Особенности Российской модернизации




Российское общество уже полтора десятилетия переживает период реформ. Со всех сторон слышатся упреки в том, что реформы проводятся без учета российской специфики. Вместе с тем даже научные представления о "российских особенностях" чрезвычайно неопределенны, размыты и противоречивы. В научной литературе существует различное понимание модернизации. Модераторы семинара не ограничивают участников в выборе тех или иных теоретических воззрений на данный предмет, но сами ориентируются на так называемый "неомодернистский" подход (см. раздаточный материал). Согласно такому подходу, темп, ритм и последствия модернизации отличаются в разных странах и в разных сферах общественной жизни; движущей силой (агентами) модернизации признаются не только политическая элита, но и общественные движения; считается необходимым учет не только эндогенных, но и экзогенных факторов развития (например, мировой геополитической расстановки сил), а сама модернизация рассматривается не как однозначно позитивный процесс, а как движение, связанное с неизбежными трудностями, преградами, отступлениями. Вот и история России демонстрирует нелинейный характер ее модернизации. Складывается впечатление, что нередко модернизационные процессы в стране были вынужденными, преждевременными, опережали естественные темпы ее развития, осуществлялись раньше, чем страна созревала для перемен. Однако является ли такой тип развития уникальным и создает ли он преграды для модернизации (в веберовском смысле) как рационализации общественной жизни? Каковы другие особенности российской модернизации, и действительно ли они и сегодня жестко детерминируют преобладание авторитарных методов модернизации в рамках мобилизационных моделей развития страны? В более общем плане чрезвычайно важен вопрос о том, насколько жестко российская история задает нынешнее и будущее развитие России.

Международные отношения

Международные отношения — это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные (их субъектами служат не государства, а разнообразные неправительственные организации), культурные, информационные и т.д. Современные тенденции международных отношений:

— интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении всех аспектов его безопасности;

формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на земле. К их числу относятся сохранение мира, минимизация военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпидемическими заболеваниями и преступностью;

демилитаризация и демократизация — постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих в этой сфере проблем (так как они оказываются все менее эффективными и все более опасными, в том числе и для прибегающей к ним стороны), а также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы малыми они ни были.

Мировая политика — это часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений. Современной доминантой мировой политики служит стремление к поддержанию безопасности в разнообразных ее аспектах: военном, экологическом, правовом, технологическом, информационном и т.д

56,57.международные отношения. Международные отношения – это сфера межгосударственного, межнационального общения. Взаимодействуя, государства и народы формируют разносторонние отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и т. д.В качестве основных субъектов международных отношений и мировой политики выступают прежде всего государства и международные организации.Государства являются наиболее влиятельными и организованными субъектами, сосредоточившими в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь. Именно через государство народы и нации организованно представляют свои интересы на мировой арене. Цивилизованное общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Государство контролирует деятельность иных участников международных связей – его административных единиц (областей, краев, регионов), общественных организаций, фирм, индивидов.Субъекты международных отношений – международные политические или военно-политические, общественные и профессиональные организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский союз (ЕС), Лига арабских стран (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ).Современные тенденции международных отношений: интернационализация – рост контактов между людьми, международных взаимосвязей в сфере экономики, образования, культуры, науки, здравоохранения, защиты прав человека и обеспечения всех аспектов его безопасности; решение глобальных проблем в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на Земле. Это меры по сохранению мира, минимизации военной опасности, сохранению окружающей среды, борьбе с эпидемическими заболеваниями и преступностью; демилитаризация и демократизация – решительный отказ от военно-силовых методов решения проблем; уважение прав всех субъектов международных отношений.Проблемы, стоящие перед международными отношениями на современном этапе 1. Международные социально-политические проблемы: предотвращение ядерной войны; урегулирование региональных, межгосударственных конфликтов; формирование ненасильственного мира на основе упрочения системы всеобщей безопасности, утверждения доверия между народами и др.2. Международные социально-экономические и экологические проблемы: преодоление нищеты и культурной отсталости; разрешение энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов; оптимизация демографической ситуации; обеспечение экологической безопасности производства.3. Соблюдение основных прав и свобод человека: обеспечение необходимых жизненных условий человеческого существования (особенно в слаборазвитых странах); демократизация общественных отношений, развитие и сохранение культуры, преодоление отчуждения человека от природы, общества, политики и международных отношений и др.

58.политическое прогнозирование. Политическое прогнозирование (от греч. prognosis – предвидение) – область прикладных политологических исследований, связанная с разработкой политических прогнозов как научно обоснованных суждений о возможных в будущем состояниях каких-либо процессов, явлений, событий на основании известных сведений об их состояниях в прошлом и настоящем.Методы политического прогнозирования:– коллективная экспертная оценка – определение согласованности мнений экспертов по поводу возможных вариантов развития каких-либо конкретных явлений или процессов в сфере внутренней или внешней политики. При этом количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 100 и более человек в зависимости от сложности объекта. Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов;– коллективная генерация идей (метод «мозговой атаки») – выдвижение и систематизация идей относительно возможных вариантов развития проблемной ситуации, последующая критика, «разрушение» этих идей с точки зрения препятствий на пути к их реализации, а также формулирование «контридей». Численность группы участников составляет до 15 человек, обладающих высоким уровнем общей эрудиции и понимающих смысл проблемной ситуации;– «метод Дельфы» – проведение нескольких туров экспертных опросов и статистическая характеристика группового ответа экспертов при их анонимности;– метод исторических аналогий – перенос на объект прогнозирования закономерностей развития имевших место в прошлом сходных явлений и процессов;– метод экстраполяции – определение будущих возможных состояний объекта прогнозирования на основе ретроспективного анализа его количественных характеристик и выявления тенденций их изменения;– метод сценариев – построение логической последовательности событий, показывающей, каким именно образом будет с определенной степенью вероятности развиваться во времени тот или иной процесс или явление;– метод построения «дерева целей» – логическое деление объекта прогнозирования на иерархически связанные между собой структурные элементы;– метод построения сетевых графов – нахождение «критических точек» политического развития и поиск наиболее оптимальных путей достижения поставленной цели и др.

59.сравнительная политология. Сравнительная политология (политическая компаративистика, компаративистика, сравнительные политические исследования) – эмпирическая дисциплина в рамках политической науки, осуществляющая систематизированные сравнения различных явлений в мире политики для выявления и объяснения сходств и различий между ними, что необходимо для проверки существующих теорий и построения новых.В рамках политической науки сравнительная политология выполняет функцию посредника между описательными и теоретическими дисциплинами, позволяя проверять и совершенствовать теории. В науке наилучшим способом проверки верности теоретической модели является эксперимент. Большинство явлений в социально- политической сфере не поддается полноценной экспериментальной проверке в силу возможных негативных последствий для его участников, или она не будет достаточной (если эксперимент, например, осуществляется в недостаточно большой группе). Соответственно, теории, претендующие на понимание закономерностей в политике, не могут быть экспериментально проверены и оказываются «оторванными» от политической реальности, описываемой другими социальными науками и их специализированными отраслями. Сравнение, выполненное по определенным правилам, позволяет частично заменить эксперимент, выявляя сходства и различия между реальными явлениями в политике, обнаруживая причины их возникновения, и тем самым достигается выявление причинно-следственных связей.Сравнительная политология – это дисциплина, определяемая по методу – систематизированному сравнению, а не по предмету, поскольку сравнительные исследования охватывают разные области политики – от политического поведения определенных социальных групп до политических институтов, от политических систем государств до политической системы мира, как наблюдаемых в настоящее время, так и существовавших в другие исторические эпохи, и др.

60.прикладная политология. Прикладная политология исследует частные политические проблемы, формирует знания, направленные на решение каждодневных задач политической жизни общества; на анализ складывающейся в нём конкретной политической ситуации. На основе знаний вырабатываются практические советы и рекомендации участникам политических событий относительно того, какие действие предпринимать в сложившейся ситуации. Как правило рекомендации адресуются тем участникам политических событий, которые в силу своего статуса, занимаемой должности обладают определёнными властными полномочиями и тем самым оказывают существенное влияние на ход событий. Рекомендации прикладной политологии нередко направлены на повышение эффективности деятельности конкретных властных структур.Формулируемые на основе прикладных политологических исследований выводы и рекомендации зачастую служат основанием для соответствующих теоретических обобщений. В то же время теоретическая политология служит методологической основой проведения прикладных политологических исследований. главный предмет прикладной политологии -- конкретная ситуация во всем богатстве ее связей и отношений. В силу этого область ее интересов значительно уже, чем у теоретической политологии, и по преимуществу связана с различными аспектами деятельности определенных государств, партий, заинтересованных групп и граждан, причем рассматриваемых в конкретном временном контексте. Поэтому в прикладной политологии используются далеко не все теоретические выводы и положения политической науки. Так, например, философские вопросы о сущности власти, демократии, критериях политического развития и т.п., как правило, находятся за рамками ее предмета.Существенным отличием прикладных политологических исследований является и то, что их конечным продуктом являются не абстрактные общие положения, в равной степени применимые для характеристики многих однотипных политических явлений, а практические советы и рекомендации конкретным участникам политического процесса, доказательства преимуществ определенных способов и приемов действий, важные параметры и описания состояния и характера политических событий, краткосрочные прогнозы развития ситуации в определенных областях жизни.Рекомендательные по своему характеру выводы и обобщения обычно адресуются лицам, обладающим властными полномочиями в сфере управления и непосредственно определяющим реальную политику.Выводы прикладной политологии могут быть также направлены на подкрепление (или разрушение) типичных установок общественного мнения в целях сохранения (или нарушения) политической стабильности или на придание тем или иным политическим процессам заданной направленности. прикладная политология является составной частью и одновременно специфическим уровнем политической науки, непосредственно сфокусированным на решении практических задач. Ее основное назначение состоит в формулировании конкретных рекомендаций и краткосрочных прогнозов определенным политическим субъектам в целях повышения эффективности их деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: