Глава III. Об Ангелах-хранителях




 

Слово Божие как Ветхого, так и Нового завета и равно как отцы Церкви и церковная история ясно учат нас, что не только каждый верующий, но и каждое человеческое общество, каждый народ, каждое государство, каждая церковь имеют своих Ангелов-хранителей, — и представляют факты явлений и действий этих Ангелов. Так Евангелист Матфей передает нам, что Иисус Христос, убеждая уважать каждого верующего, сколько бы ни казался он малым и слабым, сказал Апостолам: блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангелы их на небесах выну видеть в лице Отца Моего Небесного (Мф. XVIII, 10.). Апостол Павел говорит: не все ли суть служебные дуси; во служение посылаемы, за хотящих последовать спасение? (Евр. 1. 14.). В обоих местах очевидно утверждается бытие Ангелов-хранителей.

Книга Деяний Апостолов передает нам такое событие. Когда Апостол Петр, освобожденный из темницы Ангелом, пришел к тому дому Марии, матери Евангелиста Марка, идеже мнози быша собрани и молящеся, и стал стучаться в дверь, то все подумали, что стучится не сам Петр, а его Ангел (Деян, XII, 1216). Это событие очевидно указывает на существование в первенствующей церкви веры в Ангелов-хранителей частных лиц. Православная церковь в лице своих отцов и учителей всегда верила и учила, что к каждому верующему приставлен особый Ангел-хранитель. Уже в книге Ермы Пастырь сказано: «Два духа находятся при человеке: один дух добрый, другой дух злой» (Herm. Pastor. Mendat. 6. Patr. Apost. pag. 361., Hefele.).

Св. Василий Великий говорит: «С каждым из верных есть Ангел, который, как детоводитель и пастырь, управляет его жизнью, против сего никто не будет спорить, помня слова Господа, сказавшего: не презрите единого от малых сих, яко Ангелы их выну видят лице Отца Моего Небеснаго» (В 3 кн. О Св. Духе Св. Вас. част. 3. стр. 130–132.). Эта истина часто высказывается Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом и другими отцами и учителями Церкви.

В Писаниях Ветхого Завета истина эта представляется, правда, не в такой степени ясности и определенности, как в Новом Завете, но тем не менее представляется довольно ясно. Так в книгах Ветхого Завета передается много таких событий, в которых нельзя не видеть действий свойственных Ангелам-хранителям. Таковы, напр. следующие события: Ангел был видимым спутником Товии в Раги, избавил его от опасности при Тигре, давал ему благотворные советы, располагал все ко благу и, что все более послужило к счастью благочестивого семейства, устроил, устроил исцеление Товита (Тов. V. 4–17. VI. 2–18. IX. 1–16, XI. 2–14.). В книгах Царств говорится, что Пророк Илия в своём дивном служении неоднократно получал и пособие и наставления и руководство от Ангела (3 Царст. XIX. 2–19.). Авраам, посылая раба своего, для снискания жены сыну своему, говорил ему между прочим: Господь Бог… послеть Ангела своего пред тобою, и поймеши жену сыну моему Исааку оттуду (Быт. 24 гл. ст. 7.). Есть места в Ветхом Завете, которые по единогласному пониманию занимавшихся толкованием Писаний Ветхого Завета Отцов Церкви, заключают учение об Ангелах-хранителях. Таковы главным образом следующие места: ополчится ангел Господен (с подлинника Еврейского: ополчатся Ангелы Господни) окрест боящихся Его и избавить их (Псал. 33 ст.8.), и другое следующее место: не прийдет к тебе зло и рана не приближится телеси твоему. Як Ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (Пс. X, 13–21.). Достаточно ясные указания представляет Свящ. Писание и в пользу той мысли, что и каждое человеческое общество, каждый народ и каждая церковь имеют своих особых Ангелов-хранителей. Так пророк Даниил говорит о молитвенном предстательстве перед Богом двух Ангелов-народоблюстителей, Ангела-народоблюстителя, или князя Персидского Царства и Ангела-народоблюстителя народа Израильского. Первый Ангел молил Бога об удержании народа Израильского под владычеством Персидского Царства, другой, напротив, молился об освобождении этого народа от ига Персидского. Даниил говорит также, что вместе с этими двумя Ангелами обращался с молитвою к Богу Ангел князь Еллинского Царства (Дав. X. 20.). Если же не только народ Израильский, но также и народы Персидский и Еллинский имели своих особых Ангелов-покровителей, то отсюда можно с правом заключить, что и каждый другой народ имеет своего Ангела-хранителя. — Евангелист Иоанн в первой главе Апокалипсиса передает слова Господа о семи Ангелах семи церквей Малоазийских (Ап. 1. 20.).

Правда, как мы сказали уже, под именем Ангелов здесь должно разуметь и епископов этих церквей, но в то же время, по учению Отцов Церкви, здесь должно видеть и выражение той истины, что каждая церковь имеет своего Ангела-хранителя. «Я уверен, говорит напр. Григорий Богослов, что особенный Ангел покровительствует каждую церковь, как научает меня Иоанн в откровении» (Слов. 42. Твор. св. Отц. с Русск. перев. Том. 4. стр. 33.). Эта истина всегда ясно признавалась православной церковью. Святой Василий Великий писал к пресвитерам Никопольским: «Вас печалит, что извергнуты вы из ограды стены: но вы водворяетесь в кровь Бога Небесного и с вами Ангел-хранитель церкви» (Письм. 230. Твор. св. Отц. Васил. Ч. 1. стр. 177.). Григорий Богослов, прощаясь с кафедрой Константинопольской, восклицал: «простите Ангелы, назиратели сея церкви» (Слов. 42. Том. 4. стр. 50.). Итак существование и явления Ангелов в Св. Писании и в церкви представляются несомненными свидетельствами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: