Если источник вышел под общей редакцией (под редакцией) после наименования источника ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишется: Под общ. ред.; или: Под ред. Затем приводятся инициалы и фамилия автора в родительном падеже:
Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
Если указывается редактор или составитель, то после наименования источника также ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишется: Ред.; или: Сост. Затем ставятся инициалы и фамилия редактора или составителя в именительном падеже:
Совершенствование процесса повышения квалификации педагогов-воспитателей / Сост. Н.Н. Лобанов и др. – СПб.: Научно-исследовательский институт общего образования взрослых АПН СССР, 1998. – 72 с.
Если ссылка дается на источник, являющийся переведенным с другого языка, то после фамилии инициалов автора и названия ставится косая черта (/) и пишется: Пер. с англ.; Пер. с болг. и т.д.:
Момов В. Человек, мораль, воспитание / Пер. с болг. – М.: Прогресс, 1875. – 168 с.
Если ссылка дается на какое-либо произведение, изданное среди других произведений этого же автора, объединенных в одной книге, то после фамилии с инициалами автора дается название статьи, затем ставятся две косые линии (//) и приводятся все библиографические данные источника:
Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений // Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. – С. 159-168.
Если ссылка дается на какое-либо произведение, изданное в сборнике среди произведений других авторов, то после фамилии с инициалами автора также дается название статьи, затем ставятся две косые линии (//) и приводятся все библиографические данные источника:
Аниськин В.Н. Профессиональная позиция преподавателя вуза и оценка ее как социально-педагогическая проблема // Развитие творческих и коммуникативных способностей личности: Сборник трудов молодых ученых. – Самара: СамГПУ, 1996. – С. 20-26.
Если описывается многотомное издание, то после фамилии и инициалов автора пишется: Собрание сочинений или Сочинения, ставится двоеточие и указывается количество томов: В 3 т., В 10 т. (но не 3-х, 10-ти и т.д.):
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1988. – 416 с.
Если источником является статья в журнале, то сначала указываются фамилия и инициалы автора (авторов), затем название статьи, далее следуют две косые черты (//) и приводятся сведения о журнале (название без кавычек, год, номер, страницы, на которых располагается статья):
Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. – 1994. – № 5. – С. 16-21.
Если источником является словарь или энциклопедия, то библиографическое описание оформляется как описание статьи:
Краевский В.В. Воспитывающее обучение // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 171-172.
Если источником является материал, найденный в Internet, то дается ссылка на источник с пометкой Электронный ресурс:
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Электронный ресурс – http//www.eidos.ru/news/compet.htm.
Или:
Фестиваль педагогических идей. «Открытый урок» 2005-2006 учебного года. Электронный ресурс – https:// festival.1september.ru
При библиографическом описании источников, относительно места издания приняты следующие сокращения: Москва – М.; Ленинград – Л.; Санкт-Петербург – СПб.; Нижний Новгород – Н.Новгород; Ростов на Дону – Ростов н/Д.
Остальные населенные пункты, являющиеся местом издания источника, указываются полностью: Самара; Оренбург и т.д.
В том случае, если источник имеет два места издания, то они указываются через точку с запятой: М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК.
Обычно на второй или на последней странице издания приводится его полное библиографическое описание, которым и можно воспользоваться при оформлении библиографии.
Семинарское занятие №3.
Тема: Педагогический процесс как система и целостное явление.
Вопросы для обсуждения:
1. Общее понятие педагогического процесса.
2. Функции педагогического процесса.
3. Сущность педагогического процесса.
4.Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе.
5. Педагогический процесс как целостное явление.
6. Закономерности педагогического процесса.
7. Принципы педагогического процесса.
8. Этапы педагогического процесса.
Самостоятельная работа обязательная форма
Конспектировать: Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000. Раздел I. Глава 5.
Литература
1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов – М., 1997. Раздел II, Глава 9.
2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М., 1999. Кн. 1.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000.
4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.
5. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебник. – 6-е изд. – Минск, 2000.
Семинарское занятие №4.
Тема: Философские основы педагогики
Вопросы для обсуждения:
1. Раскройте суть гуманистической философии образования.
2. Специфика применения аксиологического подхода в изучении педагогических явлений.
3. Аксиологические принципы, их применение в педагогике.
4. Понятие о педагогических ценностях.
5. Классификация педагогических ценностей.
6. Образование как общечеловеческая ценность.
7. Культурно-гуманистические функции образования.