (хотя это необязательно, можно наслаждаться результатами творчества в одиночку).

Творческий процесс расширяет кругозор. Ведь сколько всего нужно узнать! Однако любой вид деятельности требует специальных знаний и умений. И часто неуверенность в себе, в своих знаниях не дают человеку творчески раскрыться.

Дело в том, что для приобретения знаний художника нужно очень долго и кропотливо учиться. Легкость в рисовании, мастерство художника создает иллюзию доступности данного вида искусства. В самом деле, за этой «легкостью» скрываются годы, посвященные приобретению знаний по таким дисциплинам, как: цветоведение, рисунок, анатомия человека, черчение, живопись, композиция, история искусства, материаловедение и многое другое. Как и в любом деле, это огромное количество часов практики, проб и ошибок, переосмысления и интерпретации знаний и теории.

Как же помочь человеку творчески самовыразиться, не затрачивая огромное количество времени на постижение вышеперечисленных наук и предметов?

Для этого существуют специальные методики, которые помогают заинтересованным людям раскрыть свой творческий потенциал, самовыразиться, почувствовать себя настоящим художником. Кроме того, при помощи этой методики участники погружаются в свой внутренний мир, лучше начинают понимать, что они чувствуют при этом. Обычно это вдохновение, положительные эмоции, что обусловливается необычным подъемом духовных и физических сил в процессе творчества.

Методику интуитивного рисования разработали, основываясь на исследованиях медиков и психологов, изучающих особенности работы человеческого мозга. Используя интуицию и творческий подход, можно бережно прикоснуться к самым глубинам своей личности, увидеть и рассмотреть свою истинную суть и попробовать начать лучше себя понимать, что поможет стать более счастливыми.

 

Как раскрыть свой творческий потенциал.

Любому человеку свойственно стремление к творчеству. Для того чтобы не рисующий человек почувствовал себя художником, ощутил восторг от творчества, вдохновение, и, пережил огромную положительную гамму чувств от приобщения к искусству, существуют специальные методики. Использование этих методик позволяет в короткие временные промежутки дать толчок к творческому развитию, убрать барьеры страха перед рисованием, самовыражением. Это очень полезно при работе с детьми и взрослыми.

За счет чего время обучения рисованию сокращается? При рисовании используется творческая часть мозга – правое полушарие. В художественной школе обучают рисовать в левополушарном режиме, оттого и такое длительное время обучения. Здесь все обстоит по-другому: специальные техники позволяют включить правополушарный режим у любого человека. Но нужно учитывать тот факт, что данное рисование имеет не академическую ценность произведения, а ценность творческого самовыражения для каждого человека.

Целью применения данных методик является приобщение личности к творческому процессу, мотивация к получению знаний и развитию.

Одна из таких методик - интуитивное рисование. Ее еще называют правополушарным рисованием. Правополушарное рисование – возможность взглянуть на жизнь глазами художника. Для каждого, кто мечтает раскрыть свой творческий потенциал, эта мечта вполне может ответить взаимностью и стать прекрасной реальностью. При этом такая мечта осуществима в любом возрасте, и ее реализация не потребует годы обучения.

Что же это – правополушарное рисование? Правополушарное рисование – легкость творческого восприятия. Бесспорно, в наше время доминирует активность левого полушария. Интеллектуальное развитие, логическое мышление, навыки – это то, чему мы уделяем большое внимание с самого детства. И, к большому сожалению, развивая свое левое полушарие, которое и отвечает за рациональное сознание, мы уделяем гораздо меньше внимания развитию правого полушария, отвечающего за нашу эмоциональную сферу. В результате, в нашей жизни присутствуют эмоциональные срывы, депрессии, стрессы. Мы не выражаем свои эмоции, а подавляем и прячем их. Как следствие, теряем свою непосредственность и легкость творческого восприятия.

Правополушарного рисование – это не только максимально быстрое раскрытие творческого потенциала, но и приятное обучение, позволяющее сделать большой шаг к приобретению целостного мышления. Это своеобразный психологический тренинг, представляющий собой интереснейший и увлекательнейший процесс, в котором мы раскрываемся как творческая личность, как индивидуальность, а также - уникальная возможность для людей любого возраста открыть свой талант и гармонию, которые были спрятаны и не развивались на должном уровне. И, конечно, как было сказано выше, это прекрасная и эффективнейшая возможность избавиться от стрессов и депрессий – выражать свои эмоции и видение мира в определенные моменты через прекрасные, наполненные глубиной рисунки.

Данная методика имеет терапевтический эффект, помогающий взрослым и детям погрузиться в свой внутренний мир, лучше понять себя, выразить свои положительные или отрицательные яркие переживания. Терапевтический эффект может заключаться в том, что человек не сдерживает в себе эмоциональные переживания, которыми не может поделиться с другими словесно, а выражает их на бумаге или холсте при помощи красок. Интуитивное рисование - вид рисования, который не предполагает никаких правил и канонов. Всё что нужно – довериться самому себе, своим ощущениям и собственному внутреннему миру. По большому счету это единственное, что необходимо знать.

Предполагается, что при подъеме активности правого полушария и балансировки его с уровнем левого происходят уникальные вещи: производительность работы мозга увеличивается, повышается скорость принятия решений, включается режим вдохновения и окрыленности, внутреннего спокойствия, гармонии, проявляющийся во всех областях деятельности, что в разы улучшает уровень качества жизни взрослого человека и ребенка.

Техника, которая позволяет включить творческую часть мозга (правое полушарие), была представлена участникам-педагогам курсов повышения квалификации при Донецком РИДПО г.Донецка, участникам городского методического объединения «Вернисаж», а также апробирована на занятиях кружка «Декоративно-прикладное творчество» народной студии «Декор-Дизайн». Было определено, что искомый правополушарный режим участники получают уже через полчаса после начала занятия.

 

Описание методики.

У каждого человека свои цветовые предпочтения. Если холст или бумагу окрасить белым маслом или гуашью и предложить человеку нанести краски по своему предпочтению, то этот первичный хаос из красок уже будет являться самовыражением. Человек любого возраста и любой профессии может таким образом релаксировать.

Белый цвет для начала работы используется не напрасно и не случайно. Если сразу брать открытые цвета, то они могут сначала испугать ученика. Разбеленные же цвета, наоборот, успокаивают.

Кстати, в такой манере работают очень многие художники. Они хаотично смешивают цвета на разбеленном фоне до тех пор, пока не получат подсказку от изображаемого.

В данном процессе, человек, который впервые взял в руки кисть, выражает свое желание, следуя интуиции.

В этот момент активно работает правое полушарие мозга. Отсюда и название «Правополушарное рисование». Так как изображение конкретной формы требует подключение логики левого полушария.

Выполнив несколько упражнений с педагогом-тренером, человек перестает бояться наносить краски на поверхность холста и бумаги, что является основным психологическим барьером.

Интуиция есть у каждого, вкус у каждого свой. Если ученик вложил часть своей души в работу – это уже имеет право быть выставлено на обозрение как творческий объект.

Для тех, кто хочет самовыражения в искусстве, живопись, рисование – наиболее подходящий способ, так как высокая степень изысканности, сложности творческого самовыражения в полной мере проявляется именно в живописи.

Рекомендуется выполнить несколько упражнений с тренером-педагогом, для того чтобы после работать и развиваться творчески самостоятельно.

 

Этапы методики

Этап. Подготовительный.

Для работы необходимо подготовить материалы и инструменты:

· Бумага для акварели размером А4 или А3

· Кисть из щетины №12 или шире

· Кисти круглые из белки № 4 и №1

· Гуашь (с основными и дополнительными цветами, дополнительную краску белил.

· Мастихин-по желанию (для живописных экспериментов), деревянные шпажки.

· Вода

· Марлевая тряпочка.

Этап. Основной.

Выполняя задание, не следует торопиться. Стараемся прислушиваться к себе, получаем удовольствие от нанесения краски на бумагу при помощи кисти. Помним, что испортить нашу работу просто невозможно.

Расслабляемся и даем себе волю делать то, что делается без всякого анализа и критического оценивания своей работы.

Технология

Рисунок 1. Грунтуем бумагу белой гуашью.

Рисунок 2. Создаем фон. Наносим точки нужных нам цветов. Для верхней части работы выбираем светло-голубую, синюю и белую краски. Посередине - желтую, охру, умбру. В нижней части листа - охру, коричневую, травянистую зеленую. Можно добавлять и другие цвета, ведь это только обогатит нашу работу.

 

Рисунок 3-4-5. Далее широкой кистью из щетины проводим горизонтальные полосы, объединяя все цвета.

 

 

Рисунок 6. Рисуем горы, расположенные на заднем плане. Для этого нам нужно смешать на палитре белую, голубую и фиолетовую краски. На фоне неба горы будут более контрастными. Внизу они как - будто растворяются.

 

Рисунок 7. На фоне гор рисуем деревья. Используем фиолетовую, коричневую, белую и синюю краски. Ветки рисуем более тонкой кистью, немного подкручивая ее. Это делается для того, чтобы веточки казались более естественными. Тонкой кистью затемняем стволы деревьев с теневой стороны. Для тех стволов, которые будут на дальнем плане - больше добавляем белой краски. Стволы рисуем круглой кистью.

 

 

Рисунок 8. Затемняем стволы деревьев, которые находятся на переднем плане. Для того, чтобы смешать цвет для теневой стороны, используем синюю, фиолетовую и коричневую. Под деревьями добавляем зелень. Для дальнего плана используем охру, белую, травянисто-зеленую. На переднем - открытую зеленую, синюю, коричневую. Краску на переднем плане наносим кистью из щетины.

Рисунок 9. Далее выделяем более светлую сторону ствола и веток деревьев на переднем плане. По освещенной стороне проводим кончиком тонкой кисти с разбеленной охрой. Траве также добавляем насыщенно-темные, холодные оттенки в тенях и разбеленные, теплые - на освещенных участках.

Рисунок 10. При помощи щетинистой кисти изображаем кроны деревьев. Используем различные оттенки зеленого и синего в тени и, с добавлением охры и белил, в освещенных участках. На переднем плане жесткой влажной кистью изображаем цветы светло-желтого цвета. Краску наносим кистью, расположенной к листу перпендикулярно, прикасаясь к бумаге только торцом.

Рисунок 11-12.

Вывод.

Выявлено, что данный метод позволяет быстро научиться рисовать. Динамика такая: если человек никогда не брал кисточку в руки, он может после первого занятия рисовать картину размером 30 на 40 сантиметров.

Почему можно рекомендовать правополушарное рисование и распространять этот опыт?

Когда взрослый или ребенок использует этот способ, развивается правое полушарие мозга. Поднимается настроение, потому что результат виден сразу, кроме того, улучшается самочувствие, появляется вдохновение и творческий подъем.Необходимо также отметить и о способности Коллективного творчества положительно влиять на гиперактивных и замкнутых детей. То, что невозможно высказать словесно, ребенок может высказать изобразительно.Живопись говорит без слов. Это дает право художнику высказываться через изображаемое.

Данная методика позволяет раскрыть и развить себя как творческую личность, наполнить свою жизнь совершенно новыми эмоциями, сделать ее ярче, радостней и гармоничней. На занятиях по методике правополушарного рисования каждый добивается успеха и начинает красиво рисовать собственные шедевры, наполненные глубиной и яркостью красок, которые передаются собственным восприятием прекрасного. Педагог-тренер предлагает творческие задания, которые довольно простые, но, тем не менее, позволяют максимально открыть свои возможности и научиться рисовать, практически, за один день.

Вывод.

Выявлено, что данный метод позволяет быстро научиться рисовать. Динамика такая: если человек никогда не брал кисточку в руки, он может после первого занятия рисовать картину размером 30 на 40 сантиметров.

Почему можно рекомендовать правополушарное рисование и распространять этот опыт?

Когда взрослый или ребенок использует этот способ, развивается правое полушарие мозга. Поднимается настроение, потому что результат виден сразу, кроме того, улучшается самочувствие, появляется вдохновение и творческий подъем.Необходимо также отметить и о способности Коллективного творчества положительно влиять на гиперактивных и замкнутых детей. То, что невозможно высказать словесно, ребенок может высказать изобразительно.Живопись говорит без слов. Это дает право художнику высказываться через изображаемое.

Данная методика позволяет раскрыть и развить себя как творческую личность, наполнить свою жизнь совершенно новыми эмоциями, сделать ее ярче, радостней и гармоничней. На занятиях по методике правополушарного рисования каждый добивается успеха и начинает красиво рисовать собственные шедевры, наполненные глубиной и яркостью красок, которые передаются собственным восприятием прекрасного. Педагог-тренер предлагает творческие задания, которые довольно простые, но, тем не менее, позволяют максимально открыть свои возможности и научиться рисовать, практически, за один день.

 

Литература

1. М.С. Вальдес Одриосола Интуитивное рисование: Развитие творческих способностей средствами арттерапии/ 2009/ Институт общегуманитарных исследований

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

3. Ты - Художник! Рубрика: Рисование, живопись, Увлечения, хобби Издательство: Попурри Год выпуска: 2010

4. Бетти Эдвардс. Правополушарное рисование. Открой в себе художника. Август 2013г

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: