Старший преподаватель кафедры




РЕЦЕНЗИЯ

на аттестационную работу учителя физики Мишина Владимира Анатольевича по теме: «Современное состояние человека»

 

Ситуация в современном отечественном образовании не просто далека от благополучной, а по существу катастрофична, несмотря на обилие учебных заведений различного уровня и профиля, на наличие множества форм и методов обучения. На многочисленных научно-практических конференциях, в которых мне довелось участвовать, вопрос о состоянии и тенденциях развития российского образования всегда оказывался центральным, и практически всегда участники единогласно принимали заключения о наличии углубляющегося кризиса образовательной системы, констатировали равнодушие власти к негативным процессам, происходящим в отечественной высшей и средней школе.

В связи с этим представленная В.А. Мишиным аттестационная работа, посвящённая настоящему и будущему духовного измерения в системе среднего образования в целом, и роли духовной составляющей в процессе преподавания физики, в частности, является насущно-актуальной, не только затрагивающей острейшие вопросы первостепенной важности, но и предлагающей реальные пути по преодолению кризиса отечественного образования.

В первой части работы автор квалифицированно, со знанием дела, грамотно применяя категориально-понятийный аппарат гуманитарного знания (в частности, философии, психологии, педагогики) к фактам повседневности, с одной стороны, и данным личного опыта, результатам собственных наблюдений – с другой, проанализировал наличное бытие нашей сегодняшней жизни, выявил действительные источники и истинные причины продолжающегося духовного обнищания нации. Сделанные В.А. Мишиным выводы в целом правомерны, однако их категорический характер, на мой взгляд, следовало бы смягчить. Автор видит мир в некотором отношении в «черно-белом» спектре: на одном конце находится мораль «золотого тельца», а на другом – мораль христианская. Но ведь мир нравственности имеет множественно промежуточных степеней между добром и злом, должным и не-должным, справедливым и несправедливым, и именно они, а не крайности, и составляют «основной массив» наших поступков.

Может быть оспорено также утверждение автора о богоотступничестве как основной причине саморазрушения человека в современном техногенном, сциентизированном и коммерциализированном мире – ведь сегодняшняя официальная наука не признает реальность бытия Бога. Однако, по моему мнению, современная наука, по существу подчинившая, подмявшая под себя сферу образования, будучи в то же время виновницей и экологического кризиса, и гонки вооружений, не может выполнять роль верховного судьи при решении многих вопросов, в том числе и по проблемам нравственным и религиозным. Автор верно понимает, что научность и истинность – не совпадают, а иногда могут даже противоречить друг другу, что доказывают многочисленные примеры из истории науки. Поэтому стремление автора вернуть в педагогику не просто мертвое понятие «бога», а живого Бога, Бога как Высший Разум, как реального Промыслителя и Устроителя Вселенной заслуживает поддержки, равно как и само обращение автора к вопросам религиозным, ибо именно религия (прежде всего, православие) может служить единственным прочным фундаментом духовности человека, что доказывает вся история человечества.

Вторая часть исследования В.А. Мишина как раз и посвящена вопросам религиозно-нравственным. Здесь авторская позиция получает дальнейшую конкретизацию и более полное и глубокое обоснование. Опираясь на богатый историко-научный и историко-философский материал, полемизируя с приверженцами атеизма и неортодоксальных сект, автор убедительно доказывает имманентную взаимосвязь религии и нравственности, конгруэнтность между духовным совершенствованием человека и его движением к Богу. Особо хотелось бы обратить внимание на блестяще проведённый анализ феномена веры как основного психологического факта нашей душевной жизни. По существу, В.А. Мишин продолжает традицию экзистенциальной философии, идущую от С.Киркегора через Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого к Л.Шестову, в которой вера трактуется как важнейшее качество человека, способное преодолевать все запреты и ограничения разума, даруя человеку невозможное.

Тем не менее, на мой взгляд, главным в христианстве является всё же не вера, а любовь. Здесь не будет лишним напомнить знаменитые слова апостола Павла из Первого соборного послания коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, -- то я ничто». К сожалению, проблема любви оказалась на периферии исследования В.А. Мишина. По-моему мнению, рецензируемая работа несомненна выиграла бы, если бы наряду с анализом феномена веры, автор осветил бы и тему любви.

В заключении, хотелось бы особо отметить литературное мастерство автора, его полемический задор, прекрасный стиль и грамотный язык, логичную и ясную композицию работу, в которой в единое гармоничное целое соединились два жанра: научно-популярное повествование и эссе. Именно поэтому работа читается легко, на одном дыхании.

Подытоживая краткое и, увы, далеко не полное рассмотрение аттестационного исследования В.А. Мишина следует признать, что оно обладает несомненной научно-практической ценностью, положения о необходимости духовного воспитания в школе справедливы и убедительно обоснованы. Авторская концепция заключает в себе широкие возможности для дальнейшего совершенствования без изменения её исходных принципов А это, пожалуй, самое важное, поскольку позволяет смотреть на неё как на основу будущих плодотворных разработок проблемы духовного воспитания в современной школе.

Вывод: аттестационное исследование В.А. Мишина посвящено одной из важнейших проблем педагогической теории и практики, оно является квалифицированной, творческой, эвристически ценной работой и полностью отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода работам. Считаю, что учитель физики В.А. Мишин заслуживает присуждения высшей категории.

 

 

Старший преподаватель кафедры



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: