Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»




Талант Булгакова-писателя носил ярко выраженный сатирический характер. Другой особенностью его была исповедальность: все произведения художника в той или иной мере биографичны, им присуще личное, булгаковское - его боль, его оценка описываемого. «Мастер и Маргарита» - роман особенный, над ним писатель работал буквально до последнего часа своей жизни…

Зачем понадобился Булгакову такой художественный приём - параллельно повествованию о современности вести ещё и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, происходивших две тысячи лет назад? Роман посвящён вечным проблемам, они существуют в настоящем так же, как тысячи лет назад. Долго человечество идёт к истине и придёт ли к её познанию – неизвестно.

В романе автор заостряет внимание читателя на основных проблемах: трусости и раскаяния, свободы и несвободы, веры и безверия, творчества и любви, добра и зла в человеке. Работая в режиме «метода проекта»,мы попробуем разобраться в сложных вопросах современной автору Москвы, решить для себя задачу: всегда ли право выбора остаётся за человеком?

Нравственный выбор… Как часто человек оказывается в ситуации, когда нужно принять правильное решение, самостоятельно определив, что «плохо», а что «хорошо», что «нравственно», а что «безнравственно»! Верность или предательство, совесть или бесчестие, справедливость или трусость. Эти и многие другие дилеммы останавливают человека на распутье.

Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться.
«Как решаются в романе М.А.Булгакова проблема трусости и тема бессмертия?»

В центре версии своего романа Булгаков ставит образ Понтия Пилата, показывая тяжкий путь сомнений, страхов, порывов сострадания, духовные страдания человека, облеченного властью государственный и не властного над своими поступками. За что на двенадцать тысяч лун наказан Понтий Пилат? За трусость: чиновник в нем победил человека. В этом его трагедия, это его вековая мука. Поэтому его пугает и больно бьет фраза Иешуа, записанная Левием Матвеем, «Тут Пилат вздрогнул. В последних строчках пергамента он разобрал слова: «…большего порока…трусость». Сам М. А. Булгаков считал трусость главным пороком: «Трусость – вот главный порок, потому что от него идут все остальные». Считаем, что право выбора (как поступить) всегда остаётся за человеком.

«Как решается в романе проблемы добра, света и прощения?»

Отличие булгаковской версии от канонических заключается в том, что у Иешуа нет учеников, нет в романе тайной вечери, нет молитвы в Гефсиманском саду. Его герой страдает совсем как обычный человек: он боится боли, он чисто, по-человечески способен сочувствовать другому. Главное в Иешуа – его «добрая воля». В романе, писатель акцентирует то исключительное нравственное влияние, которые оказывает Иешуа на людей, общавшихся с ним. Герой вынужден решать проблему выбора, он является носителем общечеловеческих ценностей и этим противостоит Понтию Пилату. Да, право выбора на поступок остаётся за человеком, но…

«Самые живучие пороки человечества - предательство и донос»

Предатель Иуда – совершенно посторонний человек, которого после предательства (за деньги) и казни Иешуа убивают по приказу прокуратора Пилата. А предаёт его (за деньги) любимая женщина –Низа. Самым тяжким грехом для Булгакова был отнюдь не компромисс – на них приходилось идти и Пушкину, и Мольеру, и самому Булгакову. В широком смысле он не прощал одного – предательства. В более узком – предательства своего предназначения. Мы предполагаем, что право выбора всегда остаётся за человеком.

«Я- часть той силы, что хочет вечно зла и вечно совершает благо» (Гете «Фауст».

Будучи символом Зла, Воланд способствует установлению справедливости. Дьявол является людям с целью изучения их природы. То, что происходило в древности в Иудее, повторяется на новом витке истории. Люди, как замечает Воланд, не изменились: «…они – люди как люди…. В общем, напоминают прежних…квартирный вопрос только испортил их…». Также подвергаются гонениям пророки (теперь художники, которые мыслят не стандартно), люди в большинстве своем заняты повседневными мелочами, и им нет дела до великих прозрений. Так же процветают посредственности (Берлиоз, Лиходеев и им подобные) и предатели, ведь предательство Алоизия Могарыча сродни предательству Иуды. Право выбора (как поступить) всегда остаётся за человеком.

«Тема творчества и ее решение в романе»

Главный герой не Воланд, а Мастер и Маргарита. История их жизни – в центре внимания Булгакова. Идея любви, дающей силы, стимулирующей творчество, спасающей, необычайно важна для Булгакова. Булгаков, создавая образ Мастера, не дает ему имени. В нем главное – талант, его прозрение, он описал события далекого прошлого так, как это было на самом деле..«О, как я угадал! О, как я все угадал!» - восклицает он. Главное его назначение – творчество. В романе просматривается сходство в судьбе Мастера и Иешуа. Каждый из них является носителем неофициальной идеи, неофициальной веры, каждый из них не понят окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения, обоих предают ради ничтожной выгоды, убивают (Иешуа распят на кресте, Мастер морально сломлен), оба одиноки (лишь Левий Матвей рядом с Га – Ноцри, Маргарита с Мастером. Это их право выбора). Право выбора (как поступить) всегда остаётся за человеком.

И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.

Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.

Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?

– Да, да, – стонал и всхлипывал во сне Пилат.

Разумеется, погубит. Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!

– Мы теперь будем всегда вместе, – говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем. – Раз один – то, значит, тут же и другой! Помянут меня, – сейчас же помянут и тебя! Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя – сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.

– Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат. И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.

Проблемы:

- трусости;

- конфликта власти и человека;

- несвободы правителей в принятии решения;

- нравственного выбора;

- тяжести вины от содеянного;

- совести;

- раскаяния;

- истинности мыслей и поведения человека в его сне;

- добра и зла;

- прощения;

- что делает равными социально-неравных людей;

- в чем сила добра;

- изменение одного человека под влиянием другого;

- спасения души;

- духовного прозрения;

- миссия христианской веры

 

Главная проблема – проблема трусости.

Трусость - это самый страшный порок.

Кто делает выбор: послать Иешуа на казнь? (чиновник-человек)

За кем остаётся право выбора: говорить истину прокуратору или солгать? (за человеком)

Кто заставил Иуду пойти на предательство? (женщина- человек)

Решение стать ведьмой принимает …(женщина - человек)

Кто говорит заведомую ложь Ивану Бездомному? (чиновник-человек)

Кто принимает решение получить бесплатные наряды в сеансе…?(люди)

На все эти вопросы можно ответить одним словом - человек, ибо право выбора остаётся всегда за ним. М.А.Булгаков утверждает, что на трусость и раскаяние, свободу и несвободу, веру и безверие, творчество и любовь, добро и зло способен только человек. Именно он (человек) создаёт проблемы и сам же их преодолевает. Вступая во взрослую жизнь, помните об этом: старайтесь разрешать трудные задачи, поставленные перед вами жизнью..Ведь право выбора остаётся за вами!

Домашнее задание

1. Индивидуальные задания

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: