Поэтический мир К. Н. Батюшкова.




1.

· Начало творческой деятельности.

Первая проба пера произошла в 1805 г. Стихотворение Константина Николаевича “Послание к стихам моим” было напечатано в журнале “Новости русской литературы”.

Во время военного похода 1807 г. Батюшков взялся за перевод “Освобожденного Иерусалима” Тасса.

Главной заслугой Батюшкова является его глубокая работа над русской поэтической речью. Благодаря ему русское стихотворение налилось силой, стало звучать гармонично и одновременно страстно. В. Г. Белинский полагал, что именно труды Батюшкова и Жуковского подготовили почву для раскрытия могучего таланта А. С. Пушкина.

Творчествосамого Батюшкова было достаточно своеобразным. С юности увлеченный трудами древнегреческих мыслителей, он невольно создавал образы, не совсем понятные отечественному читателю. Первые стихотворения поэта пронизаны эпикуреизмом. В них удивительным образом сочетаются мифологизм и быт обычной русской деревеньки.

Батюшковым были написаны такие прозаические статьи, как “Вечер у Кантемира”, “О сочинениях Муравьева” и “О характере Ломоносова”.

В октябре 1817 г. вышло его собрание сочинений “Опыты в стихах и прозе”.

Батюшков Константин Николаевичстрадал тяжелым нервным расстройством. Это заболевание передалось ему по наследству. Первый припадок произошел в 1815 году. После этого его состояние только ухудшалось.

В 1833 г. он был уволен в отставку и помещен в своем родном городе, в доме родного племянника. Там он прожил еще 22 года.

Батюшков ушел из жизни 7 (19) июля 1855 г. Причиной смерти был тиф. Похоронили поэта в Спасо-Прилуцком монастыре, который находится в 5 верстах от Вологды.

 

· Ориентация на жанры лёгкой поэзии.

Задача изображения психологической жизни человека обусловливает систему жанров в поэзии Батюшкова. Поэт неоднократно вспоминал вольтеровскую мысль: «Все роды хороши, кроме скучного» В своей известной «Речи» Батюшков доказывал равноправие всех жанров как «серьезной», так и «легкой» поэзии. Батюшков ограничивает себя лирикой; в этой области лежат два его любимых жанра: дружеское послание и элегия.

Классицистическая ода, несомненно, являлась для Батюшкова «умирающим» жанром. Для зрелого Батюшкова обращение к жанру классицистической оды становится психологической и литературной невозможностью.

В поэзии Батюшкова, как мы видели, почти отсутствует сатира с общественной направленностью, И эпиграмма не заняла видного места в поэзии Батюшкова.

Гораздо более удачны эпиграммы Батюшкова на литературные темы («Совет эпическому стихотворцу», «На поэмы Петру Великому» и др.).

Батюшков добивается наивысших творческих достижений в жанрах, позволяющих раскрыть психологическую жизнь человека. Батюшков хочет использовать жанры, дающие возможность выразить глубокое психологическое содержание. Главным жанром лирики Батюшкова являлась элегия. Однако именно у Батюшкова элегия стала отражать взаимопроникновение и борьбу сложных эмоций, не умещающихся в мертвых схемах. В элегиях же зрелого Батюшкова дано остро драматическое развитие лирического чувства.

Друг милый, ангел мой! сокроемся туда,

Где волны кроткие Тавриду омывают...

(«Таврида»)

 

На крае гибели так я зову в спасенье

Тебя, последний сердца друг!

Опора сладкая, надежда, утешенье...

(«Элегия»)

· Мотивы эпикуреизма и анакреонтики

(«Весёлый час», «К Петину»,«Мои пенаты»).

 

Анакреонтическая поэзия — жанр лирической, то есть, первоначально исполняемой под звуки лиры, поэзии, воспевающей радость беззаботной жизни, чувственные наслаждения, всеохватывающее веселье.


Эпикуреизм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных.

 

Стихотворение «Мои пенаты» принадлежит к ряду произведений первого периода творчества К.Н.Батюшкова. Оно было написано в 1811-1812 годах и впервые опубликовано в 1814 году. В это время Батюшков сближается с Н.М.Карамзиным и кругом будущих «арзамасцев» - В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, В.Л.Пушкиным, Д.В.Дашковым и другими. К этому времени определяется облик Батюшкова-поэта, виднейшего представителя «легкой поэзии». Поэт создает стихотворения, в частности «Мои пенаты», воспевающие радости земной жизни, дружбу, любовь, которые сочетаются с утверждением личности и ее права на жизнь в соответствии с внутренними потребностями.

Данное произведение написано в свойственной духу анакреонтики манере (как и впрочем, ряд таких стихотворений как «Веселый час», «Счастливец», «Мадагаскарская песня», «Источник», «Вакханка» и др.), что дало основание именовать Батюшкова «Парни российским». К. Н. Батюшков в поэзии всегда придерживался принципа, который провозгласил в начале своего творческого пути: “Живи, как пишешь, и пиши, как живешь”. Это кредо поэта нашло отражение и в данном стихотворении.

Лирическим героем этого стихотворения, написанного в форме послания к Жуковскому и Вяземскому, является поэт, живущий в деревне в старом, бедном дедовском доме. Однако уже из первых строк мы понимаем, что именно это жилище и уединенный образ жизни по душе герою, т.е. мы видим, что весь текст произведения организуется им как субъектом сознания с прямо-оценочной точкой зрения. Благодаря этому читатель отождествляет лирического героя с самим поэтом: создание и создателя, что характерно для лирического произведения. Но на самом деле в образе героя раскрывается единая личность в ее отношении к миру и к самой себе, близкая автору. Таким образом, в образе поэта-творца, являющимся носителем сознания, возникает предмет изображения – объект – авторское сознание.

«Мои пенаты»

«…Уже потухли звезды

В сиянии дневном,

И пташки теплы гнезды,

Что свиты под окном,

Щебеча покидают

И негу отрясают

Со крылышек своих;

Зефир листы колышет,

И все любовью дышит

Среди полей моих;

Все с утром оживает,

А Лила почивает

На ложе из цветов...

И ветер тиховейный

С груди ее лилейной

Сдул дымчатый покров....

И в локоны златые

Две розы молодые

С нарциссами вплелись;

Сквозь тонкие преграды

Нога, ища прохлады,

Скользит по ложу вниз...

Я Лилы пью дыханье

На пламенных устах,

Как роз благоуханье,

Как н е ктар на пирах!..

Покойся, друг прелестный,

В объятиях моих!

Пускай в стране безвестной,

В тени лесов густых,

Богинею слепою

Забыт я от пелен:

Но дружбой и тобою

С избытком награжден!

Мой век спокоен, ясен;

В убожестве с тобой

Мне мил шалаш простой;

Без злата мил и красен

Лишь прелестью твоей!...»

 

· Особенности движения стиха, образов.

Современники в стихах Батюшкова особенно ценили гармонию, музыкальность, «сладкозвучие». «Никто в такой мере как он не обладает очарованием благозвучия, – писал В.А. Жуковский. – Одаренный блестящим воображением и изысканным чувством выражения и предмета, он дал подлинные образцы слога. Его поэтический язык неподражаем... в гармони выражений». «Звуки италианские, что за чудотворец этот Батюшков», «прелесть и совершенство – какая гармония», – восхищенно писал Пушкин, делая свои замечания на «Опытах» Батюшкова.

Плавность и музыкальность ритма – вот чем особенно пленяет поэзия Батюшкова. Так, в стихотворении Батюшкова «Песнь Гаральда Смелого» (1816) картина плавания по бурному морю получает звуковую окраску благодаря постоянной аллитерации «л» – «р» – усиление нагнетания этих звуков характерно для всего стихотворения. Приведем лишь одну строфу:

Нас было Лишь тРое на Легком чеЛне;
А моРе вздымаЛось, я, помню, гоРами;
Ночь чеРная в поЛдень нависЛа с гРомами,
И ГеЛа зияЛа в соЛеной воЛне.

Обобщая все сказанное, можно определить историко-литературное значение К.Н. Батюшкова словами В.Г. Белинского: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно.

Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтобы имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением».

2.

· Идейно-художественная эволюция поэта, вызванная война 1812 года

Мировоззренческий слом

За время пребывания в Нижнем Новгороде у Батюшкова начинается настоящий мировоззренческий слом: он уходит от старой творческой философии, отрицает и своих старых просвещенческих кумиров. «Ужасные произшествия нашего времени, - пишетБатюшков Гнедичу в Петербург, - произшествия, случившиеся как нарочно перед моими глазами, зло, разлившееся по лицу земли во всех видах, на всех людей, так меня поразило, что я на силу могу собраться с мыслями и часто спрашиваю себя: где я? что я? Не думай, любезный друг, чтобы я по старому предался моему воображению, нет, я вижу, разсуждаю и страдаю. От Твери до Москвы и от Москвы до Нижнего, я видел, видел целые семейства всех состояний, всех возрастов в самом жалком положении; я видел то, чего ни в Пруссии, ни в Швеции видеть не мог: переселение целых губерний! Видел нищету, отчаяние, пожары, голод, все ужасы войны и с трепетом взирал на землю, на небо и на себя. Нет, я слишком живо чувствую раны, нанесенные любезному нашему отечеству, чтоб минуту быть покойным. Ужасные поступки Вандалов или Французов в Москве и в ее окрестностях, поступки, безпримерные и в самой истории, вовсе разстроили мою маленькую философию и поссорили меня с человечеством».

Все время в октябре и ноябре Батюшков продолжает писать о своем намерении вступить в армию, однако даже несмотря на присланные из деревни деньги, не спешит догнать русские войска: в ноябре он выезжает из Нижнего и доезжает до Москвы. Ужасный вид разрушенной российской столицы так поражает поэта, что, вернувшись в Петербург, уже в декабре он принимает твердое решение о присоединении к действующей в армии и в 1813 году действительно отправляется с ней в Заграничный поход в качестве адъютанта прославленного Н.Н. Раевского. Вместе с русской армией Батюшков входит в Париж. Все это время он непрестанно пишет записки обо всем вокруг происходящем, записывает свои разговоры с героями войны, наблюдает за жизнью парижского общества, пишет стихи, которые многими современниками признаны одними из лучших его творений.

· Кризис мировоззрения, отказ от традиции лёгкой поэзии («К Дашкову»).

Однако было бы глубокой ошибкой отождествлять Батюшкова со сторонниками войны ради войны. Батюшков слишком хорошо знал войну, чтобы не видеть ее ужасов (см. об этом ниже). Мир неизменно противопоставляется Батюшковым разрушительной войне, надолго оставляющей свои кровавые следы [47] [См., напр., батюшковский "Отрывок из писем русского офицера о Финляндии" (II, 9-10).]. Период мира - по твердому убеждению Батюшкова - лучшее время для расцвета интеллектуальных сил и создания культурных ценностей. В речи о легкой поэзии, произнесенной в 1816 г., после Отечественной войны, Батюшков высказывал надежду на то, что "счастливейшие обстоятельства" и "тишина" откроют "все пути к просвещению", в результате чего в России "процветут науки, художества и словесность, коснеющие посреди шума военного; процветут все отрасли, все способности ума человеческого" [48] [II, 246-247.]. Характерно и то, что еще раньше, в 1814 г., после окончания заграничного похода русской армии Батюшков выбрал для вольного перевода 3-ю элегию I книги Тибулла - произведение, в котором осуждалась война и прославлялся мир.
Наиболее значительные и яркие военные стихотворения Батюшкова, как было сказано выше, отражают события Отечественной войны 1812 г. В этих стихотворениях ряд важнейших событий Отечественной войны освещен с высокопатриотической точки зрения. Самый трагический ее момент запечатлелся в послании "К Дашкову".

В основу изучения послания "К Дашкову" должно быть положено замечательное высказывание о нем Г. В. Плеханова, почему-то до сих пор остававшееся в тени и неиспользованное историками литературы. В работе о Чернышевском Плеханов, отводя от критиков 60-х годов обвинения в "грубости" и подчеркивая, что они "нередко отказывали себе в нравственном праве на удовлетворение своей эстетической потребности", так как обладали "чрезвычайно сильно развитым сознанием своих нравственных обязанностей перед ближними, иначе сказать - высоко развитым чувствам гражданского долга", затем в качестве примера, объясняющего эту мысль, приводил те строки из послания "К Дашкову", где поэт, изобразивший "разрушение Москвы в 1812 г.", "с упреком говорит" о тех, кто предлагает ему петь "беспечность, счастье и покой" и "сзывать пастушек в хоровод" "при страшном зареве столицы".

Сохраняя верность эпикурейской музе, Батюшков в 1817 году писал: «Тот вечно молод, кто поет Любовь, вино, эрота». Но в эту пору «легкая поэзия», полная жизнерадостности, уже утеряла в его творчестве ведущую роль. Во втором периоде своего творческого пути, который начинается примерно с 1813 года, поэт вступает в полосу идейных сомнений, колебаний и разочарований.

Ничем не удержимое наступление «железного века» буржуазно-капиталистических отношений, обострявшиеся социальные противоречия грубо разрушали сладостную мечту поэта о независимой, мирной, счастливой жизни хижин вдали от городов. Его буквально потрясли разрушительные события, перенесенные народами, в особенности соотечественниками, в войне 1812 года. В октябре 1812 г. он писал Н. И. Гнедичу из Нижнего Новгорода: «Ужасные поступки вандалов или французов в Москве и в ее окрестностях, поступки, беспримерные и в самой истории, вовсе расстроили мою маленькую философию и поссорили меня с человечеством».

Жизнь неумолимо разрушала просветительскую философию Батюшкова. Он вступил в полосу мировоззренческого кризиса. Под влиянием возникавших сомнений в правильности своего пути Батюшков в 1814 году предпослал элегии «Тень друга» эпиграф из римского элегика Проперция (род. ок. 50 — ум. ок. 15 до н. э.), где говорится, что «души усопших — не призрак: смертью не все оканчивается». В 1815 году поэт признавался, что его ум «посреди сомнений погибал» и все «жизни прелести затмились» («К другу»). Осознавая невозможность уединения, изоляции от действительности ради личных наслаждений, он в статье «Нечто о морали…» спрашивает: «Какое благородное сердце… захочет искать грубых земных наслаждений посреди ужасных развалин столиц… посреди страданий всего человечества, во всем просвещенном мире?»

· Усиление трагических мотивов, пессимизм поэта, морально-религиозные искания («Тень друга», «Умирающий Тасс», «К другу», «Изречение Мельхиседека»).

Батюшков принадлежал к старинному дворянскому роду. Получил хорошее образование, воспитывался в лучших петербургских пансионах. Был членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». Увлекался тв-вом древних и новых поэтов, отдавших дань эпикурейской, любовной поэзии. Но для него эпикурейство было своеобразным вольнодумством. Что отчетливо проступает в стихотворении «Мои пенаты». Оно построено на противопоставлении скромного положения и образа жизни, избранного поэтом, «богатству с суетой», составляющих основной жизненный интерес высоких общественных кругов. Явная оппозиция в отношении к правящим кругам отличает эпикурейскую лирику Б. от идиллической поэзии сентименталистов. Под влиянием общественного возбуждения, Б. вступает в ополчение. Стремясь расширить круг своей поэзии, он в то же время пишет стих. «Пленный» на тему войны. Новые ноты можно расслышать и в элегии «Тень друга», в к-рой поэт готов признать, что не все кончается смертью. Элегия полна скорбного чувства, раздумий. К ней близко по настроению стих. «На развалинах замка в Швеции»..Поэт поражает контрастом между бурной жизнью, к-рой жили когда-то обитатели замка, и воцарившимися теперь в этих местах безмолвием. Грустным тоном проникнут и лирический цикл: «Мой гений», «Разлука». Это отчасти объясняется пережитой Батюшковым драмой личной жизни. Но здесь нашел выражение и наметившийся кризис мировоззрения. Элегия «Умирающий Тасс» о поэте эпохи Возржения Торквато Тассо, повествует о трагической участи художников в обществе. Эта тема всё более настойчивее привлекает Батюшкова. Совершенство поэтической формы проявилось в «Есть наслаждение и в дикости лесов» и последнем стихе «Изречение Мельхиседека». Первое повествует о наслаждении природой, о даруемых ею радостях. Второе полно отчаяния, чувствуется приближение душевной болезни. Последние годы Б.прошли вне общества и лит. Как прозаик Б.представлен повестями, этюдами: «Предслава и Добрыня», «Прогулка по Москве» и др. Главное достижение поэта – «Опыты в стихах и прозе».Первое известное стихотворение-Мечта(1802).Создатель русром., реформатор нашего стиха. Друг Жука. ВОЕНТЕМА: стихи походов(первым показал ужас войны)Пленный, Тень друга. ЛЮБОВНАЯ ТЕМА: Мой гений, Разлука. ТЕМА ГЕРОИЧ. СМЕРТИ: Умирающий Тасс, Судьба Одиссея. Вершина творчества: Мои пенаты. Стихи, связанные с экзотикой (любимая страна-Италия). Использование образов флоры и фауны. Писал простым разговорным языком.

3.

· Новаторство Батюшкова состоит в том, что чувство разочарования получает историческую мотивировку, благодаря чему элегия становится медитацией на философско-историческую тему о безрадостных превратностях безжалостной судьбы.

В элегиях — лирическое раздумье поэта о жизни человека, об историческом бытии. Предромантизм Батюшкова получил гражданственное содержание. За элегическим посланием «К Дашкову» последовали оригинальные исторические элегии. В них обнаруживаются первые веяния романтического историзма.

Еще один тип батюшковской элегии — «интимная» элегия разочарования. Она вела к Пушкину, к психологической лирике.

Среди произведений Батюшкова выделяется несколько написанных в разное время интимных элегий, где личное чувство поэта выражено более непосредственно - «Вечер» (1810). Чувство горести обусловлено несчастливой любовью, потерей дружбы, личным душевным опытом. Батюшков достигает здесь не только эмоциональной напряженности, но и подлинного психологизма.

Элегии этого типа можно разделить на две группы. Первую составляют стихотворения, в которых переживание воссоздается с помощью эпических или драматических приемов. Поэт посещает разные страны, он сражается, любуется природой

Однако Батюшков явно испытывал потребность в эмоциональной насыщенности элегического стиля. Он по-разному достиг ее в относительно раннем «Выздоровлении»1 и в более поздних стихотворениях «Мой гений» (1815) и «Пробуждение». Эти три шедевра представляют вторую группу элегий Батюшкова.

Вместо длительности во времени — фиксация мгновенных состояний.

Но и здесь Батюшков выражает не зыбкость и неповторимость настроения, а, наоборот, его постоянство. Лиризм наиболее интимных элегий Батюшкова — очень мягкий, нежный, сдержанный, чуждый какой бы то ни было аффектации, не только патетической, но и «чувствительной». Лирическое самораскрытие осуществляется не столько погружением в себя, сколько изображением внешнего мира, пробуждающего чувства поэта.

Тяготение Батюшкова к широким обобщающим образам-символам выразилось в приглушении им прямого, конкретного значения слов.

Особенность стиля Батюшкова — употребление повторяющихся слов и словосочетаний, своеобразных поэтических клише, переходящих из одного стихотворения в другое.

Красота языка в понимании Батюшкова — не просто «форма», а неотъемлемая часть содержания. Поэт умело создавал языковой «образ» красоты

Батюшковский языковой образ создавался не только фонетическими и синтаксическими средствами. Тончайшее использование лексической окраски слов — одно из главных новаторских свойств поэзии Батюшкова.

Батюшков в своем творчестве примкнул к тому направлению в лирике, которое характеризуется стремлением к выражению субъективных чувствований. Это направление утверждалось в литературе с 70-х годов XVIII века.

· Элегия, в которой господствуют размышления, касающиеся исторических событий, называют эпическими или историческими. Суровые испытания 1812 г. способны изменить отношение к жизни любого человека, тем более поэта. После победоносного окончания войны Батюшков видел разоренную Москву. Перед ним открылось “море зла”. Война осмыслена им как мировой катаклизм – “неба мстительного кары”.

Она не пощадила никого. В ее пожаре сгорела Москва – символ России. Историческая действительность нашла отклик в душе поэта. В своем стихотворении «На развалинах замка в Швеции», написанном в 1814г., Батюшков задумывается над превратностями бытия. Перед его мысленным взором проходят древние эпохи. О них напоминают величественные развалины замка. Все здесь окружено атмосферой героики, битв, сражений, мужества, стойкости, верности. Все хранит “следы протекших лет и славы”. Воспоминание об эпических и героических событиях ложится в основу элегии. Однако эпическая, историческая картина пронизана грустным чувством: ныне лишь воспоминание живет в этих местах, и только оно может вдохнуть жизнь в глухие руины, спящие “мертвым сном”. Там, где некогда кипели страсти, теперь

Обломки, грозный вал, поросший злаком ров,
Столбы и ветхий мост с чугунными цепями,
Твердыни мшистые с гранитными зубцами
И длинный ряд гробов.

Эпическая эпоха богатырей исчезла и превратилась в прах. Некогда здесь обитали сильные плотью и духом богатыри. Батюшков скорбит о том, почему история развивается так, что погибают “сильные”, почему жизнь превращается в “мертвый сон”, лишаясь ярких чувств и высоких побуждений. Размышление об эпическом времени и его героях сопровождается печальным раздумьем о гибели и тщетных надеждах не только отдельных людей, но и целых цивилизаций.

4.

· Жанр дружеского послания

Исключительно важную роль в жанровой системе Батюшкова играло дружеское послание. Батюшков обогатил этот жанр и наполнил его новым содержанием. В раннем творчестве Батюшкова послание было связано с традицией классицизма и имело сатирический характер. У зрелого Батюшкова послание стало обращенным к друзьям непринужденным рассказом о частной жизни поэта. Это своего рода письмо в стихах, адресованное к сочувствующей поэту, осведомленной о его настроениях и делах аудитории. Характерно, что в некоторых посланиях Батюшкова даны чисто практические концовки. Так, в финале "Послания к А. И. Тургеневу" Батюшков приглашает друга поехать на мызу Олениных Приютино, чтобы забыть "шум и суеты столицы". Самый тон дружеского послания Батюшкова носит бытовой характер: он должен создать впечатление полной непринужденности.

Послания Батюшкова, в свою очередь, иллюстрируют равнодушие поэта к жанровой системе классицизма, подготовившее ее полную отмену в творчестве романтиков.

Послание К. Н. Батюшкова «Мои пенаты» (1811–1812) является поворотным моментом в развитии жанра дружеского послания. Его особое положение в ряду дружеских посланий начала XIX века отмечают многие исследователи. В «Истории русской поэзии» говорится

даже, что именно этим стихотворением в русскую поэзию вводится новый жанр. Батюшков создает новый канон дружеского послания, который стал эталоном для многих поэтов того времени. Не найдя в современном ему обществе гармонии, поэт силой своей поэтической фантазии создает идеальный, гармоничный мир, где царствует веселье, здоровье, бодрость, где цветет юность, услаждая себя песнями, любовью и дружбой. Батюшков воспринимает своего героя вне исторических и социальных связей, как естественного человека и помещает его в «полный света и гармонии праздничный мир условной древности, какой-то далекой эпохи язычества, где люди жили, еще не будучи скованными ни общественными, ни моральными путами, жили свободно и полно, повинуясь лишь своим страстям». Поэт погружает читателя в домашнюю обстановку и тем самым вводит в лирический обиход пространственную «модель» домашнего круга.

Малый мир «Моих пенатов» условен, он стремится к устойчивости в изображении действительности, к статичности. Все в этом мире уже окончательно сложилось и не может измениться. Но, с другой стороны, он не может и развиваться. Этот мир очень похож на мир идиллии, который «знает только гармонию, только порядок, только стабильность (статику) и только необходимость. И это мир, который, соответственно, не знает дисгармонии, беспорядка (хаоса), изменчивости (динамики) и случайности».

· Соединение высокого и низкого, быта и культуры.

5.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: