Различие фин и управ-го учета.




Признак Фин учет Управ учет
1.Осн потреб-ли инф-ции Внеш польз-ли Менеджеры п/п-я
2.Цели ведения учета Состав-е фин отч-ти для внеш польз-й Обесп-е процессов управ-я внутри п/п-я
3.Свобода выбора методов ведения учета Ограничена общепринятыми принципами ведения БУ Никаких огранич-й
4.Учетная сис Сис двойной записи Любая полезная сис
5.Времен аспект Нацеленность в прошлое Нацелен в будущее
6.Измерители Денеж измерители Любые (натур, ден, условн)
7.Базисн стр-ра А=СК+Об-ва Различно, в зав-ти от цели использ-я инф-ции
8.Степень открытости инф-ции Не представ-т коммер тайны, явл-ся откр-й, публичной Явл-ся коммер тайной, не подлеж-т публик-ии и носит конфидиц-й хар-р
9.Степень точности инф-ции Небольш число приблиз-х оценок Много приблиз-х оценок, т.к. основное требов-е своеврем-ти
10.Частота отч-ти Кварт-я и годовая Понедельная, помесячная

Виды инф-ции, необх-мые менеджеру: 1) инф-ция о с/б-ти прод, раб, усл. 2)инф-ция, обесп-я процесс планир-я и контроля. 3)спец-е отчеты, использ-е впроцессе управ-я.

К инф-ции управ-го учета предъявл-ся след-е треб-я: 1)адресность; 2)оперативность; 3)достаточ-ть; 4)аналит-ть; 5)полезность; 6)достат-я эконом-ть.

Предметом управ-го учета явл-ся: произв-я деят-ть орг-ции в целом и его отд-х стр-х поздраз-й.

Объектами управ учета явл-ся: 1)затраты текущ-е и капит-е как всего п/п-я, так и отд-х стр-ных подразд-й. 2)рез-ты ХД; 3)внутр-е ценообр-е, предполаг-е использ-е трасферных цен; 4)Бюджетир-е и внутр-я отч-ть.

Методы управ учета: 1) эл-ты метода БФУ; 2)индексный метод; 3)приемы эк анализа; 4)матем-е методы.

Исторически предшест-м управ-го учета (УУ) явл-ся Произв учет, в наст вр он явл-ся сост-й частью УУ.

Осн разделами соврем Управ учета явл-ся: 1)учет затрат по идам; 2)учет затрат по местам возник-я; 3)учет затрат по носителям.

Затраты и их классиф-я. Затраты – стоимост-е выраж-е, использ-х в ХД орг-ции матер-х, трудов, фин и иных есурсов и признаваемая в балане до тех пор, пока не будет признаны дох, связ-е с ними.

Расх – отток эк выгод в теч-ии отч пер в форме умен-я или использ-я актвов или увел-я обяз-в орг-ции, приводящий к умен-ю капитала отличны от рапсред-я капитала м/ду уч-ками орг-ции.

Учет затрат – это выпол-е множ-ва ф-ций. Различн ф-ции требуют разных пок-лей от этого б зависеть классиф-я затрат на п/п-ии.

Классиф-я затрат. 1.По эк эл-там: 1)матер затраты; 2)затраты на опл труда; 3)отчисл-я на соц нужды; 4)амортиз-я ОС; 5)прочие.

2.По статьям калькул-ии: 1)сырье и матер; 2)возврат-е отходы; 3)покуп-е изделия, полуфабрикаты и услуги произв-го хар-ра сторон орг-ций; 4)топливо и энергия на технолог-е нужды; 5)ЗП произв-х рабочих; 6)отчисл-я на соц нужды; 7)расх на подготовку и освоения произв-ва; 8)потери от брака; 9)общепроизв-е расх; 10)прочие произв-е расх; 11)общехоз-е расх; 12)коммер-е расх.

3.По составу: 1)фактич-е; 2)норматив-е; 3)планов-е.

4.По отнош-ю к технол-му процессу: 1)основные; 2)наклад-е.

5.По период-ти возник-я: 1)текущие; 2)единовр-е.

6.По ф-ции управ-я: 1)произв-е; 2)упрв-е (администр-е); 3)коммер-е.

7.По способу отнес-я на с/б-ть: 1)прямые; 2)косвенные.

8.По отнош-ю к объему произв-ва: 1)переменные; 2)постоянные.

9.По степени усреднения: 1)общие; 2)средние затраты.

10.По методу признания в кач-ве расходов: 1)затраты на продажу; 2)затраты отч периода (период-е) и т.д.

Бюджетир-е. Для п/п-я важна роль планир-я, т.к. для него необх-мо синхронизация всех оргиназ-х функций, кот-я м осущ-ся путем построения взаимоувяз-х плановых док-тов, т.е. бюджетов. Сис бюджетов орг-ция разраб-ся и утв-ся внутри самой орг-ции поэтому м рассм-ся как сис док-тов организ-й сис регулир-я.

Планир-е ф-ция управ-я и представ-т собой процесс разработки м принятия целевыхустановок кол-го или кач-го хар-ра и опред-ся путей наиболее хар-го их достяжения на опред-х времен-х горизонтах.

Причины необх-ти планир-я: 1)неопред-ть будующего; 2)потреб-ть во взаимной увязке потоков ресурсов занятых в бизнес-процессах орг-ции.

Бюджет-е планир-е – процесс подготовки бюджетов по струк-м подразд-м или функ-м сферам орг-ций и его целью явл-ся опред-е возм-х объемов пост-ки ДС и их рац-е расход-е в плановом периоде.

Бюджет – колич-й план в ден выраж-ии подготов-й и принятый до опред-го пер времени, обычно показ-й планир-ю вел-ну дохода, кот-я д б достигнута и (или) расх, кот-е д б понесены в теч-ии этого пер, капитал кот-й необх-мо привлеч для достиж дан цели.

К задачам бюджетир-я отн-ся: 1)обесп-е хоз процесса необх-ми рес-ми; 2)выявл-е путей наиболее рац-го влож-я кап-ла; 3)увел-е прибыли за счет экон-го использ-я рес-сов; 4)осущ-е контроля за образ-ем и исп-ем необх-х ресурсов.

Бюджетир-е имеет многофунк-е назн-е, в целом бюджетом выпол-т след-е 3 ф-ции: 1)прогнозир-е; 2)координация; 3)контроль. План д б основан на целях, поэтому бюджет м опред-ть тактич-й план выпол-я конеч целей деят-ти п/п-я.

Достоин-ва бюджетир-я: 1) оказ-т полож-е воздейст-е на мотив-ю и настрой коллектива; 2)позв-т координ-тьработу п/п-я в целом; 3)позв-т сохр-ть возм-ть своевр-но вносить коррек-е измен-я путем анализа бюджета; 4)позв-т учит-ся на опыте сост-я бюджетов прошл пер; 5)открывает пути к усоверш-ю процесса распред-я ресурсов; 6)способ-т процессам коммуникации; 7)помогает менеджерам разн уровня понять свою роль в орг-ции; 8)предостав-т возм-ть сотруд-м понять направ-е движ-я п/п-я: 9)служит инстр-м срав-я достиг-м и желаемых рез-тов.

Недостатки: 1) различ-е воприятие бюджетов раз людьми; 2)сложность и дороговизность сис бюджетир-я; 3)бюджеты недовед-е до сведенья кажд сотрудника не оказ-т практич-ки никакого влияния на мотив-ю и рез-ты их работы; 4)бюджеты обяз-т сотрудников квысок произв-ти труда, в свою очередь сотрудники противодейст-т этому стараясь миним-ть свою нагрузку, чтоприводит конфликтам, след-но умен-ся эффек-тьработы; 5)против-е м/ду достиж-ю целей и стимул-м эффек-м.

В зав-ти от типа п/п-я особ-ти его деят-ти м выд-ть след-е виды бюджетов: 1)построенные по принципу снизу-вверх и сверху-вниз; 2)долгоср-е и краткоср-е; 3)непрерыв-е, скольз-е бюджетир-е; 4)по статейный; 5)с времен периодом; 6)статич-е и гибкие бюджеты.

След-х принципах: 1)единство бюдж сис; 2)разгранич-е дох и расх м/ду Ур-нями бюдж сис; 3)самост-ти бюджетов; 4)полноты отраж-я дох и расх бюджетов; 5)принцип сбалан-ти бюджетов; 6)бесдефиц-ти бюджетов; 7)эффек-ти и экон-ти использ-я бюдж ср-в; 8)общего покрытия расх бюджетов; 9)достовер-ти бюджетов.

Обычно выд-т 2 подходак планир-ю: 1под: планир-е с нуля; 2под: планир-е от достигнутого.

Общий бюджет п/п-я – скорденир-й по всем подразд-м или ф-циям план работы для орг-ции в целом. Общий бюджет сост-т из 2бюджетов: 1)операционного; 2)фин-го.

Операц-й бюджет дан бюджет показ-т планир-е операции на предстоящий отч пер для сегмента или отд-й ф-ции комп-ии. Он сост-т из след-х текущ-х период-х бюджетов: 1)бюджет продаж; 2)бюджет произ-ва; 3)бюджет прямых матер-х затрат; 4)бюджет прямых труд-х затрат; 5)бюджет общепроизв-х расх; 6)бюджет общехоз-х расх; 7)бюджет произв-й с/б-ти; 8)бюджет коммер-х расх → Прогноз-й отчет о приб и уб (бюджет дох и расх).

Фин бюджет (фин план) – план, в кот-м отраж-ся предполаг-е источники фин ср-в и направ-я их использ-я в будущем, он включ-т в себя: бюджет капит-х затрат, бюджет ДС и прогноз-й отчет о движ-ии ДС. → Прогноз-й баланс (прогноз-й отчет о).

Бюджет продаж (план сбыта) – операц-й бюджет, содерж-й инф-цию о запланир-м объеме продаж, цене и ожид-м дох от реализ-ии кажд вида продук.

Роль этого бюджета рассч-ть объем продаж исходя из стратегии разв-я комп-ии, ее произв-х мощностей и главное прогнозов в отнош-ии емкости рынка сбыта.

Дан бюджет основ-ся на прогнозе объема продаж. Прогноз объема продаж превращ-ся в бюджетпродаж в том случаи, если рук-во комп-ии счит-т, что прогноз-й объем продаж м б достигнут. Прогноз осущ-ся на основ-ии анализаи обсужд-я различн макро- и микроэк-х факторов.

Ф-ры, влияющие на прогноз объема продаж: 1) объем продаж предшест-х преиодов; 2)произв-е мощности; 3)макроэк пок-ли текущ и перспек-го сост-я страны (Ур-нь безраб, Ур ЗП, Ур личн дох); 4)долгосроч-е тенденции продад для различн тов; 5)конкуренция; 6)сезонные колебания; 7)относ-я приб-ть продукции; 8)цен пол-ка, кач-во продукции; 9)масштаб реклам-й комп-ии.

При сост-ии бюджета продаж нужно ответ-ть на след-е вопросы: 1)Какую прод выпускать? 2)В каком объеме реализ-ся с разбивкой на времен промежутки? 3)Какую цену устан-ть на продукцию? 4)Какова пол-ка п/п-япо поступ-ю ДС от продаж.

Надеж-ть прогноза продаж повыш-ся в рез-те испол-я комбин-й экспер-х и статист-х методов: 1)функцион-й метод – инф-ция о прогнозов стекается от рук-лей отделов к рук-лю отдела маркетинга; 2)статист-е методы: 1)метод экстрополяции (тренд-й метод); 2)корреляц-й; 3)регрессион-й; 4)метод эксперим-я на рынке.

В целом бюджету продаж предъявл-ся след-е требов-я: 1)бюджет д отражать покрайнемери месячн или квар-й объем продаж в натур и стоим-х пок-лях; 2)бюджет сост-ся с учетом спроса на продукцию, с учетом географ-ии продаж, категории пок-лей, сезон-х факторов. 3)бюджет включ-т в себя ожид-й ден поток от продаж, кот-й в дальн-м б включ-т в доход-ю часть бюджета ДС. 4)в процессе прогноз-я ден потоков от продажи необх-мо учит-ть коэф-ты инкассации, кот-е показ-т какая часть продаж б оплачена в мес отгрузки, безнадежн долг.

Пок-ль 1кв 2кв 3кв 4кв
я ф м а м ин ил авг сент окт нояб дек
1.Ожидаемый ОП                        
2.Цена за ед прод-ии                        
3.Общ ст-ть продаж                        

Бюджет произв-ва. В произв-м плане опред-ся кол-во ед-ц продукции, кот-е треб-ся произв-ти исходя из намеч-го объема продаж, запланир-й номен-ры прод-ии. Дан бюджет учит-т произв-е мощности, увел-е или умен-е запасов, а также вел-ну внеш закупок. Сложн моментом сост-я дан бюджета явл-ся опред-е оптим-го запаса продук на кон пер. Как правило, запас гот продук на кон пер выраж-т в % к продажам след-го пре. Эта вел-на д учит-ть погреш-ть прогноза объема продаж и историю отнош-ю к пок-лями. По кажд позиции товар-й номин-ры бюджет произв-ва рассч-ся как: Vпроизв-ва=Vпродаж + Запас на кон планир пер – Запас на нач планир пер.

Бюджет произв-ва детализ-ся для кажд произв-го подразд-я с учетом тех видов продукции, кот-е изгот-ся в дан подразд-ии, при этом след-т сделать коррек-ку на остатки незаверш-го произв-ва по тому же принципу, что и поправки на вел-ну запасов гот прод.

Ответ-ть за выпол-я кажд произв-го бюджета подразд-я несут рук-ли соотв-щих подразд-й. Произв-е бюджеты в аналит целях м попол-ся пок-лями: 1)произв-ти труда; 2)использ-я оборуд-я; 3)ритмич-ти произв-ва; 4)кач-ва продукции.

Пок-ль 1кв 2кв 3кв 4кв
                    нояб дек
1.Планов-й V продаж                        
2.Ожид-й Ур-нь запасов на кон пер (в натур пок-лях)                        
3.Полн V потреб-й                        
4.Ур-нь запасов на V периодов                        
5.Кол-во ед-ц продук, кот-е треб-ся произв-ти                        

 

 

Бюджет использ-я осн материалов кол-е выраж-е планов относ-но затрат комп-ии на использ-е материалов. Методика его состав-я исходит из след-го: 1)все затраты подразд-ся на прямые и косвеныые; 2) бюджет прямых затрат на материалы состав-ся на основе произв бюджета; 3)дан бюджет сост-ся с учетом сроковизготов-я продукции.

Бюджет прямых затрат на материалы м б объед-н с бюджетом закупок осн матер-в. Нормативы формир-е бюджет д б реальными и включ-ть некот-й % потерь, неизбеж-й при сущест-х усл-ях и технологий произв-ва. Данные в бюджете формир-ся в натур и ден измер-ии. При объед-ии дан бюджетов необх-мо знать пол-ку п/п-я в отнош-ии запасов. Допол-ем к объед-му бюджету явл-ся графмк погаш-я КЗ за материалы.

Пок-ли: 1) кол-во ед-ц продук, кот-е треб-ся произв-ти; 2)кол-во требуемых матер-в на ед-цу продук; 3)потреб-ть матер-в для произв-ва; 4)ожид-х ур-нь матер запасов на кон пер; 5) Всего требуется материалов (∑стр3 и 4); 6)ожид-й ур-нь матер запасов на нач пер; 7)кол-во матер-в, кот-е треб-ся закупить (стр5-стр6); 8)Цена; 9)Ст-ть закупок.

Бюджет прямых затрат на опл труда. Дан бюджет опред-т прогноз-е затраты комп-ии на опл труда осн произв-го персонала. При подготовке дан бюджета учит-т: 1)бюджет произ-ва; 2)данные о произв-ти труда; 3)данные о ставках опл труда осн произв-го персонала; 4)также фиксир-е и сдельные ставку опл труда.

Для опред-я потреб-ти в труде осн рабочих необх-мо ожид-й объем произв-ва * кол-во чел/час прямого труда в расчете на ед-цу продукции.

Норматив-е затраты труда д б реально достиж-ми, но достаточно трудными, чтобы играть стимулир-ю роль. Нормативы д включать в себя некот-й % потерь произв-го времени (на разум-е перекуры, на нач-е и заверш-е операции, переналадку оборуд-я и т.п.).

Дан бюджет формир-ся как в ден, так и в натур выраж-ии. Если к моменту состав-я бюджета накоп-сь занчит-я КЗ по выплате ЗП, то необх-мо предусм-ть график ее погаш-я.

Пок-ли: 1) кол-во ед-ц продук, кот-е треб-ся произв-ти; 2)кол-во чел/час труда осн рабочих на ед-цу продукции; 3) Всего чел/час (1*2); 4)Ст-ть 1чел/часа; 5)Итого прямых затрат на опл труда; 6)ЕСН, кот-й рассч-ся из ЗП осн рабочих.

Бюджет общепроизв-х расходов. Дан бюджет представ-т собой перечень ОПР в целом, опред-т коэф-т распред-я ОПР. Номенклатура статей ОПР для целей бюджетир-я опред-ся особ-тями деят-ти комп-ии, а также аналит-ми и конр-ми потреб-ми рук-ва. Сведенья о различн произв-х затратах позв-т сформ-ть бюджет центров ответ-ти по кажд виду произв-й продукции.

Дан бюджет рассчит-й по подразд-м важен прежде всего для целей оперативного управ-я бизнес-процессами на ур-не самого подразд-я.

Сводный бюджет ОПР м б представлен в разделе продук, для целей анализа и контроля доход-ти продукции.

При подготовке, выпол-ии и анализе бюджетов ОПР след-т помнить, что ∑ ОПР, как правило относ-ся к центру ответ-ти в целом, а на продукты они распред-ся согласно некот-м расчетн ставкам распред-я косвен расх.

Бюджет ОПР м иметь след-е пок-ли: 1) плановые прямые затраты на опл труда в чел-час; 2)ставка перемен-х ОПР; 3)планов-е перемен-е ОПР (База распред-я*стр2); 4)планов-е пост-е ОПР; 5)полные плановые ОПР.

Бюджет общехоз-х расх. В дан бюджете проведены расх, кот-е непоср-но не связаны с произ-вом и сбытом продукции.

Номенк-ра дан расх обычно включ-т: 1)затраты на содерж-е различн отделов админист-ии п/п-я; 2)отопл-е и освещение помещений непроизв-го назнач-я; 3)услуги связи; 4)налоги; 5)%, по получ-м кредитам, займам; 6)расх, связ-е с обслужив-м банком и т.п.

Больш-во этих расх носит пост-й хар-р, поэтому они планир-ся как постоян-я часть.

Бюджет коммер-х расх ( расх, связ-е с торговлей, расх с маркетингом в целом). При состав-ии дан бюджета след учит-ть след-е: 1) расчет коммер-х расх д соотн-ся собъемом продаж; 2) не след-т ожидать повыш-я объема продаж одновр-но планир-я сниж-я финан-я мероприятий по стимул-ю сбыта; 3) больш-во затрат на сбыт планир-ся в процен-м отнош-ии к объему продаж. Вел-на этого отнош-я зав-т от стадии жизн цикла товара.

На основании бюджетов затрат созд-ся свод-й бюджет произв-х затрат в разрезе продуктов. Рез-том этого бюджета явл-ся расчет с/б-ти ед-ци продукции.

На основе подготов-х период-х бюджетов директор по состав-ю бюджетов разраб-т прогноз-й отчет о приб и уб. Дан отчет сост-т из 2х блоков: 1)операции по притоку ДС и счетов к их получ-ю, кот-е в ∑ образ-т доход орг-ции. 2)операции, связ-е с оттоком ден налич-ти и расходом ресурсов, кот-е в ∑ образ-т расх орг-ции.

Инф-ция о дох берется из бюджетов продаж, с/б-ть реализ-й продукции и др расх из бюджетов соотв-х затрат.

Разработка дан отчета позв-т рассч-ть также ключ-е пок-ли как маржен-я и ЧП. Отчет о приб и уб явл-ся связ-м звеном м/ду балансом и др формами отчета, он объясн-т за счет каких факторов измен-сьпок-ли фин сост-я п/п-я.

Финан-й бюджет это план, в кот-м отраж-ся предполаг-е источники фин ср-в и направ-я их использ-я. Дан бюджет включ-т в себя: 1)бюджет капит-х затрат; 2)бюджет ДС; 3)отчет о движ-ии ДС.

Бюджет капит-х затрат. Опред-е нужд капит-х влож-й и получ-е инвест-х ресурсов для них явл-ся комплек-й задачей управ-го учета. Проблема сост-т в том, чтобы решить какие долгоср-е активы приобр-ти или построить на основе выбран-го критерия для принятия такого реш-я, связ-го с опред-ем рент-ти инвестиций.

Инф-ция касающаяся долгоср-х капиталовлож-й влияет на бюджет ДС, затраг-я вопросы расх на приобр-е или строит-во, а также выплаты % за кредит, поэтому все реш-я по капит-м влож-ям д планир-ся и включ-ся в общий бюджет.

Бюджет ДС. Дан бюджет сост-ся на основании операц-го бюджета, он выпол-т след-е задачи: 1)управ-е финансами п/п-я; 2)планир-е остатк ДС. В нем отраж-ся приток и отток ДС за опред-й период времени. Дан бюджет суммир-т все потоки ДС, кот-е б иметь место в рез-те планир-х опер-й на всех фазах общего бюджета. С его помощью поддерж-ся Ур-нь ДС в разум-х пределах соотв-но потреб-ям управ-я.

Обычно дан бюджет содерж-т 4 осн раздела: 1разд: Приход-я часть, в кот-ю входит остаток ДС на нач пер и ден поступ-я от покуп-й и заказ-в и др дох. 2разд: Расход-я часть, кот-я охват-т все целев-е налич-е платежи. 3разд: Раздел кассовых разрывов, в кот-м запис-ся разница м/ду приход-й и расх-й частью. 4разд: Раздел фин изъятий и погаш-й, в кот-м введется подроб-й учет ожид-го кредитов-я и погаш-й кредитов в теч-ии планового пер.

В бюджете ДС показ-ся конеч сальдо на счете ДС, вел-ну кот-го необх-мо знать для состав-я прогноз-го баланса. При подгоовке бюджета ДС необх-мо концен-ть внимания на времени факт-х поступ-й или платежей, а не на времени соверш-я ХО. След-т учит-ть, что некот-е статьи затрат не требуют расходов ДС.

Пол-ка комп-ии обычно предполаг-т сохр-ть некот-й миним-й остаток ДС на конец кажд квартала.

Прогноз-й баланс. На основании операц-го и фин бюджетов сост-ся прогноз-й бух баланс. Дан отчет сост-ть необх-мо по след-м причинам: 1)с его помощью м вскрыть неблагоприят-е фин факторы; 2)он служит ср-вом проверки точности матем-х дейст-й во всех расчетов; 3)он помогает рук-ву опред-ть знач-е некот-х пок-лей; 4)в нем четко пропис-ся будущ-е ресурсы и обяз-ва. Именно в дан точки рук-во п/п-я д решить приним-ть ли предлаг-й общий бюджет или необх-мо изменить и пересмот-ть отд-е части бюджета снова.

Испол-е бюджета. Всю ответ-ть за испол-е бюджета несет директор по состав-ю бюджета, успеш-ть этого процесса опред-т 2важн момента: 1)необх-е точн-е и прав-е понимание ожид-й и целей всеми ответ-ми лицами комп-ии. 2)важн поддержка и сис поощрений со стороны высш рук-ва, т.е. испол-е бюджета будет успеш-м если испол-ли б уверенны, что рук-во заинтер-но в конечн рез-тах.

Оценка испол-я бюджета основ-ся на анализе отклон-й факт-х данных от запланир-х. Дан анализ имеется важн частью сис контроля затрат. Для целей контроля прежде чем анализ-ть отклон-я от бюджет-х данных, сами бюджет-е данные д б скоррек-ны на соотв-й факт-й выпуск. Для этих целей использ-ся гибкий бюджет, кот-й обесп-т прогноз-е данные для разн ур-ней выпуска.

Формула гибкого бюджета урав-е, кот-е коррек-но опред-т общие бюджет-е затраты для люб ур-ня произ-й деят-ти.

Общие=Перемен-е затраты*Кол-во произв-х ед-ц+Постоян-е затраты.

Использ-я дан формулы мы м получить бюджет для люб ур-ня выпуска. Гибкий бюджет м использ-ть как впредплан-м, так и в послеплан-м периоде, т.к. он помогает выбрать оптим-й объем продаж и произ-ва и оценить факт-е рез-ты.

Орган-ция бюджетир-я. Масштаб сис бюджетир-я, степень ее разраб-ти, кол-во людей вовлеч-х в нее б различ-ся в зав-ти от множ-ва факторов: 1)масштаб орг-ции; 2)готов-ть рук-ва орг-ции к внедрению опред-х процедур информ-го обмена и поддерж-ю их в актуал-м состоянии. 3)традиции самой орг-ции. 4)особ-ти выпуск-й продукции, раб, усл.

Бюджет-й комитет коллег-й орган, состоящий из представ-й всех или неск-ких бюджет-х центров.

Особ-ти деят-ти бюджет-х комитетов зав-т от особ-тей самих орг-ций, однако их осн ф-ции б общими для всех: 1) конверсия стратег-х бюджетов в операц-е. * орг-ция рабочих совещаний, касающихся функцион-я сис бюджетир-я, разработки форматов плановых и отч-х док-тов. *сис персонал-й ответ-ти за разработку и выпол-е планов. *усоверш-е страрых и внедрение нов форм док-тов. * стр-ры бюджет-х центров ответ-ти. *пересмотр полож-я о бюджетах и т.п. 2) Утвержд-е функцион-х бюджетов и консолид-я в об бюджет. 3) Рассм-е отчетов о выпол-ии бюджетов и анализ сущест-х отклон-й. 4) Разреш-е конфликтов, возник-х в процессе функц-я бюджетн сис.

Бюджет-й цикл. Бюджетн процесс в орг-ции имеет циклич-й хар-р с периодом = времен интервалу для кот-го разраб-ся бюджет. Этот интервал наз бюджетн периодом (обычно 1г).

Разработка плана д начат-ся еще до начало бюджетн периода, а процедура контроля заверш-ся после него, все эти состав-е формир-т бюджетн цикл, кот-й включ-т в себя 9 этапов, объед-х в 3 фазы.

Фазы Этапы Кто выпол-т Сроки Деят-ть бюджетн комитета
1.Планир-я 1)Постановка целей на бюджетн период Высш рук-во орг-ции Июль 00г Выраб-т регламент своей работы на след-й бюджтен цикл
  2)Сбор инф-ции для разработки проекта бюджета Маркетин-е, технолог-е и эк-е службы орг-ции Август-сент 00г Утверж-т форматы бюджетн докумен-ии, формы ее представ-я и критерии оценки выпол-я бюджета
  3)Анализ и обощение собран-й инф-ции, формир-е проекта бюджета Менеджеры, ответ-е за функцион-е бюджеты Октябрь 00г Обесп-т координацию бюджетн центров
  4)Оценка проекта бюджета и коррек-ка его при необх-ти Бюджетн комитет Ноябрь 00г Рассм-т проект бюджета
  5)Утверж-е бюджета Рук-ль орг-ции В дек 00г Довод-ть инф-цию до лиц, ответ-х за выпол-е бюджета
2.Фаза выпол-я 6)Испол-е бюджета и текущ-я коррек-ка показ-й Рук-ли центров ответ-ти и бюджетн комитет С янв по дек 01г Рассм-т текущ-е отчеты об испол-ии бюджета. Утверж-т необх-е коррек-ки
  7)текущ-й и итоговый анализ отклон-й Рук-ли центров ответ-ти и бюджетн комитет С янв 01 по фев 02г Выявл-т ответ-х за сущест-е отклон-я и выраб-т меры по исправ-ю ситуации
3.Фаза заверш-я 8)Представ-я отчета о выпол-ии бюджета и анализ достиж-я цели орг-ции Высш рук-во орг-ции и бюджетн комитет Март-апр 02г Готовит отчет о выпол-ии бюджета для высш рук-ва
  9)Выработка рекомендации для коррек-ки бюджета текущ периода и разработка будущ бюджетов Бюджетн комитет Май-июнь 02г Утверж-т коррек-ки к текущ бюджету, утверж-т полож-6е о бюджетавх на след-й бюджетн пер.

Бюджетн регламент устан-й в орг-ции порядок состав-я, представ-я, соглас-я, консолид-ии, провед-я план-фин анализа и оценки испол-я бюджетов различн вида и ур-ней. Его состав-ми эл-тами явл-ся: 1)принят-й в орг-ции бюджетн период и миним-й бюджетн период. 2)срокип и порядок разработки. 3)бюджетн цикл. 4)период-я бюджетн контролинга.

Гл задача бюджетн регламента обеспеч-е возм-ти контр-ть ход испол-я бюджетов разл видов и ур-ней управ-я.

Бюджетн регламент – это спсоб устан-я фин дисциплины и одно из ср-в борьбы с хищениями. На пути продвиж-я бюджета от состав-я до утвержд-я ему необх-мо пройдти разл-е этапы анализа и согласов-я. Основн принцип бюджетн регламента скольз-й график разработки предполаг-й пост-ю коррек-ку по мере окон-я кажд миним-го бюджетн пth/

Четкий бюджетн регламент позв-т снизить субъективизм как планир-ии фин рез-та, так распред-е напряж-ти задания и усл-й его выпол-й.

После опред-я бюджетн пер необх-мо разраб-ть мех-мы и процедуры состав-я бюджета структурн подразд-й, их представ-я, согласов-я, консолид-ии в бюджеты всего п/п-я.

Порядок состав-я бюджетов предполаг-т прежде всего ведение единых и унифиц-х процедур для стр-х подразд-й.

На основе устан-го бюджетн цикла опред-ся процедуры бюджетн контролинга, главн инструм-ом кот-го явл-ся сопостав-е прогнозов отд-х показ-й с реальн-ми их знач-ми.

Выявл-е отклон-я явл-ся основой для принятия реш-я о том, что такие коррек-ки м б внесены в бюджеты.

При состав-ии бюджетов м устан-ся след-е сроки: 1) Срок, не позднее кот-го кажд центр ответ-ти д представить свой бюджет в службу, заним-ся рассм-ем и консолид-й. 2) Срок в теч-ии кот-го рук-во комп-ии осущ-т соглас-я и утвержд-я бюджетов центров ответ-ти и комп-ии в целом. 3) Срок до кот-го д б состав-ны сводн бюджеты комп-ии, утвержд-ны и доведены до соотв-х струк-х подразд-й.

Для того, чтобы бюдж регламент заработал в комп-ии необх-мо закреп-ть его во внутрин норм-х док-тах (полож-е о бюджетн регламенте). Это необх-мо для того, чтобы бюджетир-е функцион-е в комп-ии как един мех-м. В регламенте д б четко описана процедура соглас-я бюджетов в центре отв-ти в процессе консолидации.

Для рук-лей центров ответ-ти также д б устан-ны: 1)срок обжалов-я соотв-х распоряж-й бюджетн комитета. 2)форма док-та, в кот-м выраж-ся не соглас-е с получ-ми док-ми. 3)должн лицо из числа топ-менеджеров п/п-я, кот-е выступает в роле арбитра в споре м/ду рук-ми центров ответ-ти и бюджетн комитетом. Если в срок не поступает док-т, то бюджет консолид-ся.

Внутренняя отч-ть. Реш-е проблем состав-я внутр-й сегмен-й отч-ти реш-т п/п-я самост-но. Данные внутр-й отч-ти позв-т оценить кач-во работы кажд сегмента.

Инф-ция сегмен-й отч-ти позв-т администр-ии орг-ции контр-ть деят-ть центров ответ-ти. На ее основе делать выводы о професс-й пригод-ти того или иного менгеджера: 1)о разработке фин и нефин критериев оценки деят-ти. 2)формир-е сис матер-го и морал-го поощрения персонала. Кроме того сегмен-я отч-ть помогает работе самим менеджерам.

Отч-ть явл-ся заключ-м этапом люб сис учета. Управ-я отч-ть – взаимосвяз-й комплекс факт-х, плановых данных и расчет-х показ-й по функц-ии орг-ции как эк-кой и произв-й ед-це.

Целью состав-я управ-х отчетов явл-ся удовлет-е потреб-й польз-й инф-ции. Поэтому требов-я к содерж-ю, переодич-ти и порядку представ-я отч-ти д опред-ть сами менеджеры. Осн требов-я к сотав-ю управ-й отч-ти явл-ся: 1)своеврем-ть; 2)достаточ-ть (не д содерж. излишней детализ-ии); 3)целесообраз-ть; 4)адресность; 5)объективность; 6)сопостав-ть; 7)экономич-ть.

Осн факторами, влияющими на выбор способа представ-я, формата и стр-ры такого или иного управ-я отчета след-т счит-ть содерж-е представ-й инф-ции, потреб-ть и пожелания польз-й отчета, соображ-я экономич-й их получ-ии и передачи.

Гл требов-ями к формату и содерж-ю управ-й отч-ти явл-ся доступ-ть для восприятия, степень детализ-ии инф-ции, порядок оформ-я отчета, необх-ть их стандар-ии.

Виды управ-й отч-ти. В теории и практике управ-го учета различ-т комплек-е отчеты, отчет-ть по итговым показ-лям и аналит-е отчеты.

Комплек-е отчеты для управ-я хар-зуют деят-ть всего п/п-я, его дочер-х подразд-й и филиалов. Они представ-ся с устан-й период-ю и отраж-т затраты и рез-ты деят-тип/п-я в целом, стр-ру дох и расх, вел-ну ДЗ и КЗ, ∑ резервов, запасы, движ-е ДС.

Отчеты по ключ-м позиц-ям представ-ся в люб момент времени. В них отраж-ся наиболее сущ-я для текущ-го функц-я инф-ция о кол-ве получ-х заказов, степени их выпол-я, вел-не брака и рекламаций, объема произв-ва и продаж, об испол-ии матер-х и трудовых ресурсов, вел-не долговых требов-й и обяз-в, депозитов и тому подобного.

Аналит-е отчеты состав-т по запросу рук-ля соотв-го Ур-ня. В них отраж-ся инф-ция об увел-ии кол-ва сверхуроч-х часов, падения или увел-я объемов продаж, выбытие или поступ-е произв-го оборуд-я, сниж-е рент-ти, измен-е удельн веса орг-ции на соотв-м рынке и тому подобное.

Эти отчеты состав-ся с учетом рын ситуации и отраж-т взаимосвязь внеш и внутр факторов развития орг-ции. Они помогают раскрыть благоприят-е возм-ти и резервы, а также указать на сущест-е риски и опасности снижд-я эффек-ти хозяйст-я. Темы, формат, содерж-е и сроки представ-я отчетов прозв-ны и огранич-й не имеют.

В кач-ве примеров отчетов, формир-х в сис управ-го учета Министр-во экономики РФ рекомен-т след-е: 1)отчеты об операц-й деят-ти: 1)о произв-ве прод, раб, усл. 2)о продаже прод, р,у. 3)о закупках. 4)о ДЗ, КЗ. 5)о запасах гот продукции. 6)о незаверш-м произв-ве. 7)о запасе сырья и матер-ов. 8)о бартер-х сделках. 9)о движ-ии ДС. 2)отчеты об инвестиц-й деят-ти: 1)о движ-ии ОС. 2)о движ-ии НМА. 3)о долгосроч-х инвестициях в разразе инвест проектов. 3)отчеты о фин деят-ти: 1)о фин влож-ях. 2)о привлеч-ии и обслуж-ии заем-го кап-ла. 3)о привлеч-ии и обслуж-ии акц кап-ла. 4)об управ-ии ДС.

Осн формами управ-й отч-ти, использ-ми на п/п-ии явл-ся отч о приб и уб, отч нал платежей, отчет о движ-ии ДС.

Хорошая сис управ-й отч-ти дают рук-ву инф-цию по след-м 7 областям: 1)общая картина работы комп-ии. 2)сущест-е проблемы и неэффек-е использ-е ресурсов. 3)Потенц-е проблемы, кот-е м возн-ть в ближайшем будущем. 4)Ежеднев-е принятие реш-й и разреш-е проблем. 5)Стратег-й и долгоср-е принятие реш-й. 6)Напрв-е планир-я и состав-е бюджетов. 7)Опред-е слабых мест в нашей сис управ-я.

 

Показ-ли Знач-е
Объем продаж  
Цена (без НДС) руб/ед  
Затраты, т.р.  
- материалы  
- опл труда наем работ  
- ∑ аморт  
- прочие  
Дох от реализ измен имущ  
% за кред, т.р.  
Налоги, уплач из прибыли, %  
Ставка по срочн депозитам, %  

Прибыль от продажи=(10000+1000)/1000-(250+150+160+140)=9300т.р.

Прибыль до н/о=9300+50-10=9340т.р.

Нал на приб=9340*0,24=2242т.р.

Прибыль после н/о=9340-2242=7098т.р.(ЧП)

 

Табл – Движ-я материалов в сентяб на предпр

Дата приобр-я Кол-во шт. Цена, руб Сумма, руб Дата состав-я Кол-во, шт
Остат на01.09       - -
10.09       08.09  
15.09       13.09  
20.09       22.09  
25.09       27.09  
28.09       30.09  

По ср с/б

08.09 50*185=9250

13.09 100*(20*185+100*200)/120=19750 20*197,5=3950

22.09 200*(20*197,5+120*215+110*190)/250=40520 50*202,6=10130

27.09 120*(50*202,6+100*205)/150=24504 30=204,2=6126

30.09 90*(30*204,2+105*215)/135=19134 45*212,6=9567

ФИФО

08.09 50*185=9250 20*185=3700

13.09 20*185+80*200=19700 20*200=4000

22.09 20*200+120*215+60*190=41200 50*190=9500

27.09 50*190+70*205=23850 30*205=6150

30.09 30*205+60*215=19050 45*215=9675

ЛИФО

08.09 50*185=9250 20*185=3700

13.09 100*200=20000 20*185=3700

22.09 110*190+90*215=40250 30*215+20*185=10150

27.09 100*205+20*215=24800 10*215+20*185=5850

30.09 90*215=19350 15*215+10*215+20*185=9075

 

Табл хоз операции ООО «Лика» за 1кв 200Xг

Содерж-е Корр сч Сумма, руб
Д К
1.Отпущ матер на произ прод осн пр      
2.Отпущ матер на общепроиз нужды      
3.Отпущ матер на общехоз нужды      
4.Начисл ЗП рабочим осн произ-ва      
5.Начисл ЕСН с ЗП раб-х осн пр-ва      
6.Начисл ЗП управл персоналу цеха      
7.Начисл ЕСН      
8.Начисл ЗП управ перс-лу орг-ции      
9.Начисл ЕСН      
10.Начисл ЗП отделу сбыта      
11.Начисл ЕСН      
12.Начисл аморт по произ-му оборуд и зданию цеха      
13.Начисл амор по ОС общехоз назн      
14.Отраж команд расх работ отд сбыта      
15.Акцеп-ны


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: