Виды рабочих записей. Источники фактических материалов.




Виды рабочих записей

План (от лат. Planum – плоскость) – первооснова, каркас любой письменной работы, определяющие последовательность изложения материала. План является наиболее краткой и поэтому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике.

Существует два способа составления планов содержания исходных источников информации. Первый из них заключается в ведении соответствующих записей по ходу чтения, за что и получил название «сквозного».

Сквозной способ наиболее пригоден для составления планов при работе с исходными источниками информации, имеющих содержание сравнительно небольшого объема. Его главное преимущество состоит в том, что одновременно с прочтением материала можно более глубоко уяснить его структуру и идейную (сюжетную) композицию. Кроме того, можно сразу же вносить уточнения в первоначальный план и, таким образом, с перелистыванием последней страницы той или иной работы получить его в окончательно сформированном виде. Недостаток способа – более низкая по сравнению с обычной скорость чтения. Кроме того, замечено, что такие планы страдают излишней детализацией содержания.

Второй способ – «обобщающий» – предполагает составление плана содержания исходного источника информации после того, как чтение завершено. Обобщающий способ наиболее пригоден, прежде всего, для изучения крупных авторских работ. У него несколько преимуществ:

1) поскольку такой план строится на результатах усвоения всего материала, то он получается кратким и точным, как бы концептуальным;

2) почти никогда он не нуждается в доработке, чему также значительно способствует владение прочитанным материалом;

3) подобный план можно составить быстрее.

Недостатком способа является то, что составление плана в этом случае как бы откладывается «на завтра».

Работа по составлению планов прочитанного способствует выработке важных методических и учебных навыков, развивает логическое мышление, помогает овладеть искусством сжатого и последовательного изложения вопроса, освещаемого в выступлении. Составление плана нельзя рассматривать в качестве пустяковой работы, хотя бы потому, что план почти всегда является составной частью большинства других видов записей прочитанного. Это в той же степени относится и к выпискам.

Выписки – небольшие фрагменты текста (предложения, абзацы, а также дословные и близкие к ним записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе смысловое содержание прочитанного.

Выписки – уже более сложная форма записей содержания исходного источника информации. По сути, это цитаты, заимствованные из источника. Они позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще – последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и хронологические сведения. Когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом, допустимо заменять цитирование изложением, близким к дословному.

Преимущества выписок хорошо знакомы читателям, работавшими с изданиями, выдаваемыми в пользование на ограниченное время – именно благодаря сделанным на бумаге заметкам и цитатам человеку впоследствии легче обратиться к творчески обработанному первоисточнику. Кроме того, выписки позволяют сэкономить время при последующем просмотре и отборе материала (который фактически уже отобран), а также средства, обычно затрачиваемые на копирование избранных листов

Как и план, выписки можно делать по ходу ознакомления с содержанием исходного источника информации или после того, как изучение завершено. Сквозной способ требует более напряженной работы мысли, но позволяет завершить подготовку выписок параллельно с чтением.

Обобщающий способ предполагает предварительную пометку в тексте фрагментов, подлежащих записи, в конечном счете позволяя подготовить выписки более качественно. В обоих случаях выписки целесообразно снабдить пометками о соответствующих номерах страниц.

Более совершенной формой творческой переработки выписок являются тезисы. Тезисы (от греч. tezos – утверждение) – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже – опровергающей) форме. Тезисы отличаются от выписок тем, что:

в тезисах более высокая степень концентрации материала;

в них отмечается преобладание выводов;

чаще всего тезисы записываются близко к оригиналу, т. е. без использования прямого цитирования.

Поэтому тезисы хороши для глубокой и всесторонней аргументации любой письменной работы, а также для подготовки выступлений на защите, докладов и пр., но это преимущество одновременно является главным недостатком тезисов: «подработанные» под конкретный вариант текста, они трудно «вживляются» в содержание другого. В зависимости от назначения тезисы могут быть основными, простыми или сложными.

Основные тезисы – близкая к дословной запись важных положений оригинального текста с небольшим добавлением обобщений, представляющих собой основу для итоговых выводов. Простые тезисы – почти дословный перечень главных (для частей оригинального текста и всего текста в целом) мыслей автора. Отличаются сравнительной краткостью и прямотой изложения. Основное предназначение – облегчить понимание сути оригинального текста. Комбинация основных и простых тезисов, в которой последние дополняют первые, представляет собой классический случай сложных тезисов. Сложные тезисы – одновременно и весьма компактный достаточно совершенный по компоновке и содержанию материал, который (в совокупности с планом и выписками) может стать первоосновой для записи первого варианта основного текста письменной работы.

Аннотация – краткое изложение основного содержания исходной информации, дающее о ней обобщенное представление. К подготовке аннотаций прибегают в случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю окончательно неясна, но о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой.

Характерными особенностями аннотации, наряду с краткостью и обобщенностью ее содержания, является то, что она составляется после ознакомления с содержанием исходного источника информации; пишется почти исключительно своими словами и не содержит в себе выдержки оригинального текста.

Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная на основе содержащихся в нем выводов. Резюме сходно с аннотацией, но в отличие от нее, текст резюме концентрирует в себе информацию не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего, выводов. Однако, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.

 

Конспект (от лат. Conspectum – обзор, описание) – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Рекомендуется следующий порядок работы над конспектом:

определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;

в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста – в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;

выполнить анализ записей и на его основе дополнить записи собственными замечаниями, соображениями, «фактурой», заимствованной из других источников;

завершить формулирование и запись выводов по каждой части оригинального текста, а также общих выводов.

Составление конспекта требует значительных затрат времени, серьезного напряжения умственных сил, внутренней сосредоточенности, усидчивости, навыков в работе с информационными источниками, но «область применения» у конспектов, благодаря качеству включенного в них материала, необычайно широка. В зависимости от способа построения включаемого материала конспекты подразделяют на текстуальные и тематические.

Текстуальные конспекты охватывают материал в рамках одного источника (даже в случае, если он состоит из нескольких самостоятельных частей – книг или томов). Порядок изложения материала в этом случае практически всегда соответствует его расположению в источнике.

Рекомендуем следующий порядок работы над текстом конспекта:

1. Чтение и обдумывание прочитанного материала.

2. Составление плана конспекта.

3. Запись отдельных положений работы в виде развернутых тезисов, включающих в себя констатации, выводы, их обоснование и, при необходимости – и соответствующие цитаты.

4. Дополнение тезисов рассуждениями, доказательствами, аналитическими выкладками и выводами.

5. Включение в содержание записей вспомогательного материала, излагаемого близко к тексту, в т. ч. фактов, примеров, цифр, ссылок, графиков, схем, таблиц, диаграмм и пр.

6. Формулирование и запись заключительных выводов.

Работу над любыми видами конспектов завершает просмотр зафиксированной информации, имеющий цель определить:

полноту выбора информации из исходного источника;

качество фиксации выбранной информации;

соответствие расположения (предварительной группировки) зафиксированной информации определенной структуре письменной работы.

Кроме того, по результатам просмотра делается вывод о необходимости внесения уточнений в список исходных источников информации.

Список источников информации

В большинстве случаев после просмотра произведенных записей у исследователя возникает необходимость внесения в первоначальный вариант списка исходных источников информации уточнений. Эти уточнения сводятся к корректировке содержания списка: исключению из него одних источников и внесению в него дополнительных, которые по разным причинам не были привлечены в качестве исходных.

Исключению из списка исходных источников информации подлежат, прежде всего, те из них, которые в процессе ведения рабочих записей не были востребованы исполнителем письменной работы. Из списка удаляются также источники, содержание которых при ближайшем ознакомлении оказалось непригодным к использованию в последующей работе – например, представляющиеся сомнительными на предмет их достоверности. Наконец, из списка вычеркиваются источники, которым уже в процессе ведения рабочих записей или после их изучения была подобрана соответствующая замена в виде более современного или полного аналога.

Дополнительные исходные источники информации включаются в список, если их пригодность к использованию в работе не вызывает сомнений у исследователя и возражений у научного руководителя. В список могут быть включены лишь те источники, местонахождение и справочные данные которых исполнителю в точности известны, если времени на выяснение указанных сведений у него в этом случае не будет.

Соответствующим образом уточненный и откорректированный вариант списка исходных источников информации в последующей работе послужит для исполнителя хороший путеводителем, способствующим организации эффективного процесса подготовки письменной работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: