Занятие на тему: «Как воспитать в себе сдержанность» (Беседа-диалог)
Цель:
- раскрыть понятие «Вспыльчивость», «Несдержанность», «Обида»;
Задачи:
-учить видеть в каждой ситуации только доброе;
- развивать чуткое отношение к людям;
-побуждать интерес к осмыслению общечеловеческих ценностей, выработке личного отношения к ним;
- привлечь внимание детей к важным проблемам взаимоотношений между людьми с помощью доброго слова, а не насилия, находить мирные разрешения споров и конфликтов;
Ход занятия:
Воспитанность есть усвоение хороших привычек.
Платон
Ребята, на ваших лицах я вижу улыбки, а значит у вас сейчас хорошее настроение, я хочу, чтобы к концу занятия оно осталось таким же.
От того, как относиться человек к самому себе, во многом зависит сущность его личности, его индивидуальность. Отношение к себе начинает формироваться в раннем детстве и нередко дальнейшие успехи и неудачи, взаимопонимание с окружающими людьми, счастье находятся в зависимости от степени принятия самого себя и от степени уверенности в себе.
Человек, уверенный в себе - это, прежде всего, счастливый человек. Уверенность в себе - это надёжность, ответственность, активность личности. Поэтому она так важна, и сегодня мы попытаемся увидеть в себе больше положительного, раскрыть свою индивидуальность, а значит - стать более уверенными и сдержанными.
Каждый из нас в своей жизни хочет поступать правильно. Но не у всех получается, даже у самых умных и мудрых. Часто бывает, что мы знаем точно, как следует поступать, но ведём себя совершенно иначе и делаем ошибки.
Воспитанный человек – это человек, который умеет себя вести, знает, как поступать в той или иной ситуации, проявляя сдержанность, такт, сохраняя своё человеческое достоинство и не умоляя достоинства других. Каждый культурный человек должен не только знать и придерживаться основных норм этикета, но и понимать необходимость существования определённых правил и взаимоотношений между людьми. Однако воспитанными и вежливыми не рождаются, а становятся. Этому нужно учиться, и знания правил хорошего тона не менее важно, чем умение читать и писать. Для этого в течение многих веков человечество выработало свод норм поведения, способствующих взаимопониманию, регламентирующих взаимоотношения в обществе. Их называют правилами этикета или правилами хорошего тона.
Введение в тему:
- Сегодняшнюю нашу беседу я хотела бы начать с притчи.
-Кто знает, что такое притча? Если не знаете, я подскажу.
- Послушайте её внимательно и скажите, о чем мы будем сегодня говорить?
Притча о гвоздях
Жил - был очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда юноша сообщил отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, - шрам останется.
-Кто понял, о чём будет идти речь? (Речь будет идти о вспыльчивости, несдержанности, обиде.)
-Ребята, почему отец не объяснил сыну словами, что значит обидеть человека, а дал ему гвозди? (Ребята рассуждают, спорят, приходят к единому мнению, делают вывод.)
-Какие слова самые главные в притче? (Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, - шрам останется.)
- Что значит обидеть человека? (Сделать ему больно, оставить в душе шрам.)
-А как можно обидеть? (Обидеть можно поступками, физической силой, словом можно даже убить человека.)
-А что значит извиниться перед человеком? (Значит признать свою вину и осознать, что этого больше не произойдёт, дать человеку честное слово, глядя прямо в глаза.)
- Если ты не сдержал слово? (Значит ты солгал, струсил, не осознал своей ошибки.)
- Как вы думаете, почему некоторые люди не хотят извиниться перед человеком, которого он обидел? (Наверно, он трус, неуверенный в себе человек, не осознающий своих поступков.)
-Ребята, а с вами случалось такое? (Дети рассказывают ситуации, в которые они попадали и как смогли выйти из них.)
-Какой вывод из этого? (Прежде, чем обидеть человека- сто раз подумай, осознай, сумей сдержать себя, свой пыл.)
-Давайте попробуем сказать такие правила, которые помогут людям преодолеть такие качества, как вспыльчивость, несдержанность, желание обидеть человека.
Правила для несдержанных и вспыльчивых людей.
Сдерживай свои эмоции.
Не капризничай, не ворчи, не порти настроение другим.
Будь всегда приветлив, не груби, не кричи.
Здоровайся при встрече.
Веди себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Сказал – сделай.
Не уверен – не обещай.
Ошибся – признай свою вину, извинись.
Пообещал, но забыл сделать – попроси прощения.
Сначала подумай, потом говори.
Не можешь сказать правду – объясни, почему.
-А теперь все вместе - правила доброты (Ребята предлагают свои варианты, обсуждают.)
1.Добро можно делать всегда и везде, оно нужно всем!
2.Не хвастай сделанным добром.
3.Надо делать добро бескорыстно, не ожидая наград и благодарности.
4.Делай добро вовремя и незаметно.
5. Добра никогда не бывает много! Твори!
Работа со словами
- А сейчас давайте попробуем слова заменить словами противоположными по значению.
Плохо - хорошо
Зло – добро
Война - мир
Жадность- щедрость
Грубость – вежливость
Жестокость – ласка
Ложь - правда
Предательство - преданность
-Чтобы преодолеть свои недостатки, надо стать чуточку добрей, в этом вам помогут ваши друзья-книги.
-Спешите делать добро!
Итог.
-Ребята, выйдете из-за парт, встаньте в круг и возьмитесь за руки. Вы чувствуете, как от ваших рук исходит тепло? Это значит, что сегодня каждый из вас стал немного сдержанней, добрее, значит не зря мы провели время. Спасибо!
Литература:
Водейко Р.И., Мазо Г.Е. Как управлять собой. – М., 1986
Интернет-источники:
https://multiurok.ru/blog/kak-vospitat-v-siebie-sdierzhannost-kl-chas.html
https://psyh.info/psihologiya-lichnosti/emotsii/emotsionalnaya-sderzhannost.ht