Расчет на контактную выносливость




Введение

На автомобиле ВАЗ 2110 установлена двухвальная пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 1,2,3 и 4 передачах. В данном курсовом проекте предлагается заменить неразборный первичный вал на сборочную единицу. В частности установить (напрессовать) съемные венцы на шестерни 2, 3 и 4 передачи, заменить материал первичного вала.

Данное нововведение позволит нам увеличить ресурс коробки передач в целом, снизить себестоимость ремонта в случае выхода из строя любой из шестерен 2, 3 или 4 передачи.

Расчет выполнен на основании ГОСТ 1643-81 в частности, проведен расчет на контактную и изгибную выносливость, а так же расчет винтового соединения позволяющие подтвердить целесообразность данного нововведения.

 


Исходные данные

сборочный вал винтовой соединение

Крутящий момент двигателя Mкр. дв. = 103,9 Н·м

Передаточные числа коробки передач:

i1 = 3.6362 = 1.953 = 1.3574 = 0.9415 = 0.789

Модуль зацепления m = 2.5 мм.

Числа зубьев шестерен коробки передач:

 

Таблица 1.1 Числа зубьев шестерен коробки передач

  I II III IV V
Z1          
Z2          

 

Проверка передаточных отношений:

 

i1 = Z2/ Z1 = 3.6362 = Z2/ Z1 = 1.953 = Z2/ Z1 = 1.3574 = Z2/ Z1 = 0.9415 = Z2/ Z1 = 0.789

 

Передаточные отношения проверяем по ГОСТ 2185-66

Условие вхождения зубьев в зацепление:

 

передача 2 (Z1 + Z2) / 2 = 2 (12 + 43) / 2 =55 - целое число

передача 2 (Z1 + Z2) / 2 = 2 (20 + 40) / 2 =60 - целое число

передача 2 (Z1 + Z2) / 2 = 2 (25 + 35) / 2 =60 - целое число

передача 2 (Z1 + Z2) / 2 = 2 (35 + 33) / 2 =68 - целое число

передача 2 (Z1 + Z2) / 2 = 2 (40 + 32) / 2 =72 - целое число

 

Целое число - условие выполняется

Принимаем коэффициент смешения Х1 и Х2 равными 0.

Угол наклона зубьев b = 0.

Степень точности передачи по ГОСТ 1643-81 выбираем равной 7

Шероховатость поверхности по ГОСТ 2789-73 Ra= 2

Циклограмма нагружения:

Т1 = Mкр. дв = 103,9 Н·м

Материалы

 

Марка стали и режимы улучшения шестерен коробки передач:

Ведущая шестерня - Z1

Ведомая шестерня (колесо) - Z2

 

Таблица 2.1 Марка стали и режимы улучшения шестерен коробки передач

  Ведущая шестерня (Z1) Ведомая шестерня (Z2)
Марка стали 40ХН 25ХГМ
Режим улучшения Нитроцементация хромомарганцевой стали с молибденом с закалкой с нитроцементационного нагрева. Закалка при нагреве ТВЧ. Закаленный слой повторяет очертания впадин.

 

Толщина упрочненного слоя:

ht1 = 0,8 … 1,1 мм.

Твердость поверхности зуба:

HО1 = 58 HRCЭ, HО2 = 50 HRCЭ

Твердость сердцевины зуба:

HК1 = 300 HV, HК2 = 300 HV

Предел текучести:

sT1 = 1000 мПа.

sT2 = 900 мПа.

Определение геометрических и кинематических параметров

 

Делительный угол профиля в торцевом сечении:

 

at=arc tg = arc tg = 20˚

 

Угол зацепления:

 

 

Межосевое состояние:

 

мм.

 

Делительные диаметры:

 

 

Диаметры вершин зубьев:

 


Диаметры впадин зубьев:

 

 

Ширина шестерен:

 

b = Шba ·aw=16 мм

 

Углы профиля зуба в точках на окружностях вершин:

 

Aa1=arc cos =arc cos =36,8 єa2=arc cos =arc cos =26,1 є

 

Составляющие коэффициента торцевого перекрытия:

 

еa1= = =0,73

еa2= = =0,86

 

Коэффициент торцевого перекрытия:

 

еa = еa1a2 = 0,73+0,86 = 1,59

 

Основной шаг:

 

Px = Пm = 3,14·2,5 = 7,85 мм.


Коэффициент основного перекрытия:

 

ев= = =2

 

Суммарный коэффициент перекрытия:

 

ег = еaв = 1,59+2 = 3,59

 

Эквивалентные числа зубьев:

 

Zх1= = =12

Zх2 = = = 43

 

Окружная скорость:

 

х = = = 0,28 с-1

Расчет на контактную выносливость

 

Коэффициент, учитывающий механические свойства сопряженных зубчатых колес:

Для стальных зубчатых колес ZE = 190

Коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления:

 


Коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий:

 

при

 

Окружная сила:

 

Н м

 

Коэффициент, учитывающий внешние динамические нагрузки:

По ГОСТ 21354-87 с учетом внешних нагрузок принимаем Ка = 1

Проверка на резонансную зону:

 

 

Это свидетельствует, что резонансная зона далеко и расчет можно проводить по основной формуле:

Коэффициент, учитывающий влияние проявлениях погрешности зацепления на динамическую нагрузку:

По ГОСТ 21354-87 при твердости и для косозубых шестерен выбирают дh=0,004

Коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса:

Для степени точности по нормам плавности при модуле m = 2,5

Go = 47

Удельная окружная динамическая сила:


Н м

 

Динамическая добавка:

 

сборочный вал винтовой соединение

Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении:

 

 

Допуск на погрешность направлений зуба:

По ГОСТ 1643-81 для 7-й степени точности по нормам контакта при ширине зубчатого венца b=16 мм

Отклонение положения контактных линий вследствии погрешности изготовителя:

 

 

Фактическое отклонение положения контактных линий в начальный период работы передачи:

 

 

Удельная нормальная жёсткость пары зубьев:

при X1=0 и X2=0

 


 

C1=14.6

Коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии в начальный период работ передачи:

 

K0нb=1+

 

Коэффициент, учитывающий приработку зубьев:

 

КHw=

 

Коэффициент, учитывающий неравность распределения нагрузки по длине контрольных линий:

 

КHb=1+(Кн0b-1) КHw =1+(1.002-1) 0.614 =1.0012

 

Средняя удельная торцевая жёсткость зубьев пары зубчатых колёс:

 

C =c1 (0.75ea+0.25)=14.6 (0,75·2+0.25) =30.97

 

Предельное отклонение шага зацепления по ГОСТ 1643-81 для 7й степени точности по нормам плавности при m = 2.5 мм. и соответственно делительных диаметрах d1=30 мм. и d2=107.5 мм.:

fpb1=18

fpb2=18

Предел контактной выносливости:


lim2 = 17HHRCэ+20=17·50+200 =1050 мПа.

 

Уменьшение погрешности шага зацепления в результате приработки:

 

Ya1 = 0.075fpb1 = 1.35

Ya2 = fpb2 = 18 = 2.7= = = 2.025

 

Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями:

При e >2

 

KHa=0.9+0.4

 

Коэффициент нагрузки:

 

KнA КHV KHв КH2=11·1·1.02 = 1.02

 

Контактное напряжение при KH =1 мПа.:

 

0=ZеZнZе

 

Расчётное контактное напряжение:

 

dн=dно мПа.

 

Предел контактной выносливости:

Для цементованной шестерни


lim1 = 23 ННRCэ = 23·59 = 1360

 

Для колеса закаленного с нагревом ТВЧ

 

lim2 = 17 HHRCэ+200 = 17·50+200 = 1050

 

Коэффициент запаса прочности:

Для шестерни и колеса с поверхностным упрочнением зубьев принимаем

и

Базовые числа циклов напряжений, соответствующие пределу выносливости:

 

 

так как

то

Суммарное число циклов напряжений:

 

 

Коэффициент долговечности:

 


 

Коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей зубьев:

При шероховатости поверхности с Ra=2 мкм

ZR = 0,95

Коэффициент, учитывающий окружную скорость при H>350 HV:

 

 

Коэффициент, учитывающий влияние смазки:

Коэффициент, учитывающий размер зубчатого колеса

Поскольку и , то

Допускаемые контактные напряжения зубчатых колес:

 

мПа.

мПа.

 

Допускаемое контактное напряжение передачи:

,5 (1190+960)=1075 мПа.

,25 =1,25·960=1200 мПа.

В качестве принимают меньшее из этих двух значений

т.е. мПа.

Сопоставление расчетного и допускаемого напряжений:

,

следовательно, обеспечена усталостная выносливость по контакту.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: