Авторитарный политический режим




Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличиеединственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизацияи централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие»официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Системафизического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Авторитарный политический режим

Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.

Основные признаки авторитарного режима:

1.Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2.Опора(потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3.Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4.Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5.Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «Разрешено все, кроме политики».

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные. Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм», опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический», при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:

§ абсолютные и дуалистические монархии;

§ военные диктатуры, или режимы с военным правлением;

§ теократию;

§ персональные тирании.

22. Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народныйсуверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства. Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализацияпринципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализми господство закона во всех сферах жизни. Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».

К демократическим режимам относят:

§ президентские республики;

§ парламентские республики;

§ парламентские монархии.

23. Политическая система общества имеет свои функции, среди которых исследователями выделяются:

1) определение целей, задач и путей развития общества;

2) организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;

3) политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности);

4) формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;

5) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

6) контроль за выполнением законов и правил; пресечение действий, нарушающих политические нормы;

7) разработка правил и законов поведения людей и групп
в обществе;

8) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;

9) распределение материальных и духовных ценностей.

24. Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию.

1. В зависимости от политического режима различают такие политические системы:

· тоталитарные;

· авторитарные;

· демократические.

2. За характером взаимодействия с внешней средой выделяют:

· открытые системы;

· закрытые системы.

Примеры закрытой является политическая система советского типа, которая сложилась в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании "железного занавеса" в отношениях между СССР и странами Запада. К.Поппер, впервые при описании культурно-исторических и политических систем использовав понятие "открытое" и "закрытое" общество, под первым понимал демократические системы, которые легко адаптируются к изменениям внешней среды, пропитаны духом критики и рациональным пониманием мира "ВелоПенза" - сайт пензенского велодвижения, под вторым - тоталитарные системы, для которых характерен догматизм, магическое мышление.

3. В историческом анализе используется характеристика систем с позиций формационного подхода.

Соответственно выделяются системы:

· рабовладельческие;

· феодальные;

· капиталистические;

· командно-административные.

Довольно распространенное выделения традиционных (до индустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно нерозвинуте гражданское общество, подданническая или патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). В других системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей.

5. Выделяют политические системы переходного типа, которые включают в себя элементы модернизированной системы, что рождается, и элементы старой системы. Политическая система современной Украины носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, то есть ответственного и компетентного бюрократии, в слабости институтов гражданского общества.

6. Существуют различные типологии политических систем, выделенные по типу политической культуры, доминирующей в обществе, и по состоянию политической структуры. Одна из них разработана Д.Алмондом и Д.Пауеллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярності, выделяют примитивные, традиционные и современные системы.

В примитивной системе преобладает "приходская культура", наблюдается минимум структурной дифференциации.

Традиционные системы характеризуются слабой дифференциацией политических структур и "культурой подчинения". Подчиняясь власти, человек ожидает от нее благ, гарантий.

Современные системы есть еще более дифференцированными в структурном плане, в них функционирует культура участия, когда человек ориентирована на активное участие в политике. Такие системы могут быть демократическими, в которых доминируют автономные подсистемы и "культура участия", и авторитарными, в которых имеют место управления подсистемами и "культура подчинения участия". В свою очередь авторитарные системы могут быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными и авторитарно-модернизированными.

25. Политическая система Республики Беларусь.
Современную политическую систему РБ можно определить как трансформированную систему переходного общества, где на ряду с новыми тенденциями развития сохраняются определенные элементы советской политической системы.
Политическая система РБ имеет следующие признаки:
• Определенный перевес в распределении властных полномочий в сторону исполнительных органов власти, при этом присутствует классическое разделение властей.
• Недостаточно развита система местного управления и самоуправления к новым условиям социально–экономического развития.
• Отсутствуют авторитарные политические партии и движения, которые могли бы существенно повлиять на демократизацию политического процесса общества.
• Происходит формирование демократической политической культуры в обществе с целью вовлечения граждан в активные политические процессы развития страны.
• Слабость конструктивного компонента в деятельности политической аппозиции которая не имеет существенного влияния на политические процессы в обществе.
• Основы политической системы РБ заложены в статье 1-ой конституции РБ – унитарное, демократическое, социально-правовое государство, национальная идея сильной и процветающей Беларуси – государство для народа.

26. организационная структура государства

1. Военная империя. Основана на экономическом и политическом доминировании центра, эксплуатирующего завоеванные и зависимые территории – колонии. Как только колонии создают экономическую и политическую основу для независимости, они тотчас начинают борьбу за развал империи.

2. Унитарное государство. Характеризуется единой этнической и социально-экономической основой, стабильным центром власти, который самостоятельно распределяет полномочия между центральными, региональными и местными органами управления. Данное дробление власти обусловлено необходимостью учета местных интересов в системе функционирования единой системы государственной власти.

3. Федерация. Союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними полномочий. Федерация основывается на приоритете центральных органов власти в вопросах, затрагивающих общие интересы субъектов федерации, реализации естественных прав человека, определения стратегии развития общества. Структура федерации призвана обеспечивать оптимальный процесс интеграции этносов, территорий, государств, имеющих свою специфику.

4. Конфедерация. Союз самостоятельных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей. Субъекты конфедерации сохраняют полный государственный суверенитет. Совместные органы управления конфедерацией не имеют ресурсов и правовых полномочий, гарантирующих реализацию совместно принятых решений.

Функции государства определяются уровнем развития политической самоорганизации общества.

На этапе общества личной зависимости роль государства заключалась в обеспечении целостности и стабильности общества посредством политического и социально-экономического господства субъекта верховной власти, координатора интересов элит и масс.

На этапе экономической зависимости основные функции государства заключаются:

а) в экономике – в обеспечении благоприятных условий для развития национального производства и создании соответствующих стимулов созидательной активности граждан, субъектов хозяйственной деятельности;

б) социальной сфере – в создании системы распределения, стимулирующей каждого к совершенствованию себя как субъекта созидания на основе адекватного вознаграждения, гарантированном обеспечении реализации естественных и гражданских прав человека, дающих возможность самореализации;

в) правовой сфере – разработке и внедрении принципов и норм разрешения конфликтных ситуаций для стимулирования созидательной активности гражданина;

г) культурно-воспитательной сфере – создании условий воспроизводства населения, его воспитания, обучения для участия в созидании общественно значимых ценностей;

д) геополитике – защите интересов страны (в системах международного производства, торговли, использования природных ресурсов и т.д.).

27. Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

§ абсолютная (всевластие главы государства);

§ конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

§ парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);

§ президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

28. Формы административно-территориального устройства:
• Унитарное - не имеет в своем составе административно-территориальных единиц, обладающих суверенитетом, где действует единая Конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти. (Франция, Турция, Дания, РБ).
• Федерация – устойч союз суверенных субъектов, где распределены полномочия между ними и центром полномочий. Субъекты федерации имеют собственные конституции, законодательство, органы власти, не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В федерации два уровня власти – федеральная и республиканская. Федерациями в настоящее время являются 20 стран: по территориальному признаку(США),национальному(Индия) или смешанному (РФ).
• Конфедерация –временный союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для решения политических, военных, внешнеполитических и других задач, при сохранении полного суверенитета государства. СНГ (1991г.).
• Империя – государственное образование с обширной территорией, сильной централизованной властью, разнородным этническим, культурным и религиозным составом. Римская, Британская, Российская.

29. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь

В соответствии со статьей 90 Конституции Республики Беларусь, Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом в государстве.

Национальное собрание Республики Беларусь. Структура и процедура избрания.

Как и любая политическая единица, Парламент РБ имеет свою структуру и полномочия. Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей и Совета Республики.

Палата Представителей представлена 110 депутатами, избрание которых осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при помощи тайного голосования. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Депутаты Палаты Представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Это означает, что депутат Палаты Представителей обязан покинуть свое последнее место работы и исполнять свои служебные обязанности в порядке основной работы. Депутат Палаты Представителей одновременно может являться и членом Правительства. Однако Депутат Палаты Представителей не может одновременно быть депутатом местного Совета депутатов, вместе с тем одно и то же лицо не может быть членом обеих палат Парламента. Кроме того, не допускается совмещение обязанностей депутата обеих палат с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Вторая палата Национального собрания Республики Беларусь – Совет Республики, в соответствии с 91 статьей Конституции Республики Беларусь, является палатой территориального представительства.

Она представлена 64 депутатами, избрание которых в отличие от Палаты Представителей, осуществляется на заседаниях депутатов местных Советов депутатов каждой области и города Минска в частности. Кроме того, восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Сходным моментом является то, что избрание каждой восьмерки депутатов происходит также, тайным голосованием, как и при избрании депутатов Палаты Представителей.

Членом Совета Республики, в отличии от Палаты Представителей, может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30-летнего возраста и проживающий на территории соответствующей области или города Минска не менее пяти лет. Кроме того, член Совета Республики не может одновременно являться членом Правительства Республики Беларусь, что также является отличительной чертой от Палаты Представителей. Вместе с тем есть и сходная черта – член Совета Республики не может совмещать свою деятельность с занятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи.

За четыре месяца до окончания действия полномочий текущих палат Национального Собрания назначается дата выбора нового состава палат Парламента, а сами выборы проводятся не позднее, чем за месяц до окончания действия полномочий палат действующего созыва. В случае досрочного прекращения полномочий палат Парламента, назначаются внеочередные выборы палат Национального Собрания Республики Беларусь, которые проводятся не позднее, чем в течение трех месяцев с досрочного прекращения полномочий палат Парламента действующего созыва. Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан выступает Президент.

В Беларуси институт президентства был введен в 1994 году, когда наиболее остро стала ощущаться объективная необходимость в его учреждении.

 

30. Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны,государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп.Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе:

§ интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности — частная собственность;

§ свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;

§ индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

31. Политические партии, имея много общего с любой другой группой интересов, представляют собой своеобразный политический институт, который прошел путь очень сложной эволюции от различного рода клиентел, политических клубов и т. п. до организаций современного типа. Следует отметить, что, несмотря на употребление термина «партия» еще со времен античности (Аристотель упоминает партии жителей равнины, горы и прибрежной части Афин), современную свою трактовку он приобрел с середины ХIХ
В современной партологии существуют десятки определений политической партии, однако, все они признают необходимое наличие у данного института следующих черт:

· участие в конкурентной борьбе за власть, что предполагает включенность в избирательный процесс;

· определенную идеологическую ориентацию;

· поддержку населения в различных формах;

· наличие организационной структуры;

· правовой статус (желательно).

Таким образом, по всем сущностным характеристикам, политическая партия выступает как общественная организация высшего порядка. В отличие от групп давления, она стремится именно к завоеванию власти, а не к установлению влияния над теми, кто ее осуществляет. Помимо стремления к власти, любая политическая партия нацелена на трансформацию интересов различных социальных групп в реальную политику государства. Так как эти интересы крайне многообразны, то партия, властвующая монопольно, утрачивает свое значение важнейшего института гражданского общества и фактически сращивается с государственным аппаратом. Подобный феномен «партии-государства» характерен для тоталитарных политических режимов, исключающих общественно-политический плюрализм.
Функции, выполняемые политическими партиями, их объем и специализация в значительной степени зависят от особенностей конкретного политического режима, состояния гражданского общества, уровня социально-экономического развития страны. Вместе с тем, можно утверждать, что каждой политической партии, вне зависимости от степени структурно-функциональной сложности политической системы, присущи функции представительства общественных интересов.

Политические партии преобразовывают множество специфических требований в конкретные программы, то есть выражают агрегированные интересы, чем отличаются от общественно-политических движений и организаций. На основе разработанного политического курса партии выполняют функцию осуществленияколлективных социальных целей. Именно под руководством политических партий произошла экономическая модернизация в СССР и Китае; построение социальных государств в послевоенной Европе; борьба за национальную независимость в ряде стран Африки.

Осуществление партийных задач невозможно вне исполнения функции политического воспитании и мобилизации избирателей. Партия стремится к ликвидации отчуждения между властью и слабо политизированными группами населения, что на практике выражается в основных формах партийной деятельности – участии в избирательном процессе и общении партии со своим электоратом.

Помимо вышеназванных функций, ориентированных в пользу управляемых, партия занята деятельностью по рекрутированию политических элит и установлению контакта с органамигосударственной власти. Таким образом, институт политической партии имеет двойственный характер, так как вынужден сочетать функцию выражения общественного интереса и задачи борьбы за власть. Место политических партий в поле взаимодействия государства и гражданского общества менялось мо мере их исторического развития, но очевидно, что их функция обеспечения постоянной связи междууправляющими и управляемыми всегда будет наиболее востребованной, особенно в рамках политического менеджмента современных обществ.

Помимо объема и специфики выполняемых функций, важнейшей отличительной чертой политической партии является особенность их структуры. М. Дюверже отмечал, что «в природе организации современных политических партий их сущность раскрывается куда более полно, нежели в их программах и классовом составе».

Структурная основа партии находится на уровне избирательного округа, в среде т. н. «ядерного» электората, то есть тех избирателей, которые идентифицируют себя с данной партией и систематически голосуют за нее на выборах. Социальные слои или региональные общности, к которым принадлежит основная масса «ядерного» электората составляют социальную базу партии.

Следующий структурный уровень представлен активными членами партии, которые не только поддерживают ее на выборах, но и принимают участие в партийной жизни – выплачивают денежные взносы, выполняют партийные поручения, занимаются пропагандой партийной программы, посещают собрания и т. п. При этом активисты не принимают участия в управлении и общаются с партийной элитой через бюрократический аппарат – важнейший структурный элемент любой партии. Появление его неизбежно и связано с необходимостью эффективно решать вопросы борьбы за власть в рамках парламентского механизма и института выборов. М. Дюверже отмечал, что «руководство партий имеет естественную тенденцию принимать олигархическую форму».

Выдающийся российский ученый М. Я. Острогорский в своей знаменитой работе «Демократия и политические партии» вводит понятие кокус партии, который представляет собой малую группу лиц, аппарат партии, реальная власть которого носит неофициальный характер[141]. Кокус (согласно терминологии М. Дюверже – «внутренний круг»), способен устранять даже эффективных лидеров и парламентских деятелей, если они будут препятствовать укреплению его власти.
Именно на основании специфики внутренней структуры, а также особенностей происхождения, М. Дюверже предложил признанную классической типологию политических партий, согласно которой они подразделяются на «кадровые» и «массовые».

«Кадровые» партии имеют электоральное происхождение; для них характерно отсутствие централизованной структуры и постоянного членства. К числу «кадровых» относятся большинство западных либеральных и консервативных партий.

«Массовые» партии имеют «внешнее» происхождение, характеризуются жесткой централизацией и дисциплиной, иерархической структурой и постоянным членством. К ним относятся практически все социалистические, коммунистические и фашистские партии. Структура «массовой» партии содержит все четыре базовых элемента, однако, существуют т. н. «массовые непрямые» партии, членство в которых обеспечивается через другую общественную организацию, например, профсоюз, религиозное объединение и т. п. К подобному типу относятся партия лейбористов в Великобритании и бельгийский Католический блок.

Внутреннее устройство, в частности, уровень партийной дисциплины, являются критерием деления партий на «жесткие» и «мягкие». «Жесткие» партии предписывают депутатам подчиняться распоряжениям парламентской группы и руководящих органов партии. «Мягкие» предоставляют своим парламентариям полную свободу голосования. Практически все массовые партии являются «жесткими», - в России к их числу относятся КПРФ и ЛДПР. В то же время, кадровый тип партии не обязательно гарантирует ее «мягкость» - Консервативная партия Великобритании и Христианско-Демократический союз ФРГ являются «жесткими».
В то же время, большинство исследователей считает, что партия как политический институт не исчерпала свой потенциал и продолжает сохранять позиции важнейшего института политической системы общества. Это обусловлено актуальностью в современных условиях следующих ее функций:

· функции периодической реорганизации представительных органов власти;

· функции рекрутирования политических элит и воспитания политических лидеров;

· функции структурирования различных направлений общественного мнения.

Выполнение данных функций в условиях постиндустриального общества вызвало к жизни новое поколение партий, которые называют «электорально-профессиональными» или «картельными».

32.Партийная система представляет собой целостную систему взаимоотношений между партиями, совокупность политических партий, их блоков и союзов, взаимодействующих между собой в рамках определенной политической системы и строящих свою деятельность на принципах сотрудничества или соперничества в осуществлении политической власти.

В современный период в разных странах действует большое количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть.

Партийная система складывается в зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий.

Данные категории раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.

Факторы, влияющие на формирование партийной системы той или иной страны: уровень политической зрелости общества, его политического сознания и культуры; исторические традиции; национальный состав; религиозная ситуация; расстановка социально-классовых сил и т. п.

Значительное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего конституция и избирательные законы.

Типы партийных систем:

1) в зависимости от характера политического режима выделяют партийные системы:

демократические — широкие гражданские права и свободы человека;

авторитарные — непререкаемое подчинение власти;

тоталитарные — контроль государственной системы всех сфер жизни общества;

2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее:

однопартийные (монопартийные) – обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе (например, Коммунистическая Партия Советского Союза, Коммунистическая партия Китая);

двухпартийные (бипартизм) – одна из двух партий в случае ее победы на выборах имеет большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента (например, консерваторы и лейбористы в Великобритании («Тори» и «Виги»), республиканцы и демократы в США);

многопартийные — в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т. е. состоящими из представителей двух или нескольких партий (Швеция, Дания, Голландия);

«двухсполовинные» – ведущие партии не располагают твердым большинством голосов в парламенте и привлекают к формированию правительства третью партию на правах младшего партнера (Канада, Австралия, Германия);

3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные;

4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные;

5) в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные.

Важнейшими основаниями, по которым оценивается эффективность той или иной партийной системы, являются:

– восприимчивость к запросам и нуждам общества;

– способность трансформировать их во властные решения;

– возможность обеспечить демократический контроль за деятельностью властных структур.

33. Формирование партийной системы в Беларуси, как и в других возникших после

распада СССР суверенных государствах, носит весьма сложный характер.

 

Этот процесс, начавшийся в 1990 году, постепенно стал набирать все более

ускоряющиеся темпы: в 1990 году была зарегистрирована лишь одна партия, в

1991 — пять, в 1992 — шесть, в 1993 — шесть, в 1994 — 16. Всего к началу

избирательной кампании по выборам в Верховный Совет Республики Беларусь 13-

го созыва в 1995 году в стране в качестве политических партий было

зарегистрировано 34 общественных объединения.

 

На начало 1998 года, по данным Министерства юстиции, в республике было

зарегистрировано всего более двух тысяч общественных объединений и фондов,

41 политическая партия,

 

38 свободных профсоюзов, 4 профсоюзных объединения. При этом активность

населения по созданию общественных объединений не спадает. Только в 1997

году зарегистрировано



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: