Занятие № 6 Научное исследование в педагогике




(практическое занятие)

Цель занятия: определить методологические характеристики, структуру и логику педагогического исследования; охарактеризовать методы педагогического исследования

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Методологические характеристики педагогического исследования.

Задание 1.1. Определите, насколько корректно и согласованно определен методологический аппарат исследования:

Тема: Творческий подход учителя к организации и проведению уроков чтения

Объект исследования: урок чтения в начальной школе и формы подготовки учителя к уроку.

Предмет исследования: задачи уроков чтения в современной школе в условиях личностно ориентированного обучения.

Гипотеза: творчество в процессе обучения и воспитания должно иметь прочную базу – интеллектуальную, культурную, профессиональную.

2. Логика педагогического исследования.

Задание 2.1. Разработайте алгоритм педагогического исследования

3. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте примерами методы (теоретические, эмпирические, математические) педагогического исследования. Определите, в чем особенность их использования при изучении проблем образования.

Вопросы для подготовки к зачету:

  1. Общая характеристика педагогической профессии.
  2. Возникновение и развитие педагогической деятельности.
  3. Гуманистическая природа педагогической деятельности и её ценностные характеристики.
  4. Профессиональная деятельность и личность педагога.
  5. Общая и профессиональная культура педагога.
  6. Педагогические ценности: общечеловеческие, духовные, практические, личностные.
  7. Специфика социальных и профессиональных функций учителя.
  8. Творчество учителя. Основные качества творческой личности учителя.
  9. Особенности педагогического мышления современного учителя.
  10. Структура педагогической деятельности. Общая характеристика.
  11. Характеристика основных компонентов педагогической деятельности.
  12. Профессиональная компетентность учителя. Компоненты профессиональной компетентности.
  13. Теоретическая и практическая готовность учителя к педагогической деятельности.
  14. Научная эрудиция и ценностные ориентации как компоненты профессиональной культуры педагога.
  15. Общение как основа педагогической деятельности. Сущность педагогического общения.
  16. Стили общения и педагогического руководства.
  17. Педагогический такт и педагогическая тактика.
  18. Общение: наука и искусство (педагогический аспект).
  19. Пути овладения педагогической профессией.
  20. Способы саморазвития личности педагога, его карьера.
  21. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога.
  22. Способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса.
  23. Педагогика как наука, её объект.
  24. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.
  25. Педагогические идеи и теории.
  26. Место отечественной педагогики в мировом педагогическом опыте.
  27. Исторический характер образования и важнейшие этапы его развития.
  28. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
  29. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
  30. Движущие силы, противоречия и логика педагогического процесса.
  31. Единство обучения и воспитания в педагогическом процессе.
  32. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
  33. Связь педагогики с другими науками.
  34. Понятие «методология педагогической науки». Методологическая культура педагога.
  35. Основные подходы в педагогике: личностно ориентированный, системный, технологический, информационный, деятельностный, синергетический.
  36. Сущность аксиологического принципа в педагогике.
  37. Характеристика антропологического принципа в педагогике.
  38. Сущность культурологического принципа в педагогике.
  39. Научное исследование в педагогике.
  40. Логика педагогического исследования.
  41. Основные характеристики научно-педагогического исследования.
  42. Методы педагогического исследования.
  43. Охарактеризуйте систему образования в России. Сравните ее с известной вам зарубежной системой образования.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины

7.1. Основная литература

1. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую специальность [Текст] / В.С. Кукушин. - М., 2005. (100 экз)

2. Мижериков, В.А. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. - М., 2005(90 экз)

3. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: Учеб. пос. для студентов [Текст] / Н.Н. Никитина. - М.: Академия, 2004. (80 экз)

4. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин и др. / Под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002. (118 экз)

5. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. [Текст] / И.П. Подласый. – М., 2000. - Кн.1. (110 экз)

 

7.2. Дополнительная литература:

1. Акимова, В.А. Профессиональная культура учителя средней школы [Текст] / В.А., Акимова // Пед. образование и наука. – 2008.-№3.-С.76-79.

2. Ачасова, Л.Ю. Толерантность в деятельности педагога [Текст] / Л.Ю. Ачасова // Пед. образование и наука.- 2009.-№11.-С.23-28.

3. Дремова, Н.Б. Совершенствование педагогического мастерства преподавателя [Текст] / Н.Б. Дремова // Высш. образование в России.-2010.-№1.-С.116-120.

4. Львова, Е.Л. Особенности профессиональных компетенций учителя основ безопасности жизнедеятельности [Текст] / Е.Л. Львова // Образование и наука.-2009.-№11.-С.60-67.

5. Никонова, Е. Культура педагогического общения [Текст] / Е. Никонова, Н. Патькова // Учитель.-2009.-№5.-С.58-65.

6. Сенько, Ю.В. Эволюция профессионального образа мира педагога [Текст] / Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская // Педагогика.-2009.-№2.-С.50-55.

7. Сластенин, В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры [Текст] / В.А. Сластенин // Пед. образование и наука.-2004.-№5.-С.4-15.

8. Смолина, С. Профессиональная культура учителя [Текст] / С. Смолина // Учитель.-2009.-№2.-С. 29-31.

9. Хачатрян, Э.В. Культурологическая компетентность как готовность педагога к профессиональной деятельности [Текст] / Э.В. Хачатрян // Вестник универ-та РАО.-2009.-№4.-С.123-126.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: