ИМЕНА И АТРИБУТЫ АЛЛАХА В СУННЕ




АЛЬ-АКИДА АЛЬ-УАСИТИЯ

Ибн Таймия

 

Причина, по которой было написано данное кредо веры:

Ибн Таймийя сказал: «Шафи′итский судья из Уасита (в Ираке), чье имя Радийя ад-Дин аль-Уасити, посетил меня по пути на Хадж (паломничество). Этот шейх был человеком добродетели и веры. Он посетовал мне на положение народа в этой стране (т.е., Ираке), находящейся под татаро-монгольским правлением, на невежество, несправедливость и утрату веры и знания.

Он попросил меня написать ′Акиду (вероубеждение) для него и его семьи. Но я был склонен сказать: «Множество вероубеждений уже написаны». И сослался на ученых Сунны. Однако он настаивал на своей просьбе, говоря: «Я не хочу другого вероубеждения, кроме написанного тобой». Так я написал это для него, в течение второй половины дня.

Множество его копий было распространено в Египте, Ираке и других провинциях. (Маджму′ Фатауа Ибн Таймия, VIII, стр.164)

 

АЛЬ-АКИДА АЛЬ-УАСИТИЯ

Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного

Вся хвала принадлежит Аллаху, Который направил Своего посланника с руководством и религией истины (т.е., Ислам), чтобы сделать ее обязательной для всех религий. Аллах – лучший из свидетелей, и я свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, и что у Него нет сотоварищей; я признаю и верую в единственность Аллаха. И свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник; да благословит Аллах его, его семью и его сподвижников.

Такова вера спасенной общины, которая останется побеждающей до Дня Суда, людей Сунны и Джама′а (т.е., вера в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, воскрешение после смерти, вера в Божественное предписание (кадар), счастливое ли оно или несчастливое).

Частью веры в Аллаха есть вера в то, как Он описал Себя в Своей Книге (Кор'ане), и как Его посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, описывал Его. Верить без искажения или отрицания и без сомнения или придания формы; это и есть вера в Аллаха, Всевышнего:

«Нет ничего подобного Ему; Он — Всеслышащий, Всевидящий» (аш-Шура 42/11).

Не отрицай то, как Он описал Себя; не изменяй слова в их контексте; не отрицай имен Аллаха и Его Знамений; не сравнивай Его Атрибуты со свойствами Его творений, потому что Аллах, Возвышенный, не имеет подобия – никто не сравнится с Ним; нет никого, равного Ему; Возвышенный, Великий не может быть измерен Своими творениями; на самом деле, Он лучше всех знает Себя и остальных; Он Истинный; и слово Его торжествует над речью Его созданий.

Более того, Его посланники истинны, и потому говорят истину. Она противоположна речам тех, кто говорит о Нем то, о чем у них нет знания. И об этом Возвышенный, Великий сказал:

«Хвала же Господу твоему, Господу Величия, превыше Он того, что они (многобожники) приписывают (Ему). И мир посланникам. И Хвала Аллаху, Господу миров» (aс-Саффат 37/180-182).

Он восславил Себя от того, что противники посланников говорили о Нем; и приветствовал посланников, ведь то, что они говорили, свободно от недостатков.

Он (Хвала Ему) сочетал в Своем описании то, что находится между отрицанием и утверждением[10]. Следовательно, люди Сунны и Джама’а не должны отклоняться от того, что принесли посланники; поистине, это правильный путь, путь тех, кого Аллах одарил Своей милостью, путь пророков, святых, мучеников, и праведных людей.

 

ИМЕНА И АТРИБУТЫАЛЛАХА В КОР′АНЕ

Глава первая

Нижеследующее включает то, как Аллах описывает Себя в Суре аль-Ихлас, (Сура 112), что равна одной трети Кор'ана, где Он говорит:

«Скажи: Он – Аллах – един, Аллах, Вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один».

И Он описал Себя в величайшем айяте (стихе) Своей Книги (т.е., Aйят аль-Курси):

«Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его Знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его (курси) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их; поистине, Он – Высокий, Великий!» (aль-Бакара 2/255).

Таким образом, Аллах защищает каждого, кто читает этот Aйят ночью, и ни один шайтан не может приблизиться к нему до утра. Аллах также сказал:

«И полагайся на Живого, Который не умирает» (аль-Фуркан 25/58).

И Он, Прославляемый, сказал:

«Он – Первый (аль-Авваль) и Последний (аль-Ахир), Явный (аз-Захир) и Тайный (аль-Батин); и Он о каждой вещи знающ» (аль-Хадид 57/3).

Знание:

"Он знает, что входит в землю и что выходит из нее; что нисходит с неба и поднимается на него. Он – Милостивый, Прощающий!" (Саба' 34/2)

"У Него – ключи тайного (мафатих аль-гайб); знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы (записано) в книге ясной" (аль-Ан'ам 6/59).

Он сказал:

"И носит самка и слагает только с Его ведома" (Фатир 35/11).

И Он сказал:

"Чтобы вы знали, что Аллах над всеми мощен, и что Аллах все объемлет знанием" (ат-Талак 65/12).

Мощь:

И Он сказал:

"Ведь Аллах – податель надела, Обладатель Силы, Мощный" (аз-Зарийят 51/58).

Зрение, Слух:

И Он сказал:

"Нет ничего, подобного Ему; Он – Слышащий, Видящий" (аш-Шура 42/11).

И Он сказал:

"Ведь Аллах – как прекрасно то, чем Он нас увещевает! Ведь Аллах – Слышащий, Видящий!"(ан-Нисса' 4/58).

Воля:

И Он сказал:

"И если бы ты, когда вошел в свой сад, сказал: Такова воля Аллаха, нет мощи, кроме как с Аллахом" (аль-Кахф 18/39).

И Он сказал:

"Если бы Аллах захотел, то не сражались бы те, кто был после них, после того, как пришли к ним ясные знамения. Но они разошлись, и среди них были такие, что уверовали, и такие, что не верили. А если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы, но Аллах делает то, что пожелает" (аль-Бакара 2/253).

И Он сказал:

"Дозволено вам всякое животное из скота (для пищи), кроме того, о чем читается вам, без дозволения для вас охоты, когда вы в паломничестве. Поистине, Аллах решает то, что захочет"(аль-Ма'ида 5/1).

И Он сказал:

"Кого пожелает Аллах вести прямо, расширяет тому сердце для Ислама; а кого пожелает сбить с пути, делает сердце его узким, тесным, как будто бы он поднимается на небо" (аль-Ан'ам 6/125).

Любовь:

Он сказал:

"И благодетельствуйте; поистине, Аллах любит добродеющих" (аль-Бакара 2/195).

И Он сказал:

"Будьте беспристрастны; ведь Аллах любит беспристрастных" (аль-Худжурат 49/9).

И Он сказал:

"И пока они прямы по отношению к вам, будьте и вы прямы к ним; ведь Аллах любит богобоязненных" (ат-Тауба 9/7).

И Он сказал:

"Поистине, Аллах любит обращающихся и любит очищающихся" (аль-Бакара 2/222).

И Он сказал:

"Скажи, [о Мухаммад, людям]: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной; будет любить вас тогда Аллах" (аль-'Имран 3/31).

И Он сказал:

"Аллах приведет людей, которых Он любит, и которые любят Его" (аль-Ма'ида 5/54).

И Он сказал:

"Поистине, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, как будто бы они – плотное здание" (ас-Сафф 61/4).

И Он сказал:

"Он Прощающий, Любящий" (аль-Бурудж 85/14).

Милосердие:

И Он сказал:

"Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного".

Он сказал:

"Господь наш! Ты объемлешь все Своей милостью и ведением" (аль-Му'мин 40/7).

И Он сказал:

"Он милостив к верующим" (аль-Ахзаб 33/43).

И Он сказал:

"Милость Моя объемлет всякую вещь" (аль-A'раф 7/156).

И Он сказал:

"Начертал Господь ваш Самому Себе Милость" (аль-Aн'ам 6/54).

И Он сказал:

"Он Прощающий, Милостивый" (Юнус 10/107).

И Он сказал:

"Аллах – лучше, [чем любой из вас] как хранитель, Он Милостивейший из милостивых" (Юсуф 12/64).

Довольство и Гнев:

Он сказал:

"Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом" (аль-Ма'ида 5/119).

И Он сказал:

"А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему – геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание"(ан-Нисса' 4/93).

И Он сказал:

"Это – за то, что они последовали за тем, что разгневало Аллаха, и ненавистно было им Его благоволение" (Мухаммад 47/28).

И Он сказал:

"А когда они Нас прогневали, Мы наказали их" (аз-Захруф 43/55).

И Он сказал:

"Но возненавидел Аллах их отправление и задержал их" (ат-Тауба 9/46).

И Он сказал:

"Велика ненависть у Аллаха за то, что вы говорите то, чего не делаете" (ас-Сафф 61/3)..

Приход:

Он сказал:

"Неужели они ждут только, чтобы пришли к ним Аллах в сени облаков и ангелы? Тогда дело уже будет решено" (аль-Бакара 2/210).

И Он сказал:

"Разве они ждут, что придут к ним ангелы? Или придет твой Господь [Сам]? Или придет какое-нибудь Знамение от Господа твоего? Этот День Знамений от Господа твоего придет" (аль-Ан'ам 6/158).

И Он сказал:

"Так нет! Когда будет распростерта земля плоско, и придет твой Господь и ангелы рядами"(аль-Фаджр 89/21-22).

И Он сказал:

"И в тот день, когда расколется небо с облаками, и низведены будут ангелы" (аль-Фуркан 25/25).

Лицо и Рука:

Он сказал:

"И остается лик твоего Господа со Славой и Достоинством" (ар-Рахман 55/27).

И Он сказал:

"Всякая вещь гибнет, кроме Его Лика" (аль-Касас 28/88).

И Он сказал:

"Что удержало тебя (Иблис) от поклонения тому, что Я создал Своими Руками?" (Сад 38/75).

И Он сказал:

"И сказали иудеи: "Рука Аллаха привязана!" У них руки связаны, и прокляты они за то, что говорили. Нет, Руки у Него распростерты; расходует Он, как желает" (аль-Ма'ида 5/64).

Глаза:

Он сказал:

"Ожидай терпеливо решения Господа твоего, [О Мухаммад], ведь ты на Наших Глазах" (ат-Тур 52/48).

И Он сказал:

"И понесли Мы его [Нуха] на [ковчеге], сделанном из досок и гвоздей, чтобы плыла она на Наших Глазах, в воздаяние тому, кого они отвергли" (аль-Камар 54/13-14).

И Он сказал:

"Я устремил на тебя [Муса] Мою Любовь, чтобы ты был выращен на Моих Глазах" (Та Ха 20/39).

Слух:

Он сказал:

"Услышал Аллах слова той, которая препиралась с тобой [О Мухаммад] о своем муже и жаловалась Аллаху, а Аллах слышал вашу беседу: ведь Аллах – Слышащий, Видящий" (аль-Муджадала 58/1).

И Он сказал:

"Слышал Аллах речи тех [иудеев], которые говорили: "Ведь Аллах беден, а мы богаты" (Аль 'Имран 3/181).

И Он сказал:

"Или думают они, что Мы не слышим их тайны и переговоры? Да [Мы слышим], и посланцы Наши у них записывают" (аз-Захруф 43/80).

Зрение и Слух:

Он сказал:

"Не бойтесь, [Муса и Харун], Я с вами, слушаю и вижу" (Та Ха 20/46).

И Он сказал:

"Разве не знал он, что Аллах видит?" (аль-'Аляк 96/14).

И Он сказал:

"Который видит тебя, когда ты встаешь [на молитву]? И [видит], как обращаешься среди поклоняющихся? Ведь Он – Слышащий, Знающий" (аш-Шу'ара' 26/218-220).

И Он сказал:

"Скажи [им]: Действуйте, и увидит ваше дело Аллах и посланник Его, и верующие" (ат-Тауба 9/105).

Сила в замысле:

Он сказал:

"А ведь в Могуществе Своем Он быстр и силен" (ар-Ра'д 13/13).

И Он сказал:

" И хитрили они [неверующие] и хитрил Аллах, а Аллах – лучший из хитрецов" (Аль-'Имран 3/54).

И Он сказал:

" Они замышляли хитрость, и Мы замышляли хитрость, а они и не знали" (ан-Намль 27/50).

И Он сказал:

"Ведь они замышляют хитрость [против тебя, о Мухаммад], и Я замышляю хитрость [против них]" (ат-Тарик 86/15-16).

Прощение:

Он сказал:

"Если вы обнаружите или скроете его, или простите зло, то, поистине, Аллах – Прощающий, Мощный" (ан-Нисса' 4/149).

И Он сказал:

"Пусть они прощают и извиняют. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вам? Поистине, Аллах – Прощающий, Милосердный" (ан-Нур 24/22).

Величие:

Он сказал:

"У Аллаха величие, и у Его посланника" (аль-Мунафикун 63/8).

И Он сказал об Иблисе (шайтане):

"[Иблис] сказал: Клянусь же Твоим Величием, я собью их всех с пути" (Сад 38/82).

И Он сказал:

"Благословенно Имя Господа твоего, обладателя Славы и Почета" (ар-Рахман 55/78).

Единственность:

Он сказал:

"Поклоняйся же Ему и будь терпелив в поклонении Ему; Разве ты знаешь Ему соименного?"(Мариам 19/65)

И Он сказал:

"Никто не равен Ему" (аль-Ихлас 112/4)

И Он сказал:

"Не предавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете [Истину]" (аль-Бакара 2/22)

И Он сказал:

"А среди людей есть такие, которые берут [идолов как] равных Аллаху; они любят их, как [надлежит] любить Аллаха [только], но те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха" (аль-Бакара 2/165).

И Он сказал:

"И скажи: "Хвала Аллаху, Который не брал Себе детей, и не было у Него сотоварища в царстве, и не было у Него защитника от унижения!" И величай Его величанием!" (аль-Исра' 17/111)..

И Он сказал:

"Восхваляет Аллаха то, что в небесах и то, что на земле; Ему принадлежит власть; Ему - слава; Он над всякой вещью мощен" (ат-Тагабун 64/1).

И Он сказал:

"Благословен Тот, Который послал Различение [аль-Фуркан] Своему рабу [Мухаммаду],чтобы он стал для миров проповедником. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и не брал Он Себе ребенка; и не было у Него сотоварища во власти. Он создал всякую вещь и размерил ее мерой" (аль-Фуркан 25/1-2).

И Он сказал:

"Аллах не брал Себе никакого сына, и не было с ним никакого божества. Иначе каждый бог унес бы то, что он сотворил, и одни из них возносились бы над другими. Хвала Аллаху, превыше он того, что они Ему приписывают, ведающему сокровенное и наличное; превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!" (аль-Му'минун 23/91-92).

И Он сказал:

"Не приводите Аллаху притч. Поистине, Аллах знает, а вы не знаете" (ан-Нахль 16/74).

И Он сказал:

"Скажи: Господь мой запретил только мерзости, явные из них и скрытые, грех и злодеяние без права, и чтобы вы придавали Аллаху в сотоварищи то, о чем Он не низвел власти, и чтобы говорили против Аллаха то, о чем у вас нет знания" (аль-А'раф 7/33).

Утверждение на Троне:

(Аль-Истива' А'ля Аль-'Арш)

Он сказал:

" Милосердный – Он утвердился на Троне (аль-Арш)" и "Потом Он взошел на Трон".

Аллах повторил эту тему шесть раз в Кор'ане.

Он сказал:

"Поистине, Господь ваш – Аллах, Который создал небеса и землю в шесть дней, а потом утвердился на Троне" (аль-А'раф 7/54).

И Он сказал:

"Истинно! Господь ваш – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, потом утвердился на Троне" (Юнус 10/3)

И Он сказал:

"Аллах – тот, Кто воздвиг небеса без опор, которые бы видели, потом утвердился на Троне"(ар-Ра'д 13/2).

И Он сказал:

"Милосердный – Он утвердился на Троне" (Та Ха 20/5).

И Он сказал:

"Потом утвердился на Троне - Милосердный" (аль-Фуркан 25/59)

И Он сказал:

"Аллах сотворил небеса и землю и то, что между ними, в шесть дней, потом утвердился на Троне" (ас-Саджда 32/4).

И Он сказал:

"Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю в шесть дней, потом утвердился на Троне" (аль-Хадид 57/4)

Величие:

И Он сказал:

"Вот сказал Аллах: 'О Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя ко Мне" (Аль'Имран 3/55).

И Он сказал:

"Нет, Аллах вознес его к Себе; ведь Аллах Велик, Мудр" (Ан-Нисса' 4/158).

И Он сказал:

"К Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает" (Фатир 35/10).

И Он сказал:

"И сказал Фираун: О Хаман! Выстрой мне башню, может быть, я дойду до путей – путей в небеса, и поднимусь к Богу Мусы; я ведь думаю, что он [Муса] лжец " (Гафир 40/36-37).

И Он сказал:

"Обезопашены ли вы от Того, Кто в небе, что Он не заставит землю поглотить вас? И вот она движется. Обезопашены ли вы от Того, Кто в небе, что Он нашлет на вас вихрь, и камни с неба? И узнаете вы, каково Мое увещание" (аль-Мульк 67/16-17).

И Он сказал:

"Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю в шесть дней, потом утвердился на Троне; Он знает, что входит в землю и что выходит из нее, что нисходит с неба и что поднимается там. И Он – с вами, где бы вы ни были. Аллах видит то, что вы делаете!" (аль-Хадид 57/4).

Вездесущность:

И Он сказал:

"Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым, или пяти, чтобы Он не был шестым; и меньше, чем это, и больше, без того, чтобы Он не был с ними, где бы ни были они. Потом Он сообщит им, что они делали, в День Воскресения: ведь Аллах о всякой вещи знающ!"(аль-Муджадала 58/7).

И Он сказал, обращаясь к Aбу Бакру, находившемуся в пещере во время Хиджры:

"Не печалься, ведь Аллах – с нами" (ат-Тауба 9/40).

И Он сказал:

"Не бойтесь, Я с вами, слушаю и вижу" (Та Ха 20/46).

И Он сказал:

"Поистине, Аллах – с теми, которые боятся, и теми, которые делают добро" (ан-Нахль 16/128)

И Он сказал:

"Терпите: ведь Аллах с терпеливыми" (аль-Анфаль 8/46).

И Он сказал:

"Сколько небольших отрядов победило отряд многочисленный с дозволения Аллаха! Поистине, Аллах – с терпеливыми" (аль-Бакара 2/249).

Речь:

Он сказал:

"А кто правдивее Аллаха в рассказе (Хадисе)?" (ан-Нисса' 4/87).

И Он сказал:

"А кто правдивее Аллаха в речах (Киль)?" (ан-Нисса' 4/122).

И Он сказал:

"И вот Аллах сказал (кала): О Иса, сын Мариам!" (аль-Ма'ида 5/116).

И Он сказал:

"И завершилось Слово (калимату) Господа твоего по Истине и Справедливости" (аль-Ан'ам 6/115).

И Он сказал:

"А Аллах говорил (каллама) прямым разговором" (ан-Нисса' 4/164).

И Он сказал:

"Из них (посланников) были такие, с которыми говорил (каллама) Аллах" (аль-Бакара 2/253).

И Он сказал:

"И когда пришел Муса к назначенному Нами сроку, и беседовал (каллама) с ним Господь"(аль-А'раф 7/143).

И Он сказал, обращаясь к Mусе:

"И воззвали Мы к нему (надаинаху) с правой стороны [горы] ат-Тур и приблизили его для тайной беседы" (Мариам 19/52).

И Он сказал:

" И воззвал (нада) твой Господь к Мусе: Иди к народу тиранящему" (аш-Шу'ара' 26/10).

И Он сказал:

"И воззвал к ним (надахума) [Адаму и Хаува'] их Господь: Разве Я не запрещал вам это дерево и не говорил вам (ва-акуль), что Сатана для вас – явный враг?" (аль-А'раф 7/22).

И Он сказал:

"И в тот день воззовет Он к ним (йунадихим) и скажет: Где Мои сотоварищи, которых вы измышляли?" (аль-Касас 28/62).

И Он сказал:

"И в тот день воззовет Он к ним (йунадихим и) и скажет: Что вы ответили посланным?"(аль-Касас 28/65).

И Он сказал:

"А если кто-нибудь из многобожников просил у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит Слово (калам) Аллаха" (ат-Тауба 9/6).

И Он сказал:

"Партия из них слушала Слово (калам) Аллаха, а потом искажала его, после того как уразумели, хотя сами и знали" (аль-Бакара 2/75).

И Он сказал:

"Они желают переменить Слово Аллаха (калам). Скажи: Вы никогда не последуете за нами. Так сказал вам Аллах (кала) раньше" (аль-Фатх 48/15).

И Он сказал:

"И прочитай то из Книги Господа твоего, что открыто тебе; нет меняющего Его Слова (калиматихи)" (аль-Кахф 18/27).

И Он сказал:

"Поистине, этот Кор'ан повествует (йaкуссу) сынам Исраила большую часть того, о чем они расходятся" (ан-Намль 27/76).

И Он сказал:

"И это – Книга Благословенная (китабун мубаракун), которую Мы ниспослали тебе" (аль-Ан'ам 6/92).

И Он сказал:

"Если бы Мы низвели Кор′ан на гору, ты бы увидел ее смиренно расколовшейся от страха пред Аллахом" (аль-Хашр 59/21).

И Он сказал:

"А когда Мы заменяем одно знамение (айят) другим, - ведь Аллах лучше знает, что Он ниспосылает, - они говорят: Ты – только измыслитель! Да, большинство их не знает. Скажи: Ниспослал его (Кор'ан) дух святой (т.е., Джибраил) от Господа твоего во Истине, чтобы утвердить тех, которые уверовали, на прямой путь и радостную весть для мусульман. Мы знаем,что они говорят: Ведь его учит только человек. Язык того, на которого они указывают, иноземный, а это – язык арабский, ясный" (ан-Нахль 16/101-103).

Вид Аллаха:

Он сказал:

"Лица одних в тот День будут сиять (в чистоте и красоте), и взирать на Господа своего"(аль-Кийама 75/22-23).

И Он сказал:

"(Возлежа) на ложах и созерцая (своего Господа)" (аль-Мутаффифин 83/35).

И Он сказал:

"Те, которые добродеяли, - доброе (вознаграждение) и придача * (кроме этого) " (Юнус 10/26).

И Он сказал:

"Им – то, что они пожелают там; и у Нас – добавка" (Каф 50/35).

И в Кор'ане много айятов, которые относятся к этой теме; кто тщательно изучает Кор'ан в поисках руководства от него, тому ясна дорога истины.

*Согласно некоторым толкованиям: "Они увидят Лик Аллаха".

 

ИМЕНА И АТРИБУТЫАЛЛАХА В СУННЕ

Глава вторая

Сунна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, толкует Кор'ан и разъясняет его, и ведет к нему, и выражает его значение. Мы должны принимать и верить в правильныйАхадис, в котором посланник, да благословит его Аллах и приветствует, описал своего Господа, Всемогущего, Возвышенного, например, как в этом хадисе:

"Наш Господь в последнюю треть каждой ночи нисходит на нижнее небо, и говорит: 'Есть ли кто-нибудь, кто взывает ко Мне, чтобы Я мог ответить ему? Есть ли кто-нибудь, кто просит Меня о том, что Я могу дать ему? Есть ли кто-нибудь, кто просит Моего Прощения, чтобы Я мог простить его?" (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом).

И хадис:

"Истинно, Аллах более доволен покаянием Его раба (поклоняющегося), чем любой из вас, когда находит потерянного верхового верблюда" (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом).

И хадис:

"Аллах улыбнется двум, которые убьют друг друга, но оба войдут в Рай" (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом).

И хадис:

"Аллах удивляется отчаянию Своих созданий ('ибад), тогда как изменение их положения от плохого к хорошему совсем рядом; Он смотрит на вас, а вы в отчаянии, и Он смеется, потому что знает, что ваше облегчение очень близко" (Это хороший иснад; передан Ахмадом Ибн Ханбалом и др.)

И хадис:

"(В День Суда), когда неверующие будут брошены в Ад, Ад попросит еще и так до тех пор, пока Господь Всемогущий не поставит Свою Ногу на него; тогда он сложится и скажет: «Хватит, хватит!' " (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом).

И хадис:

"Аллах, Возвышенный скажет: 'Адам!' И Адам ответит: 'Здесь я, Твой слуга!' Тогда голос позовет: 'Истинно! Аллах приказывает тебе послать представителя из твоего потомства в Ад' ". (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом).

И хадис:

"Аллах будет говорить с каждым человеком прямо, без посредника между ними" (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом).

И слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует, о лечении болезни:

"Наш Господь, Аллах, Кто на небесах, да святится Имя Твое, Твой закон на небесах и на земле; как Твоя Милость на небесах, так соверши Свою Милость на земле. Прости нам наши ошибки и грехи. Ты Господь всех добрых людей, одари нас из Своей Милости, и облегчи Своим лекарством боль, чтобы больной излечился" (Иснад этого хадиса хороший, изложен Абу Даудом и др.).

И хадис:

"Вы не доверяете мне, тогда как мне доверяет Тот, Кто на небесах?" (Правильный хадис; изложен Аль-Бухари и Муслимом).

И хадис:

"Трон – над водой, и Аллах – на Троне; Он знает, что вам предстоит" (Хороший хадис, изложен Абу Даудом и др.)

И слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует, рабыне:

"Где Аллах?" И она ответила: "На небесах". И он спросил: "Кто я?" И она сказала: "Ты – посланник Аллаха". И он сказал: "Отпустите ее на волю; она - верующая" (Муслим).

И хадис:

"Когда кто-либо из вас встает на молитву, вы не должны плевать ни перед собой, ни на правую сторону от себя, потому что Аллах впереди вас; но можно сплюнуть налево, или под ноги" (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом).

И хадис:

"Господи! Господь Семи Небес и Господь великого Трона, наш Господь и Господь всего, Создатель растений и деревьев, Ниспославший Тауру (Ветхий Завет), Инджиль (Новый Завет) и Кор'ан: прибегаю к Тебе от зла в самом себе и зла всех созданий; Ты – Первый, и Ничего не было перед Тобой. Ты - последний; и Ничего не будет после Тебя. Ты - Видимый; и нет ничего над Тобой. Ты - Скрытый; и нет ничего под Тобой. Избавь нас от долгов и удержи от меня бедность" (Муслим).

И слова (посланника, да благословит его Аллах и приветствует), когда его товарищи возвышали свои голоса в воззвании (зикре):

"О люди, удержитесь. Ведь вы зовете не глухого или отсутствующего; вы взываете к Слышащему, Который очень близок к вам; Тот, Кого вы зовете, ближе к любому из вас, ближе, чем даже шея вашего ездового верблюда" (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом).

И слова (посланника, да благословит его Аллах и приветствует):

"Вы увидите вашего Господа также, как сейчас вы видите полную луну; ничто не помешает вам смотреть на Него; и если вы способны соблюдать намаз на рассвете и полуденный намаз, делайте это" (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом).

И много больше из этих ахадисов, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывает о своем Господе так, как он рассказывает.

Спасенная группа (aль-фиркаа ан-наджийя), люди Сунны и Уммы посланника, да благословит егоАллах и приветствует, верят в это, как они верят в то, что Аллах открыл в Своей Драгоценной Книге (т.е.,Кор'ане); (они верят) не искажая и не спрашивая "как" (такийф) и не придавая формы (тамзиль); лучше сказать, они заключают в себе ядро Уммы (мусульманские народы), как и ′Умма представляет собой сердцевину всех народов.

Относительно атрибутов Аллаха, Достохвального, Возвышенного, они есть середина между отрицающими Джахмиa, и теми, кто придает форму и создают подобия (aхль ат-тамзиль аль-мушаббиха); и они есть середина между Кадарийа и Джабрийа в том, что касается [действий Аллаха Всевышнего], и между Мурджи'а и Вa'идийа из кадаритов и др. не касаясь [угроз Aллаха], и между Харурийа и Mу'тазила, и между Mурджи'а и Джахмийа в том, что касается [названий веры и религии], и между Равафид и Хаваридж в том, что касается (сподвижников посланника, да благословит его Аллах и приветствует).

Аллах возвышен над всеми

То, что мы упоминали о вере в Аллаха, включает веру в то, что Аллах открыл в Своей Книге (Кор′ане), и что продолжительное время сообщалось от Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и с чем первое поколение Уммы единогласно соглашалось: что Аллах, Достохвальный, над небесами на Его Троне, возвышен над Своими созданиями, и что Он, Прославляемый, с ними, где бы они не находились и знает все, что они делают. Он подытожил это Своими словами:

"Он – тот, кто сотворил небеса и землю в шесть дней, потом утвердился на Троне; Он знает, что входит в землю и что выходит из нее, что нисходит с неба и что поднимается там. И Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит то, что вы делаете!" (aль-Хадид 57/4).

Его слова: "Он с вами" не означают, что Он смешан со Своими созданиями: язык не указывает на это и это против того, с чем было согласно первое поколение Уммы, и противоречит созданию Аллахом всех вещей; например, луна – одна из знамений Аллаха, обнаруживается среди небольших Его созданий; она находится на небе, где одновременно сопровождает и того, кто в пути, и того, кто остался дома, где бы они ни были; и Он, Достохвальный, на Троне, наблюдает за Своими созданиями, управляет ими. И так и с другими Знамениями Его Господства.

Все, что Аллах Прославляемый говорит – это то, что Он находится на Троне (aль-'Aрш), и что Он находится с нами – истина, которая сама не подтверждает искажений, но должна быть защищена от фальшивых предположений, таких как мысль о том, что очевидное значение Его слов "На Небесах" означает, что небеса содержат Его. А это неверно, согласно единому мнению всех людей знания и веры.

"Поистине, Трон (Kурси) Его объемлет небеса и землю, и Он держит небеса и землю, чтобы они не исчезли, и Он держит небеса, чтобы они не упали на землю, не иначе как с Его Позволения".

"Из Его знамений – что стоит небо и земля по Его повелению" (ар-Рум 30/25).

Близость Аллаха к Его 'Ибаду

Входит в это вера в то, что Он близок к Своим созданиям, отвечая им, как сказал Он Своими словами:

"А когда спрашивают тебя рабы (поклоняющиеся) Мои обо Мне, (скажи, что) Я близок, отвечу призыву зовущего, когда он позовет Меня" (аль-Бакара 2/186).

И посланник, да благословит его Аллах и приветствует, говорил своим товарищам, когда они повышали свои голоса, взывая к Аллаху:

"О люди! Удержитесь, Ведь вы зовете не глухого или отсутствующего, Тот, Кого вы зовете, ближе к любому из вас, чем шея вашего ездового верблюда".

Что было открыто в Книге (т.е.,Кор'ане) и в Сунне – о Его Близости и Его Постоянном Сопутствовании – не противоречит тому, что было сказано о Его Возвышенности и Величии. Поистине, Хвала Ему, нет никого, подобного Ему во всех Его Атрибутах, И высок Он в Своей Близости, и близок в Своей Возвышенности.

Кор'ан – Слово Аллаха

Частью веры в Аллаха и Его Книги является вера в то, что Кор'ан есть Слово Аллаха ниспосланное, не сочиненное, что в Нем его источник и к Нему его возвращение, что Аллах истинно произнес его, что этот Кор'ан, который Он открыл Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, есть истинное Слово Аллаха, а не слово кого-либо другого, и недопустимо говорить о нем, что это пересказ Слова Аллаха или толкование его. И если люди прочтут его или запишут его в книгах, то это не означает, что оно не истинное Слово Аллаха Всевышнего, так как речь есть принадлежность того, кто произнес ее первый, а не того, кто пересказал ее. Это Слово Аллаха, его (т.е., Слова) буквы и его смысл. Слово Аллаха не только слова, без смысла, и не только смысл, без слов.

Лицезрение Аллаха в День Суда

То, что мы отнесли к вере в Него, в Его Книги и в Его посланников, включает также веру в то, что те, кто верит, увидят Его своими собственными глазами, точно так же, как видят они солнце в ясный день, точно так же, как видят они полную луну без помех, они увидят Его, Достохвального, когда будут на Суде; и еще увидят они Его, уже войдя в Рай. Такова воля Аллаха Всевышнего, Прославляемого.

 

ВЕРА В ЖИЗНЬ БУДУЩУЮ

Глава третья

Испытания в могиле и Воскрешение

Вера в Последний День есть вера во все то, что посланник, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал о том, что случится после смерти, вера в суд могилы, в наказание могилы и удовольствие могилы.

Что касается суда, то люди будут испытаны в их могилах. Каждый будет спрошен: "Кто твой Бог? Какая твоя религия? Кто твой пророк?" Аллах утвердит верующих правильными словами в их жизни и в жизни будущей, поэтому верующие скажут: "Аллах мой Господь, Ислам моя религия, и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, мой пророк".

А сомневающиеся скажут: "Что? Что? Я не знаю. Я слышал, как люди говорили что-то, и я говорил это". Тогда его будут бить железным бруском, пока он не издаст громкий крик, который услышат все, кроме людей, потому что если они услышат его, то лишатся сознания.

Этот суд будет продолжаться, воздавая удовольствие или наказание, пока не произойдет Великое Воскрешение (aль-Кийяма aль-Кубра). Души будут возвращены в их тела, и Воскрешение, о котором Аллах рассказал в Своей Книге (Кор'ане) и через Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и в который все мусульмане верят, случится. Люди, обнаженные, босиком, необрезанные, поднимутся из своих могил, обращенные к Господу Мироздания, и солнце приблизиться к ним, и зальются они собственным потом. Затем будут установлены весы, и людские деяния будут взвешены.

"И у кого тяжелы будут его весы (с добрыми деяниями) – те счастливые, а у кого легки его весы (с недостатком добрых деяний), в Геенне пребудут вечно" (аль-Му'минун 23/102-103).

Записи людских деяний

Будут распределены книги – записи людских деяний. Некоторые получат их в правую руку, другие – в левую руку или со спины.

Потому что Достохвальный, Возвышенный сказал:

"Каждый человек ответственен за его [или ее] деяния. В День Воскресения Мы выведем для него книгу, которую он встретит разверстой. (Ему будет приказано): Прочти свою книгу! Довольно для тебя в самом себе счетчика!" (аль-Исра' 17/13-14).

Аллах напомнит людям об их деяниях, лично будет разговаривать с Его верным рабом(поклоняющимся) и напомнит ему о его ошибках. Так это описано в Книге (Кор'ане) и в Сунне.

Что касается неверующих, им не напомнят так, как тем, чьи добрые и плохие деяния находятся в равновесии, потому что у них не будет добрых деяний. Их (грешные) деяния будут сосчитаны, подтверждены и представлены им, и они не смогут не признать их, и будут наказаны за них.

Аль-Хауд (Водоем посланника)

Во дворе Суда находится водоем посланника (Хауд) с водой белее молока и слаще меда, и сосуды для питья так многочисленны, как звезды на небе, и длина его – месяц (в дороге), и ширина его – месяц (в дороге). Кто напьется из него, после этого никогда не будет испытывать жажду.

Ас-Сират (Мост над Адом)

Сират протянут над Адом. Это мост между Раем и Адом. Люди будут пересекать его в соответствии с их деяниями. Кто-то пересечет его, не успев глазом моргнуть; кто-то пересечет его подобно вспышке молнии; кто-то – словно ветер; некоторые пересекут его как породистая лошадь пересекает мост; некоторые – поступью ездового верблюда; некоторые пересекут его бегом, другие шагом; кто-то пресечет его ползком; и остальные будут схвачены и брошены в Ад. У моста имеются крючья, которыми будут хватать людей согласно их деяниям. Кто пройдет через них, войдет в Рай. При пересечении Сирата, они будут остановлены на мосту между Раем и Адом, чтобы рассчитаться между собой; если они очистятся, им будет разрешено войти в Рай.

Аш-Шафа'а (Ходатайство пророков)

Первым, кто постучится в ворота Рая, будет Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует; и первой Уммой, которая войдет в Рай, будет его Умма.

И он (Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует) может исполнить три ходатайства в День Воскресения:

Его первое ходатайство будет от имени тех людей, которые задержатся на суде, после того, как все пророки, Адам, Нух, Ибрахим, Муса, и Иса, сын Марйам, пропустят ходатайство, и оно дойдет до него (Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует).

Его второе ходатайство будет от имени людей Рая, с тем, чтобы они могли войти туда. Эти два ходатайства предназначены только ему.

Его третье ходатайство – от имени тех, кому предназначен Огонь. Это ходатайство (Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует), всех пророков и святых и других, чтобы они заступились за тех, кто заслужил Огонь, предотвратив их вхождение в Ад, и от имени тех, кто вошел туда, чтобы забрать их из Огня. Аллах, Всевышний, из Своего Великодушия и Милости, заберет некоторых людей из Огня без ходатайства. В Раю останется много незаполненного ме



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: