Пять требований, по которым надо провести ревизию игрушек и книг
В конце учебного года и перед началом следующего проведите ревизию игрушек и книг. По каким критериям отсортировать игрушки, годные к использованию и безопасные для детей, и те, которые надо утилизировать, смотрите в статье.
Марина Степанова, заведующий лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей», д. м. н., профессор
Медсестре в конце учебного года и перед началом следующего необходимо оценить санитарное состояние и комплектацию игрушек, книг в каждой группе. Дети и воспитатели в течение года активно используют игровой материал. Из-за этого они теряют свои потребительские качества и становятся небезопасными. Отсортировать игрушки и книги на годные к дальнейшему использованию и те, которые надо утилизировать, можно по пяти критериям. Каким, узнайте далее.
Требование 1. Соответствуют возрасту детей
В каждой группе детского сада должен быть свой набор игрушек. У младших дошкольников – крупные сюжетные игрушки, у старших дошкольников – мелкие. Кроме того, в старших группах детского сада должны быть сборные игрушки и игровой материал для разнообразных сюжетно-ролевых игр, развития мелкой моторики. Об общих особенностях игрового материала для детей разных возрастов вы узнаете далее. Какие наборы должны быть в каждой возрастной группе, смотрите в специальной памятке. Нельзя использовать одни и те же игрушки для игры в помещении и на улице: для этих целей в группе должны иметься разные комплекты игрушек и игр.
► Кликните на заголовок памятки, чтобы открыть и скачать ее
Памятка для воспитателя
Скачать
В младших группах. Период с 2 до 4 лет – самый динамичный и продуктивный в жизни детей. Они готовы изучать все, что привлечет их внимание, и не всегда осознают опасность. Поэтому у игрушек для младших дошкольников не должно быть острых углов, мелких деталей, хрупких частей. Некоторые игрушки должны открываться и закрываться. Размеры фигурок животных и персонажей мультфильмов должны быть больше четырех сантиметров, чтобы их было легко брать в руки. Поверхности должны быть без зазубрин, тщательно отшлифованы. Кроме того, для игрушек, предназначенных детям младше трех лет, предусмотрены отдельные требования. О них вы узнаете далее.
Интересно
Более 80 процентов игрушек для детского сада сделаны из полимера
В средних группах. Детям 3–4 лет интереснее познавать игру глубже, изучать, как ее можно развивать, поэтому они более усидчивы. Для них самые главные игры – строительство различных домиков и фигур из кубиков или конструктора, ролевые игры с куклами и игрушками-персонажами.
В старших группах. В этой возрастной группе детям рекомендуются игры, развивающие ловкость пальцев: например, мозаики. Они развивают также внимание и умение концентрироваться на задании. Желательно иметь конструкторы и собираемые вручную игрушки с более мелкими деталями. Они вызовут интерес у детей, желание повозиться для достижения результата. Дети этого возраста любят также игрушки-предметы: посуду, игрушечные инструменты. Можно оснастить предметно-развивающую среду транспортными и музыкальными игрушками. Но нельзя использовать свистульки и дудочки: эти инструменты могут стать переносчиками инфекции.
В подготовительных к школе группах. Для детей 5–7 лет необходимы многокомпонентные наборы для сюжетно-ролевых игр. В данных возрастных группах должны быть также материалы для подготовки к школе, опытов и экспериментирования. Не забудьте о средствах для моделирования из картона и бумаги, лего-конструкторах, театральных, логических и настольных играх.
Требование 2. Имеют сертификаты, подтверждающие их безопасность
Внимание
Книг в группе должно быть столько же, сколько детей согласно списочному составу
Современные игрушки разнообразны по функциональному назначению и ассортименту материалов, используемых для их изготовления. Это дерево, резина, различные виды пластмассы, бумага, картон, фаянс, керамика, металл, ткань, кожа и ее заменители. Однако основная группа материалов, используемых для производства игрушек, – полимеры. Убедиться в том, что игрушка безопасна, можно с помощью маркировки.
Маркировка игрушек должна быть достоверной, четкой, легко читаемой, доступной для осмотра и идентификации. Это требование технического регламента таможенного союза 008/2011. Какая информация должна быть или желательна на маркировке каждой игрушки, смотрите ниже.
В зависимости от вида игрушки в содержание маркировки включают: комплектность для наборов, правила эксплуатации игрушки, способы гигиенической обработки, меры безопасности при обращении с игрушкой, предупредительные надписи, инструкцию по сборке. Орган по сертификации наносит единый знак обращения продукции на рынке государств – членов таможенного союза.
Безопасность детских книг регламентирует на территории таможенного союза технический регламент 007/2011, в котором указаны минимальные характеристики для детской продукции, чтобы она могла выйти в продажу. В ходе сертификации детских книг проводятся в том числе испытания на содержание формальдегидов и оценка их шрифтового оформления. В памятке вы можете увидеть, каких игрушек не должно быть в детском саду. В ней отдельно представлены требования к игрушкам для детей до трех лет.
► Кликните на заголовок памятки, чтобы открыть и скачать ее
Памятка для заведующего и медсестры
Скачать