Вместо введения.
Каждый этап методики преподавания русского языка характеризует свой подход - главное стратегическое направление, которое определяет все компоненты системы обучения: его цели, задачи и содержание, пути и способы их достижения, деятельность преподавателя и ученика, технологии, систему контроля.
Задание 1:
В педагогике термин «подход» определяется как совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания. При этом каждый принцип регулирует разрешение конкретных противоречий, возникающих в процессе обучения, а их взаимодействие — разрешение основных его противоречий (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов).
Подход - это совокупность приемов, методов в исследовании какой-либо педагогической проблемы. (Словарь по образованию и педагогике. Полонский В.М.).
Подход как направление в обучении характеризуют те или иные принципы (базисные теоретические положения, которые обосновывают главные особенности системы обучения).
Задание 2:
Понятие «принцип» происходит от латинского “principium” – начало, основа.
Под принципом понимают основные исходные положения какой-либо теории или науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо.
Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей.
Принципы — понятие из области философии: В педагогике оно стало обозначать достаточно широкий круг явлений, в результате возникло множество различных определений:
· принципы — основные исходные положения какой-либо теории, учения, науки в целом;
· принципы — убеждения, взгляды на вещи, отношения, явления, факты;
· принципы — первоначально руководящие идеи, основные правила поведения;
· принципы — логическое начало какой-либо системы деятельности;
· принципы — это основные требования, предъявляемые к чему-либо.
Существует также определение принципов как педагогических закономерностей, реализация которых происходит естественным путем, а нарушение ведет к распаду деятельности, педагогического процесса. (Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика).
Задание 3:
Из представленного перечня принципов (лингводидактических) дайте обоснование следующим:
· принцип текстоцентризма, или изучения языка на текстовой основе — это принцип признания текста в качестве важнейшей единицы в обучении русскому языку.
(Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос, М. М. Разумовская, Ю. Н. Гостева, И. П. Цыбулько. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2004);
· сознательности и коммуникативности - главные принципы методики преподавания языков в условиях современного сознательно-коммуникативного обучения, обеспечивающего реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подходов к обучению школьников родному языку. Эти принципы теоретически обосновывают, определяют всю систему обучения — от целей обучения и учебных программ до системы контроля и оценки качества.
Принцип коммуникативности
Ведущий методический принцип обучения, согласно которому обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. П. к. предполагает такую направленность занятий, при которой цель обучения (овладение языком как средством общения) и средство достижения цели (речевая деятельность) выступают в единстве.
Принцип сознательности – ведущий дидактический принцип из реализующихся на занятиях по языку, предполагает понимание учащимися содержания речи, осознание единиц, способов пользования такими единицами.
(Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009).
· принцип функциональности
Методический принцип обучения, предполагающий усвоение новых лексических единиц и грамматических структур в тесной связи с их функциями в речи. Следование П. ф. обеспечивает путь практического овладения языком: содержание речи определяет выбор и усвоение средств ее выражения.
Задание 4:
Выберите один из вариантов ответа:
Принцип учета межпредметных связей – это общедидактический принцип.
Межпредметные связи есть основополагающий принцип дидактики, способствующий координации и систематизации учебного материала, формирующий у учащихся общенаучные (общепредметные) знания, умения, навыки и способы их получения в различных видах деятельности и реализующийся через систему нормативных функций и общих методов познания природы совместными усилиями учителей различных предметов.
2.Принцип учета межпредметных связей – это лингвометодический принцип.
3.Другая точка зрения:…………