Сущность психического развития. Условия, источник, движущие силы, основные факторы и закономерности психического развития




Развитие – изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

Развитие происходит в трех областях – физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся размеры и формы тела, органов, структуры мозга, сенсорные возможности и двигательные (моторные) навыки. К когнитивной области относятся все умственные способности и психические процессы. В психосоциальную область входят все свойства личности и социальные навыки, индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования. Развитие в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязано.

Следует подчеркнуть, что достаточно длительное время в психологии господствовала точка зрения, согласно которой психическое развитие есть лишь количественное нарастание изначально данных качеств. Развитие же, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов и структур. Психическое развитие есть переход от количественных изменений в психике к качественным, коренным, которые приводят к скачкообразно возникающим качественным новообразованиям, то есть психическое развитие – это не только рост, но и изменение.

Необходимо остановиться на вопросе о том, какие факторы влияют на психическое развитие.

Биологический фактор включает в себя наследственность и врожденность. Наследуется, например, темперамент, задатки способностей, но единого мнения о том, что именно в психике человека генетически обусловлено, нет. Врожденность – это особенности, приобретенные ребенком во внутриутробной жизни.

Социальный фактор включает в себя социальную и природную среду. Природная среда, действуя опосредованно, через социальную среду, является фактором развития. Социальная среда – понятие широкое. Выделяется среда семейная и общественная. Ближайшее социальное окружение ребенка непосредственно влияет на развитие его психики. Общественная среда также оказывает влияние на развитие психики ребенка – и средства массовой информации, и идеология и др.

В действительности важнейшим фактором развития является активность самого ребенка. Активность – это формы взаимодействия человека с окружающим миром. Проявление активности индивидуальное и многоуровневое. Выделяются три вида активности:

1. Биологическая. Ребенок рождается с определенными естественными потребностями (органическими, в движении и т. д.). Они обеспечивают связь ребенка с окружающим миром. Так, криком ребенок сообщает о желании есть и т. д.

2. Психическая. Эта активность связана с формированием психических процессов, с помощью которых происходит познание мира.

3. Социальная. Это высший уровень активности. Ребенок изменяет окружающий мир, самого себя.

Психическое развитие ребенка осуществляется как процесс овладения социальным опытом, который одновременно является процессом формирования его человеческих способностей и функций. Этот процесс происходит в ходе активной деятельности ребенка. Особое значение для психического развития ребенка имеет ведущий вид деятельности на каждой стадии развития.

Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми, нарождающимися (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия – между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ними общей жизнью, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расширить границы самостоятельности и повысить уровень возможностей.

Разрешение противоречий приводит к образованию новых свойств и качеств личности. Таким образом, движущими силами психического развития являются возникающие в процессе противоречия.

Необходимые условия развития психики – это такие родовые человеческие особенности, как человеческий мозг, человеческие органы, характерные для человека морфофизиологические факторы и особенности их созревания.

Источник развития ребенка – это окружающая его сложная социальная среда. Те или иные элементы среды в разное время оказывают на ребенка разное воздействие в зависимости от степени и характера его активности по отношению к этим элементам.

Л. С. Выготский установил четыре основные закономерности детского развития:

1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъема сменяются периодами замедления. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.

2. Неравномерность психического развития. Она выражается в разных темпах развития психических процессов, свойств на различных этапах онтогенеза. В процессе развития возникают сензитивные периоды, когда психика становится чувствительной к определенным воздействиям на нее (например, сензитивный период для развития речи – от 1 до 3 лет). Сензитивность обуславливает неравномерность развития психики, а неравномерность – гетерохронность, заключающуюся в том, что разные психические свойства и процессы в разные периоды развиваются с разной интенсивностью. Так, непроизвольная память развивается быстрыми темпами, затем, наоборот, замедляется.

3.«Метаморфозы» в детском развитии. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Наряду с указанными, необходимо отметить следующие закономерности психического развития:

- Пластичность и возможность компенсации. Это – приспособляемость к изменяющимся условиям среды;

- Коммулятивность. Это – нарастающее накопление. Каждый психический этап развития связан с предыдущими. Новообразования каждого этапа способствуют переходу к новому этапу, но сами при этом не исчезают.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: