Читательский интерес моего класса




Проблемы детского чтения

 

 

Хайруллина Альфинур Рамильевна

МБОУ «Школа № 33», Авиастроительный район, г. Казань

4 А класс

 

 

Научный руководитель:

Салимуллина Юлдуз Рафисовна,

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

МБОУ «Школа № 33»

Авиастроительного района

г. Казани

 

 

Казань 2015

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………4

1. Основная часть ………………………………………………….. 5

2. Проблемы детского чтения ……………………………………… 6

2.2 Детское чтение ……………………………………………………..6

2.3 Читательский интерес класса............................................................9

3. Причина снижения читательского интереса

3.1 Компьютерные увлечения……………………………………….11

Заключение ………………………………………………………….. 15

Список литературы……………………………………..……………17

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

 

Введение

Цель: Выявить проблемы детского чтения

Задачи:

-изучить литературу и статьи из интернета по данной теме

-выполнить опрос учеников своего класса

-узнать читательский интерес своих одноклассников

-на основе этих данных сделать заключение.

Предмет исследования: чтение

Участники исследования: ученики 4 «А» класса МОУ школы №33

Методы исследования:

-сбор информации и анализ

-наблюдение и опрос.

Организация исследовательской деятельности: индивидуальная

Форма презентации: доклад, слайды

Чтение имеет огромное значение в жизни ребёнка. Развивает мышление, воображение, умение правильно мыслить; раскрывает в ребёнке определённые способности, талант и возможность найти свой путь, своё предназначение в этой жизни.

Ребёнку важно читать книги. Книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти у ребёнка надолго, формирует его мировоззрение, убеждение, вырабатывает определённые нормы поведения, развивает его как Личность.

Сегодня отношение к чтению является проблемой. Очень часто звучит фраза от родителей и учителей: «Дети не хотят читать самостоятельно! Что делать?»

Мне стало интересно: насколько верно это утверждение. И я решила выяснить, какие проблемы детского чтения существуют. И любят ли читать мои одноклассники.

 

 

Основная часть

Актуальность темы

Современная действительность показывает, что сегодня дети не любят читать, кругозор детей становится уже, на уроках низкая подготовленность к устным предметам, узкий словарный запас.

Чтение с каждым годом усугубляется.

Гипотеза моей исследовательской работы такова:

Я предполагаю, что компьютерное увлечение детей приводит к нежеланию самостоятельно читать книги».

Я думаю, что результаты моей работы помогут разобраться в причинах незаинтересованности наших ребят в чтении, а самих ребят научат с уважением относиться к чтению книг.

Проблемы детского чтения

Известно, что в старину книги хранили очень бережно, передавая от поколения к поколению, как бесценный дар. Ведь именно книги содержат мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством, являются лучшими собеседниками и врачевателями души.

Наша страна в прошлом веке считалась самой читающей страной в мире. В то время не было Интернета. Источниками информации служили книги, телепередачи и периодические издания.

В России на данный период времени уровень «грамотности чтения» является достаточно низким. Существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.

Сегодня мир-иной. Интернет, компьютерные игры, телевидение отнимают у детей время и желание читать. И поэтому для многих детей чтение не является жизненной необходимостью, а Книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем. Книга утрачивает своё значение. В результате утрачивается духовный опыт и традиции, накопленные поколениями, что приводит к существенному снижению уровня грамотности у детей.

Детское чтение

Чтение - процесс, требующий от ребёнка умения разбирать, анализировать, и воспринимать текст.

Почему читать книги полезно и почему его советуют включить детям в ежедневный график дел?
- Чтения книг развивает мышление. При чтении мы размышляем, чтобы понять ту или иную идею произведения.

-Увеличивает словарный запас, когда вы читаете книги различных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используете в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре определение. Иногда о значении термина можно понять по смыслу, заключенному в предложении. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает грамотность.

-Придает уверенности.
Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.

-Делает нас творческими. Творческие люди могут предлагать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.

-Снижает стресс. В современном мире избавление от стресса - основная забота многих людей. Богатство и ритмика языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса. Особенно помогает в этом чтение какой-нибудь фантастики перед сном.

-Улучшает сон. Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом, говорящим о скором отходе ко сну. Таким образом, вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.

-Улучшает мозговую активность. При чтении мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Именно поэтому чтение тренирует память и логику.

-Улучшает концентрацию. При чтении необходимо концентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.

-Защищает от болезни Альцгеймера. По данным последних исследований, чтение действительно защищает от заболевания мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, что благотворно сказывается на его состоянии.
Следовательно, чтение книг формирует у ребёнка словарный запас, даёт представление о различных терминах и понятиях; развивает творческое мышление, эрудицию; является средством общекультурного развития человека; развивает память; снижает стресс; развивает умение анализировать прочитанное, относиться к нему критически; помогает разобраться, где правда, а где ложь; делает людей творческими; улучшает мозговую активность. На понимание книги влияет техника чтения. Школьник, читающий по слогам не способен полностью понять книгу. Его умственная энергия уходит на механическое складывание букв, слог и текста в целом. Это тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребёнка. Поэтому ребёнку необходимо читать часто, чтобы приобрести навык чтения, который заключается в умение быстро понимать смысл читаемого текста; в правильности чтения; в выразительности; в темпе.

На качество восприятия книги большое влияние оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное.

Плодотворным оно становится тогда, когда ребёнок читает в силу интереса. Наличие или отсутствие интереса к чтению определяет отношение ребёнка к книге и критерий её оценки: интересная книга - значит «хорошая», неинтересная – значит «плохая».

Чтение - это один из обще учебных навыков, наряду с письмом и счетом. Навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. И это не случайно, так как чтение можно считать основным, главным навыком. Без способности читать и понимать текст невозможно изучение других учебных дисциплин и дальнейшее интеллектуальное развитие ребёнка.

Читательский интерес моего класса

Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включённом режиме, то есть обеспечивает влияние книги на читателя.

Кризис детского чтения проявляется в том, что у многих детей утрачен интерес к этой сфере занятий. (Приложение 1)

Я провела опрос среди своих одноклассников и на вопрос:

«Ты любишь читать?»

Из 29 опрошенных:

ДА - ответили 28 и НЕТ – 1 человек

Результат радует, отношение к чтению у детей положительное. Они понимают важность и значимость чтения.

Был введён дополнительный вопрос: «Твоя любимая книга?»

Этот вопрос даёт нам реальную картину чтения детей.

Из 29 опрошенных 21 учащийся ответили на этот вопрос, 8 - вообще не ответили.

Стоит отметить, что из 21 ответа в 12 ответах, были написаны произведения, прочитанные недавно на уроке литературы. 9 учащихся ответ был самостоятельным.

Опрос показал: большинство детей читают, только то, что задают в школе. Самостоятельно читают мало.

Вывод: Интерес чтения большинства детей основан на мотивации «задали в школе». Интерес, основанный на мотивации «хочу» у малого количества детей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: