Школа досуга – способ объединения людей и самореализации личности




Жарков А.Д. – зав. кафедрой

Культурно-досуговой

Деятельности МГУКИ,

Доктор педагогических наук,

Профессор

 

Школа досуга – способ объединения людей и самореализации личности

 

Сфера свободного времени – самая сложная для личности. Именно здесь существует такое количество проблем, которое общество не может решить сразу. В сфере профессиональной деятельности личность чувствует себя значительно уверенней, ибо в той или иной форме она обучалась своей профессии. На основной работе личность время отвлекается от повседневных забот.

 

Но, сфера свободного времени напрямую связана с бытом, семьей, общественным и личным транспортом, жилищными условиями и т.д. Здесь личность чувствует себя не столь уверенно, ибо приходится повседневно встречаться с решением все новых и новых проблем, которые порой давят на личность огромным грузом. Причем при решении любого вопроса на личность огромное влияние оказывает целый комплекс как объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам автор статьи относит: наличие жилья, работы способной обеспечить нормальную жизнь семье, состояние социально-культурной среды, оптимального функционирования общественного транспорта. К субъективным факторам: потребность личности в саморазвитии, самосовершенствовании, развитием потребности в культуре, мотивации к занятиям культурой на досуге.

 

Учитывая бытовые и транспортные проблемы и то, что личности приходится искать дополнительные заработки, на досуг время все более сокращается. Исследования показывают, что в городе Москве у детей 10-16 лет досуг составляет 1-1,5 часа, 17-25 лет 50-60 минут, 25-35 лет – 45-60 минут, 35-45 лет – 30-45 минут, 45-60 лет – 1,5 часа. В сельской местности у всех возрастных категорий времени на досуг будет значительно больше, но там и проблем бытовых и транспортных значительно больше.

 

Для развития потребности личности в посещении учреждения культуры следует помнить, что "Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Психологи, наблюдая за людьми определили, что потребности служат мотивом к действию.

 

Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нём состояние устремлённости. Побуждение – это ощущение недостатка в чём либо, имеющее определённую направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цель в этом смысле – это нечто, что осознаётся как средство удовлетворения потребности".1

 

Поэтому для того, что точнее представить картину потребностей населения в культуре проследим те изменения, которые произошли в её содержании и формах.

 

Перемены происходящие во всех областях общественной жизни, нашей страны, предопределили возникновение совершенно неповторимый социокультурной ситуации, конкретные проявления которой в свою очередь объективно влияют на процесс формирования новой инфраструктуры культурно-досуговой сферы.

 

Сформированная в условиях приоритета государственной сети учреждений культуры прежняя система, основной задачей которой было транслирование "на места" унифицированных культурных ценностей, жёсткое нормирование культурно-досуговой деятельности не оправдало себя. На месте прежней системы медленно и трудно происходит становление новой. Прежде всего в связи с появлением социально-культурной сферы стало более точное название учреждения культурно-досугового типа. Это разделение существенным образом повлияло на духовную жизнь общества, заметно увеличился объём социально значимых культурных ценностей; активизировался интерес к национальным традициям и обычаям; произошла переоценка смысловых акцентов многих форм досуговой деятельности. Из функционального придатка производственной сферы досуг превратился в самоценную общественную сферу, направленную на самореализацию творческого потенциала отдельных личностей. В научной литературе разработаны различные концепции и образы социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, появление которых во многом обусловлено действием механизма свободного проявления деятельности многочисленных субъектов в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа. Не всегда досуговую деятельность можно считать социально-культурной или культурно-досуговой.

 

Возникновение на общественной арене нового многоликого, противоречивого, не поддающегося прежним методам управления культурного субъекта значительно усложнило и разнообразило современную социокультурную ситуацию. Возникла реальная возможность изменить отношения между людьми в условиях досуга. С каждым днём возрастает общественная потребность в разработке национальной идеи, способной объединить появление множества принципиально новых учреждений, предприятий, организаций социально-культурной сферы не только в смысле содержания и форм новых досуговых занятий и программ, обеспечивающих их технологий, но и в смысле нового механизма хозяйствования и управления этими предприятиями и организациями включающего элементы частного предпринимательства, хозрасчёта, развитие платных услуг, арендных и акционерных отношений, индивидуальных форм собственности, основанных на частной собственности, и многое другое.

 

Рыночная философия предпринимательства ставит новые задачи перед культурой досуга как наиболее возвышенной сферой деятельности личности, направленной на утверждение человеческого в личности, оказывает формирующее воздействие на культурные услуги и продукты.

 

Быстро развивающееся предпринимательство в культурно-досуговой сфере подчёркивает необходимость теоретического осмысления этого феномена.

 

Появление многочисленных организаций, фирм и компаний обусловлено постоянно возрастающим интересом как потребителей, так и предпринимателей.

 

Поэтому заниматься многогранной культурно-досуговой деятельностью могут только высококвалифицированные специалисты - продюсеры, менеджеры, постановщики которые не только способны удовлетворять запросы, но и предвидеть их, чутко улавливать конъюктуру рынка и деятельность конкурентов, платежеспособность потребителя.

Профессию культурно-досугового специалиста можно определить как род деятельности, где источником существования является владение искусством побуждения людей к достижению желаемых целей, получению наилучших результатов.

 

В настоящее время наиболее популярными формами культурно-досуговой деятельности являются: музыкальные ревю; мюзиклы; варьете, кабаре, эстрадные спектакли; концертные, игровые, конкурсные программы; ток-шоу; обряды, праздники, ритуалы, фестивали, карнавалы и др.

 

Развиваются и традиционные формы концертно-зрелищных программ: ревю; мюзик-холлы, кабаре, варьете (ревю-феерии!).

 

Инновационные формы: музыкальные ринги; марафоны; презентации и т.д.

 

Ретро формы: музыкальные салоны, гостиные; пикники (шумные вечеринки!); благотворительные концерты.

 

Систематические формы: шоу-парады; коктейль-вернисажи; рок-ателье; фешин-шоу; парад-атракциона.

 

Сегодня в культурно-досуговой деятельности огромное многообразие форм и жанров зрелищной продукции: концертные, музыкальные, разговорные, игровые, театрализованные, цирковые, конкурсные и т.п. представления.

 

Благодаря телевидению всё более популярной становится "система звёзд" – рейтинги популярности исполнителей, конкурсы, ярмарки, хит-парады. Наибольшую разновидность приобрели концерты: сборные, авторские, отчётные, юбилейные, тематические, праздничные, гала-концертные.

 

Шоу как форма зрелищного показа выходит на первое место по популярности за счёт лаконизма, импровизации, оригинальности, праздничности (цвет, свет, музыка, лазеры, пиротехника полиэкран, трюки, радио-аппаратуры).

 

Всё более явственней формируется отечественная индустрия досуга, туристические развлечения, арт-презентации, аукционы произведения искусства, ток-шоу и т.д.

 

Быстро меняющиеся эстетические вкусы публики реанимировали к жизни, ночные клубы, театры Моды, конкурсы красоты и т.п.

 

Появление ночных развлекательных комплексов, многочисленных зрелищных фирм и компаний не могут удовлетворить духовные интересы и художественно - эстетические потребности людей. Следовательно, специалисты учреждений культурно-досугового типа должны учитывать потребности, знать конъюктуру рынка и особенно тех, кто является потенциальным потребителем культурной продукции.

 

Потребителем культурной продукции может стать практически каждый, особенно молодой человек.

 

Сегодняшняя молодёжь живёт под воздействием рейв культуры приобретающей массовое явление и сменившей рокеров, модов, хиппи и панков. Рейв - культура - это новый способ проведения досуга молодёжи со свойственным ей стилем жизни, представлениями о любви, моде. Основу этого стиля сопоставляет танцевальная тусовка. Продолжительность танцевального марафона с вечера до утра, иногда до полудня. Рейв может собрать на вечеринку до пяти - десяти тысяч человек. Его можно проводить где угодно: в дискотеке, клубе, спортзале, на улице и т.д.

 

Теория и практика подготовки специалистов для культурно-досуговой деятельности есть отражение существенных, необходимых, устойчивых и повторяющихся процессов и связей, обусловленных развития трудовой деятельности личности. А с качественным обретением последней профессионального характера это практика утрачивает стихийность, становится научной и практической рационального управления человеческими ресурсами общества как на макросоциальном (кадровая политика), так и на микросоциальном (управлении персоналом) уровнях социального управления.

 

Тенденция профессионализации в условиях культурно-досуговой деятельности находит проявления в обществе посредством отношений населения к культуре. Изучение этих процессов весьма важно с точки зрения учёта интересов населения в культуре, изменения динамики различных групп к культуре, особенностей взаимодействия их к себе подобными, а так же с другими социальными общностями и социальными институтами.

 

Развитие социальных процессов и явлений в условиях досуга не только осмысливается наукой и вузовской практикой, но во многом и корректируется с её участием. Сегодня одной из таких сфер общественной практики, где невозможно обойтись без науки, её рекомендаций или научного сопровождения, становятся культурно-досуговая деятельность.

 

Термин "профессиональная способность" используется с коннотацией "предсказания". То есть профессиональная способность относится к оценке того, настолько вероятно то, что индивид будет успешным в определённой работе и удовлетворён ею. Профессиональное соответствие - степень, в которой человек подходит, в психологическом плане, для своёй работы. Термин профессионал обычно используемый для обозначения любого занятия, которое требует высокой степени развития умений и обширной специализированной подготовки с целью исполнения определённый социальной роли. Профессии имеют свои собственные нормы этики и поведения в рамках своей практики. Вследствие высокого уровня специализации.

 

Сейчас в научный оборот включено понятие специализация, особенно это широко используется в вузах культуры и искусств.

 

Кафедра культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств одна из крупнейших профессиональных кафедр университета. На кафедре работают широко известные в России, ближнем и дальнем зарубежье крупные ученые, видные педагоги новаторы, которые обладают большим опытом творческой деятельности, учебно-методической работы, глубокими знаниями теории и практики культурно-досуговой деятельности.

 

Художественными руководителями курсов являются популярные деятели искусства и шоу-бизнеса: заслуженный артист РФ, академик РАЕН О.Ф. Марусев (теле-игра "Пойми меня", теле-передача "Старая новая квартира" и др.), заслуженные деятели искусств А.В. Масляков (теле-игра КВН и др.), Н.И. Тамразов (теле-игра "Детектив шоу", развлекательно-познавательная передача на радио-станции "Эхо Москвы"), популярный певец, звезда шоу-бизнеса А. Глызин.

Кафедра осуществляет подготовку кадров по специальности "Социально-культурная деятельность"; квалификация "Менеджер социально-культурной деятельности".

 

Специализации:

Продюсирование и постановка культурно-досуговых программ.

Постановка театрализованных форм досуга.

Организация традиционных форм досуга.

Технология шоу-бизнеса.

Анимация туристических зарубежных программ.

Технология индустрии досуга

Обучение на бюджетной и платной основе, очной и заочной форме.

Специализация "Продюсирование и постановка культурно-досуговых программ"

Поступающим на данную специализацию важно обладать организаторскими и творческими способностями в одном или нескольких жанрах художественного творчества, навыками написания литературного сценария; умением сформулировать режиссерский замысел, найти образное решение культурно-досуговой программы. Абитуриенту необходимо знать основы драматургии и режиссуры театра, эстрады, кино; иметь представления об основах культурно-досуговой деятельности: формах и методах работы учреждений культуры по организации и проведению досуга, технологии подготовки программ и проведения игр.

На данной специализации в процесс обучения студенты получают профессиональную подготовку:

- Продюсера культурно-досуговой деятельности со знанием видов искусств, форм и методов культурно-досуговой деятельности среди различных категорий населения, организационно-управленческих принципов деятельности учреждений культуры, промоушена и т.д.

- Постановщика художественно-публицистических программ и культурно-развлекательных программ, умеющих писать сценарии, решать задачи по сценографии, музыкальному оформлению, световому оформлению программ; работать как с самодеятельными коллективами, так и с профессиональными артистами; владеющего мастерством ведущего концертных, игровых культурных программ.

Для лиц с высшим и средне-специальным образованием возможна сокращенная программа на заочной форме обучения. Абитуриенты не прошедшие по конкурсу на бюджетную основу принимаются на платное обучение.

 

Приемные требования по специализации "Технология индустрии досуга"

Абитуриенту, поступающему на эту специализацию следует понять, что технология индустрии досуга в университете представлена подготовкой специалиста способного трудиться:

- Организатором телевизионных программ, передач, викторин и т.п. в телевизионных компаниях, творческих объединениях, телестудиях кабельного телевидения;

- Осуществлять руководство сценарными группами по подготовке телевизионных программ соответствующего направления, создавать оригинальные литературные сценарии для телевизионных программ, знать технику телевизионного монтажа;

- Постановщиком телевизионных, развлекательных, шоу-программ, конкурсов, игр, концертов;

- Журналистом широкого профиля для работы в публицистических, информационных, развлекательных программах телевидения и радио;

- Исполнительным директором (администратором) телевизионной группы, информационного и других агентств;

- Ассистентом режиссера, вышеперечисленных телевизионных групп различного профиля;

- Ведущим (шоу-меном) телевизионных и радио-программ.

В процессе обучения на данной специализации будущие специалисты получают подготовку по технологии моделирования телевизионных и радио шоу-программ, осваивают основы актерского мастерства, журналистики; технологию постановочных этапов телевизионных (радио) программ, сценарные основы шоу-программ; основы операторского мастерства и монтажа, а так же практику теле и радио ведения программ; изучают сценографию, этикет, основы делового и праздничного общения и др.

 

Приемные требования к экзамену по специализации "Технология шоу-программ"

Поступающим на данную специализацию абитуриентам необходимо обладать навыками актерского мастерства, способностями в музыки, хореографии, других жанрах эстрадного искусства, уметь излагать свои мысли, логически пересказывать сюжет своего замысла, показать этюд, на свободную или заданную тему, уметь двигаться под музыку, обладать знаниями по избранной профессии (технология шоу-бизнеса).

В процессе обучения на данной специализации будущие студенты овладевают методами театрализации, игры, осваивают мастерство актера, технологию режиссерско-постановочного творчества шоу-программ, сценарного моделирования шоу-программ, изучают сценографию, технику сценической речи, танца, пластики, педагогику и психологию зрелищного общения, классический и современный этикет, имиджелогию, овладевают мастерством создания шоу-программ и др.

 

Приемные требования к экзамену по специализации "Аниматор туристических зарубежных программ"

Абитуриентам поступающим на эту специальность следует понимать, что: профессия аниматора – профессия творческая и поэтому поступающим надо иметь представление об основных методах культурно-досуговой деятельности: театрализации, игра, иллюстрирование.

В переводе с латинского "аниматор" – человек дающий жизнь. В работе аниматора приоритетом является организация культурного досуга для иностранных туристов в условиях отдыха.

В процессе обучения Вы освоите технологии организации и творческого моделирования современного отдыха развлечений, которые дадут Вам возможность в будущем осуществлять профессиональную деятельность в самых престижных зарубежных рекреационных и досуговых комплексах.

 

Приемные требования к экзамену по специализации "Организация традиционных форм досуга"

Традиционные формы организации досуга наиболее распространены в учреждениях культуры. Это тематические вечера, устные журналы, альманахи, танцы, детские утренники, занятия коллективов художественной самодеятельностью, клубов по интересам, народных университетов и т.д.

Наиболее распространенные темы: "Время, отечество, мы"; "Земля – наш дом"; "День масленицы"; "День свободный России"; "День Славянской письменности и культуры" и др.

Современные комплексные культурно-досуговые программы:

Тематические вечера; устные журналы; ток-шоу; гала-концерты, хит-парады, фестивали и ярмарки, диско-вечеринки, бизнес-презентации и теле-мосты и др.

Экзамен состоит из двух этапов: собеседования и устного ответа по учебнику "Культурно-досуговая деятельность". Показ художественного номера не обязателен.

 

Приемные требования по экзамену по специализации "Постановка театрализованных программ"

Абитуриентам, поступающим на данную специализацию необходимо обладать творческими способностями в одном из жанров художественного творчества, иметь представление о таких видах художественно-творческой деятельности как "режиссура", "сценарное мастерство", "мастерство актера". А так же разбираться в проблемах организации и постановки театрализованных форм досуга.

В процессе обучения на данной специализации будущие студенты овладевают методом театрализации, т.е. осваивают мастерство актера, технологию режиссерско-постановочного творчества, сценарного моделирования, изучают сценографию, технику сценической речи, танца, пластики, педагогику и психологию зрелищного общения, классический и современный этикет, имиджелогию, овладевают мастерством ведущего программ, технологию игрового творчества и др.

Продюсерство как новая профессиональное направление в культурно-досуговой деятельности (организация продюсерских фирм, компаний, центров, ассоциаций). Как будущему специалист студенту необходимо получить навыки продюсера как: диалог героев; интервью ведущего и героев; дискуссия на актуальную тему (на ТВ "Человек в маске", "Тема", "Я сама", "Моя семья").

Для всех специализаций необходимо знания умения и навыки в актёрско-исполнительской деятельности. Поэтому в курсе "Актёрское мастерство" студенты осваивают навыки ведущего-конферансье; ди-джея, ведущего различных видов концертных, конкурсных, игровых, разговорных, шоумен и т.д.

Школа досуга, работу которой возобновляет наш журнал, позволит педагогам МГУКИ и другим авторам раскрыть проблемы до уровня широких философско-педагогических обобщений. Сегодня мыслить педагогически широко - это значит уметь видеть в любом социальном явлении воспитательный смысл. Школа досуга особая форма в педагогической науке, ибо она самыми прочными нитями связана с социальной практикой. Здесь автором позволено мыслить гражданственно в культурно-досуговой деятельности - это значит чувствовать природу педагогического явления в сфере досуга, обнаруживающего свой истинный смысл в развёртывании новых направлений, стилей, форм и методов деятельности. Главное школа досуга позволит объединиться специалистам и всем заинтересованным людям объединиться для решения конкретных проблем.

Для решения любых проблем в культурно-досуговой деятельности важно не только заботится об образовании ума, ибо, личность проявляется не только в том, как она думает, но и как она чувствует. К.Д. Ушинский утверждал, что "В памяти нашей сохраняются с особой прочностью те образы, которые мы восприняли сами по средством созерцания, и что к такой, врезавшееся в нас, картине мы легко и прочно привязываем даже отвлечённые идеи, которые без того изгладились бы быстро2".

Важно в школе досуга рассмотреть проблемы образности.

Образность - важнейшее выразительное средство культурно-досуговой деятельности. В то же время это и особенность художественного мышления. Вне образа сочетание обобщенности и конкретности с личностной формой было бы невозможно. Далее, эмоциональная насыщенность образа исторически приспособлена для закрепления и выражения опыта отношений. Высшие социальные эмоции, которые иногда называют чувствами, являются формой выражения, закрепления и оценки социально-исторического опыта отношений.

Но существуют различия между чувствами обыденными и художественными. Художественные эмоции являются уже продуктом глубокого обобщения, осмысления опыта отношений.

Искусство содержит в себе не обыденные, а художественные эмоции. В обыденных эмоциях переплетается биологический и социальный опыт, художественные эмоции по самой сути своей чисто социальные эмоции.

Художественный образ обобщает в высшем смысле этого слова, достраивает пирамиду самопознания культурой самой себя, и происходит это с помощью специфического инструментария. Эстетическое переживание, переходя в художественное постижение и выступает как глубинная характеристика того отношения к реальности, которое обслуживается искусством. Особенность художественного переживания в том, что оно не просто "отношение" к миру, а специфическое "воздействие" на него. Это зависит от характера личности, от её желания самореализоваться на досуге в профессиональной и любительской форме своего характера. Поэтому безусловно прав Асмолов А.Г., что люди предпочитают пожаловаться на свой характер, но трудно встретить человека который бы сетовал на свою личность. Подобные отношения между планом содержания личности (её ценностями, смыслами, мотивами) и планом выражения личности (её характером) недвусмысленно свидетельствуют о существовании единства, но тождества личности и характера.

Быть личностью - это значит иметь активную жизнеполную позицию, осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живёшь3"


 


1 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Дело, 1992, С.363.

2 Ушинский К.Д. Собр. соч. в 2-х томах, т.1, с.267

3 Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.–Вор., 1996, С.91



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: