Основные выразительные средства рисунка




 

Что такое рисунок?

Рисунок – это изображение, созданное с помощью графических средств.

Графика – это вид изобразительного искусства, в котором изображение создается с помощью специальных выразительных средств: точки, линии, штриха и пятна.

Помимо графики существуют другие виды изобразительного искусства: живопись, скульптура, фотография, мультипликация, кино и некоторые другие. Каждый из них использует свои особые выразительные средства – то есть способы, с помощью которых создается произведение.

Таким образом рисунок – это изображение, относящееся к графике.

Также рисунком называют учебный предмет в художественных школах, университетах и академиях, на котором учатся работать графическими средства, как правило, основным материалом – графитным карандашом.
Подобным образом будем работать и мы.

Сегодня для занятия нам понадобится графитный карандаш, мы привыкли называть его простым. Графитный он потому, что пишущий стержень этого инструмента состоит из графита – природного минерала. Стержень спрятан в деревянную рубашку, чтобы не пачкать руки. Это основной инструмент, которым мы будем пользоваться на каждом занятии.

Помимо карандаша нам понадобится плотный лист бумаги формата А3 и ластик.

Итак, проверьте инструменты и материалы для занятия: лист бумаги формата А3, ластик и графитные карандаши разной мягкости (что такое мягкость и маркировка карандашей разбирались в предыдущем материале).

Последовательность работы:

1. Для начала расположите перед собой лист бумаги горизонтально (чтобы его ширина была больше высоты). Теперь его необходимо разделить линиями на 5 вертикальных столбцов, проведя 4 вертикальные линии. Постарайтесь сделать столбцы приблизительно одинаковыми. Линии проводите от руки! Линейкой на занятиях рисования пользоваться нельзя. Даже если линии будут немного неровные или уходить в сторону – это не страшно! Главное – начать тренировать руку! И со временем ваши линии станут более уверенными и ровными.

 

2. Теперь подпишите первые 4 столбца по названиям выразительных средств рисунка.

Выразительное средство – это то, с помощью чего создается изображение.

В графике (рисунке) – это точка, линия, штрих, пятно.

При этом материалы для работы можно использовать очень разные: графитный карандаш, маркер, фломастер, цветные карандаши, ручку, уголь, акварельные или гуашевые краски… Но если рисунок создается с помощью одного или нескольких, а может быть и всех сразу, перечисленных выразительных средств – то это графика.

 

3. Точка – хорошо вам знакома. Но точка может быть разная!

У точки могут меняться: размер (больше-меньше); светлота (светлее-темнее).

Заполните первый столбец разнообразными точками. Для этого можно использовать разные по мягкости карандаши. Попробуйте! Чем мягче карандаш, тем темнее он будет делать точку. В нижней части столбца попробуйте собрать из разнообразных точек любой произвольный простой рисунок (солнышко, цветочек, листик, сердечко…)

4. Линия – это множество маленьких точек, расположенных одна за другой. Линия проводится непрерывным движением руки.

Линия может быть очень разной:

- по направлению движения (горизонтальная, вертикальная, наклонная, закрученная в спираль или пружину);

- по светлоте (светлая, темная);

- по ширине (тонкая, широкая);

- по характеру (прямая, волнистая, ломанная).

Заполните второй столбец разнообразными линиями. Используйте разные по мягкости карандаши. Для изменения светлоты или ширины линии попробуйте давить на карандаш с разной силой. Для увеличения ширины также можно проводить дважды или трижды по одной линии. Используйте все варианты нанесения линий простым карандашом, которые знаете.

5. Штрих – тонкая короткая линия.

Штриховка – сочетание расположенных рядом множества штрихов (маленьких линий).

Штриховать – заполнять поверхность листа штриховкой.

Обратите внимание: при выполнении штриха рука движется вперёд-назад прерывистыми движениями. То есть каждая линия в штриховке отдельна от другой.

Заполните третий столбец разнообразными штрихами. Используйте те же приемы, что и в работе линиями – изменяйте длину, направление, наклон, нажим. Светлоте и темнее штриховку можно делать, нажимая сильнее на карандаш или располагая штрихи ближе или дальше друг от друга.

Пример выполнения штриха можно посмотреть в видео в группе.

 

6. Пятно.

В графике пятно создается с помощью тушёвки – заполнения пространства непрерывными движениями карандаша вперед-назад. В отличие от штриха – рука не отрывается от листа, то есть всё пятно – это как будто одна непрерывная линия.

Пример выполнения тушёвки можно посмотреть в видео в группе.

Заполните четвертый столбец разнообразными пятнами. Они могут меняться по форме, размеру, светлоте (с помощью нажима на карандаш).

 

 

(разнообразные штриховки и тушёвки – пример из интернета)

 

(разнообразные штриховки и тушёвки – пример из книги Николая Ли «Основы учебного академического рисунка»)

 

7. В последнем столбце предлагаю вам пофантазировать и нарисовать собственного персонажа, используя все выразительные средства графики.

У меня получился вот такой милый житель фантастической планеты:

 

 

Всем спасибо за занятие!

 

 

Подготовил: педагог дополнительного образования Чернышова В.Н.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: