Моей бабушке Созоновой Анне Ивановне посвящается.




Моя бабушка. Какая она была? Попробую ответить на этот вопрос, чтобы мои сыновья, мои внуки всегда могли обратиться к моим воспоминаниям.

Созонова Анна Ивановна родилась 3 сентября 1905 года в деревне Плотники Бежецкого района Тверской губернии. Девичья фамилия - Федотова. Она училась грамоте, окончила 3 класса. Со слов бабушки ее отец хотел, чтобы дочь могла читать и писать. И всю жизнь бабушка была рада, что может почитать газету, прочитать и написать письмо. Бабушка читала и церковные книги, но об этом говорить было не принято. Она была истинно верующим человеком. Ежедневные утренние и вечерние молитвы были потребностью. И как бы не уставала бабушка, а жила она одна (сын и дочь приезжали каждый год, но только на время отпуска), чтение молитв никогда не пропускалось. Бабушка соблюдала посты, знала все религиозные праздники. В своем письме от 16 февраля 1976 года бабушка пишет мне: «…сегодня 16 февраля…была у меня (….) Пришла и говорит: «Когда Стретенье будет?». А этот праздник 15 февраля, вчера. А она говорит: «... А как ты все знаешь?». А я ей и говорю: «Потому что я ходила в школу. Тогда священник задавал уроки, были книги Закон Божий, и так это осталось в памяти». Бабушка была рада, если удавалось побывать на службе в храме в селе Сукромны, что в 8 км (?) от деревни. Когда не ходил автобус, добирались и на лошади, а не редко и пешком, если позволяло здоровье. Так в одном из своих писем от 20 декабря 1975 г. бабушка пишет: «Снега много наметает, я даже и в Сукромнах не была от 14 октября. Ранее и до города ходила со складью, а теперь и до Сукромен ноги нейдут». (До города более 20 км, до Сукромен -8 км). То есть прошло чуть больше двух месяцев, и уже тоска по церкви, а добраться не на чем. А вот письмо от.. марта 1976 года: «…погода стала теплая, снег стал расквашенный, дорога становится плохая. Автобус приходит утром, когда снег черствее, а к вечеру не проедешь. А я 28 марта причастилась. Утром ехала на автобусе, а обратно пешком и насило дошла».

…Когда я училась в начальных классах, бабушка пыталась передать мне свою любовь к тому, во что верила: учила креститься, рассказывала сюжеты из Библии, просила почитать ей Евангелие. Но в ту пору, а в первый класс я пошла в 1964 году, в школе систематически проводилось атеистическое воспитание. Для ребенка начальных классов авторитет учителя оказался сильнее, чем слова бабушки, которую в школьные годы я видела только во время отпуска мамы. Но искренняя вера бабушки осталась в моей памяти. Прошло время и все встало на свои места, но до бабушкиной веры мне еще далеко.

…1928 год. Бабушка вышла замуж за Созонова Василия Федоровича. Мой дедушка родился в 1910 году в деревне Поповка Бежецкого района Тверской губернии. Я очень мало знаю о дедушке. Знаю, что он был против вступления в колхоз, за что был наказан. Об этом бабушка и мама старались не говорить. После замужества бабушка жила в Поповке. Но до войны (1939 год?) она с детьми и братом переехала в Плотники. Именно ее брат Иван перевез и поставил дом в Плотниках. Там же, он посадил на меже ель (она растет до сих пор, и я, бывая в Плотниках, первым делом смотрю, не срубили ли? Не помешала ли кому?). Со слов бабушки ее брат надорвался в этот период и вскоре умер. В 1941 году мой дедушка был призван в армию, на фронт, а бабушка с детьми осталась одна. А вскоре пришла похоронка. Дедушка Созонов Василий Федорович, умер от ран в госпитале. Он похоронен на братской могиле №8 в поселке Усть -Ижора Слуцкого района Ленинградской области. Бабушка работала в колхозе, одна растила детей в войну, ставила на ноги в послевоенное время. Мама рассказывала, что во время войны разрешали собирать оставшуюся в поле после осенней уборки уже подгнившую и мороженую картошку. Другой еды порой и не было. Её брат Валентин (1930 г.р.) ребенком, ему было чуть больше 10 лет, работал во время войны в колхозе.

Дети выросли, выучились, разъехались. Бабушка трудилась в колхозе. И, выйдя на пенсию, продолжала помогать колхозу. Из воспоминаний моей подруги детства Татьяны Дунаевой (Королевой): «…бабушка была труженицей до самой старости. В преклонном возрасте помогала колхозу в уборке льна. В день плела по 100 снопов, каждый сноп оценивался по 1 копейке. Не каждый мог тогда делать такую норму».

Каждый год на весь свой отпуск моя мама и мой крестный (брат мамы) приезжали к своей маме в деревню. Заранее обговаривали, кто на какую работу приедет: косить ли, жать ли рожь, копать ли картошку, да мало ли дел в деревне. Тут большие семьи с трудом справлялись со всеми делами, а уж одной совсем тяжко. Бабушка была необыкновенно трудолюбивым человеком. Она долго держала овец, кур, засаживала большой огород, содержала в порядке усадьбу, сеяла рожь, когда уже никто не сеял. И не поддавалась на уговоры детей сократить «посевные площади». Огород - это овощи для пропитания, часть картофеля, излишки сена сдавались (продавались), что имело большое значение при мизерных пенсиях того времени. Овцы, куры – ну куда без них? Бабушка всегда присылала спряденную шерсть, вязала внукам носки и варежки, для всех нас заказывала у односельчан (Смирновых) валенки. Забота о родных – это ярко выраженная черта характера моей бабушки. Помню, как расстраивалась мама, когда получали от бабушки очередную посылку с яйцами - как бы бережно не было завернуто каждое яйцо, все- таки они частично бились. И было очень жалко бабушкин труд. В каждой посылке были две подписанные шоколадки – мне и брату. В своих письмах бабушка рассказывала, что ждет нас в гости и посадила (или обязательно посадит!) для нас горошек. А какой сладкий вырастал горох! Такого тоже уже нет) Есть вкусные заморские фрукты, а бабушкиного сладкого горошка нет.

Рожь… Часть усадьбы бабушка засевала рожью. Она учила меня держать серп, вязать снопы и ставить их в …(не могу вспомнить это слово). Но работник на этой ржаной полосе из меня был …плохой, не «прижилась» я на этой работе. С б ҅о льшим удовольствием я носила воду, поливала огород, не любила сначала полоть, но потом это понравилось – гряды то высокие были). Когда наступало время, снопы носили в сени и обколачивали о стену. Зерна собирали, часть оставляли на хранение, часть перемолачивали на жерновах, которые тут же были в сенях. Часть зерна шла на корм курицам, а вот о другой части чуть позже, сначала о соломе. Соломой бабушка крыла двор. А ещё… солому использовала, когда мылась в печи. С этим «искусством» меня тоже познакомила моя бабушка. Поначалу был страх (вдруг печка обвалится и прямо на меня!), а потом, вроде, как бы и привыкла, но особого комфорта, находясь в печи, я, конечно, не испытывала. А какая я «чистая» вылезала из печки!) Обязательно присутствовал второй этап этой «банной» процедуры – отмывание меня от сажи. Зерно…Оно шло не только на корм курицам, но из него, когда мы приезжали всей семьей, бабушка варила квас и пиво. О! Это было целое волшебство! Очень трудоемкий процесс, и заниматься этим, бабушка могла, только пока было здоровье. Не знаю технологии приготовления, помню только, что зерно проращивали, сушили в печи, помню огромные чугуны, помню слово солод и что-то очень вкусное. Не просто вкусное, а насыщенно вкусное. Бабушка угощала квасом, пивом родственников, гостей. Такого кваса и солодового напитка (не знаю, как правильно назывался этот промежуточный продукт) я нигде больше не встречала. Вкуса пива не помню (может и не давали пробовать?), но восхищение всех, кого угощали, осталось в памяти.

И только однажды, в небольшом германском городке мы зашли в частное заведение, где варили пиво. И вот там вкус этого темного, почти безалкогольного пива (1,5%) напомнил мне то, что уже было почти забыто. А вот вкус бабушкиного хлеба, бабушкиных булочек забыт окончательно. Сейчас много вокруг всякой выпечки, но ничто не может напомнить именно тот вкус белого хлеба и булочек. (Сама я так и не научилась печь, увы!).

А еще бабушка любила порядок в доме и чистоту. Чистота начиналась с улицы. Выкошенный переулок, чистые тропинки. Более чем скромный домик. Чистое крылечко – любимое моё место для игр с подружками. Простое убранство дома. Но на стене были фотографии тех, кто дорог бабашке, иконы, зажигалась лампадка, и была печка- тоже любимое место для игр. Бабушка не хотела оклеивать избу обоями, красить полы. Бревенчатые стены, не крашеный пол, скамьи вдоль передней и частично вдоль боковой стен. До самого своего отъезда бабушка содержала дом в чистоте и порядке. Все вещи лежали на строго отведенных местах. Каждый год до Пасхи бабушка мыла весь дом с помощью песка, веток можжевельника и щелока. Несколько раз в год пол мыла тем же способом. Ничего другого она не признавала. Самотканные половики украшали избу в праздничные дни. Я видела, что в других домах обои, крашеный пол и как-то даже в детстве заикнулась, а может нужно покрасить пол? Ведь его легче мыть. Или поклеить обои? С ними красивее) Но у бабушка наотрез отказалась и даже не стала особо ничего объяснять. Позже я поняла, что такого чистого воздуха в доме больше в моей жизни нигде не было. Везде были краска, мебель, линолеум и т.д. И еще, вспоминая свое пребывание в деревне, я радуюсь, что у меня не было особых комплексов по поводу скромного убранства дома, потому что в бабушкином доме были теплота, забота, покой и уют. Спасибо тебе, моя дорогая бабушка! И прости меня…

Я знала только одну бабушку - мамину маму – Созонову Анну Ивановну. Она умерла 4 февраля 1980 года. Бабушка по линии отца - Погожева Прасковья Романовна- умела в 1946 году, и пятеро сыновей, самому младшему было 5 лет, остались сиротами. Оба дедушки – Погожев Александр Ефимович и Созонов Василий Федорович – погибли на фронте во время Великой Отечественной войны.

(В бабушкиных письмах я расставила пунктуационные знаки, а слова-диалекты не стала менять).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: