Понятие и система принципов правоохранительной и правоприменительной деятельности




Любая деятельность, в том числе правоохранительная и правоприменительная деятель- ность, опирается на ряд основных, руководящих положений. В этих положениях (основах) за- крепляются основополагающие идеи о наиболее целесообразном и эффективном построении и функционировании судов и правоохранительных органов, которые призваны защищать и охра- нять права и интересы, свободы граждан, общества и государства.

Слово «принцип» с латинского переводится как начало, основание, основное положе- ние какой-либо теории, учения, деятельности и т.д. В этой связи следует подчеркнуть, что пра- воохранительная и правоприменительная деятельность зиждутся на своих началах, основах, которые признано называть принципами. В нашем учебном пособии основы (принципы) право- охранительной и правоприменительной деятельности названы демократическими. Суть демо- кратии — это признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Неслучайно, в ст. 2 Конституции РФ зафиксировано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность госу- дарства. Как известно, важной задачей судов и правоохранительных органов является призна- ние, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

В юридической литературе принципы правоохранительной и правоприменительной дея- тельности принято называть принципами правосудия. В этой связи следует подчеркнуть, что боль- шинство принципов правосудия являются базовыми основами, руководящими положениями и пра- вовыми идеями для деятельности не только судов, но и других правоохранительных органов.

Исходя из изложенного, следует дать понятие демократическим основам (принципам) правоохранительной и правоприменительной деятельности, или, как было выше указано, прин- ципам правосудия.

Принципы правосудия — это общие руководящие, исходные положения, правовые идеи, определяющие наиболее существенные стороны деятельности судов и других правоохрани- тельных органов и, прежде всего, деятельности, именуемой правосудием. Именно в ходе пра- восудия разрешается судебное дело, устанавливается истина по нему, принимается судебный акт (приговор, решение, определение, постановление), который определяет судьбу человека, гражданско-правового спора. Поэтому правосудие должно опираться на авторитетные предпи- сания и нормы, закрепленные в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, меж- дународных документах.

Принципы правоохранительной и правоприменительной деятельности «принципы правосу- дия» представляют стройную систему. В различных научных и учебных источниках эта система принципов представлена по-разному. Как нам представляется, принципы правоохранительной и правоприменительной деятельности (принципы правосудия) можно выделить в две группы. В пер- вую группу можно отнести принципы законности, справедливости, гуманизма, презумпции неви-

новности. Их можно назвать универсальными принципами как отечественной правовой системы и ее отраслей права, так организации и деятельности судов и правоохранительных органов.

Вторую группу составляют принципы: осуществление правосудия только судом; незави- симость судей, народных, арбитражных и присяжных заседателей, подчинение их только закону; обеспечение законного, компетентного и беспристрастного состава суда; осуществление пра- восудия на началах равенства граждан перед законом и судом; состязательность и равнопра- вие сторон; право граждан на судебную защиту; обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту; презумпция невиновности.

Эти принципы можно назвать специфическими, которые в основном закрепляют основы организации и деятельности судов. Отдельные из этих принципов оказывают существенное влияние на организацию и деятельность других правоохранительных органов.

Краткое содержание демократических основ (принципов).

 


 

 

Определение


Законность — это универсальный принцип, который реализуется на всех этапах правоприменения и правоохраны. Его содержание состоит в том, что за- коны и другие нормативные акты должны неукоснительно исполняться всеми госу- дарственными и негосударственными организациями, должностными лицами и гражданами.


Этот принцип имеет глубокие исторические корни. Об этом принципе содержатся упоминания в древнерусском правовом и философском произведении «Слово о законе и благодати», написанном первым Киевским митрополитом Илларионом в период между 1037-1050 годами. Современное закрепление этого принципа содержится во многих законах и, прежде всего, в Конституции РФ.

В частности в ст. 15 Конституции РФ записано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы».

Принципы справедливости и гуманизма носят универсальный характер, так как их действие распространяется на многие сферы человеческой, общественной и государственной деятельности. Особое значение эти принципы имеют для правоохранительной и правоприменительной деятельности.

Впервые эти правовые принципы были закреплены в Уголовном кодексе РФ, принятом в

1996 году.

Суть принципа справедливости заключается в том, что любое наказание или иная мера государственного принуждения, применяемые к лицу, совершившему правонарушение, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности совершенного деяния, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

Принцип гуманизма выражается в том, что наказание и иная мера государственного принуждения, применяемые к лицу, совершившему правонарушение, не могут иметь своей це- лью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Презумпция невиновности как принцип заключает в себе следующие положения: обвиняемый не обязан доказывать свою виновность; неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу; в оправдательном приговоре нельзя приводить сведения, порочащие оправданного; недоказанная виновность равнозначна доказанной невиновности; обязанность доказывать вину гражданина возлагается на государственные органы.

В нашем пособии этот принцип отнесен в группу универсальных принципов, поскольку он должен быть основополагающим в определении вины лица, совершившего не только преступление, но и другое правонарушение (административный проступок, налоговое или таможенное правонарушение, дисциплинарный проступок и т. д.).

Осуществление правосудия только судом (судьей) — это принцип, согласно которому судебное дело может рассматривать только суд или судья, наделенные соответствующими полномочиями. Никакие другие должностные лица или органы не вправе рассматривать и разрешать судебные дела.

Независимость судей, народных, арбитражных и присяжных заседателей и подчинение их только закону как принцип означает, что судьям, народным, арбитражным и присяжным заседателям предоставлены такие условия, в которых они могли бы свободно, без вмешательства извне, руководствуясь законом, своими совестью и правосознанием, принимать решения по

судебным делам. Вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную федеральным законом ответственность.

Принцип независимости судей и заседателей обеспечивается следующими мерами:

- предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

- установленным порядком приостановления или прекращения полномочий судьи;

- правом судьи на отставку;

- неприкосновенностью судьи;

- системой органов судейского сообщества;

- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О статусе судей»: «судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства».

Обеспечение законного, компетентного и беспристрастного состава суда как принцип, устанавливает систему гарантий и других правил, направленных на формирование такого состава суда или назначения такого судьи, которые были бы в состоянии эффективно разобраться в конкретном деле. Эти гарантии и правила относятся к отбору кандидатов в судьи и заседатели, к порядку наделения их полномочиями, к подсудности и подведомственности конкретных дел, к порядку отводов и т. д.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом означает, что суды не оказывают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в разбирательстве дел, по признакам их государственной, половой, расовой, национальной, языковой принадлежности или в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждениям, а также от их принадлежности к общественным объединениям, равно как по другим основаниям.

Состязательность и равноправие сторон этот принцип предполагает предоставление равных правовых возможностей лицам, участвующим в судебном заседании по отстаиванию своих прав и законных интересов. Обеспечение полной реализации таких возможностей возлагается на суд и на другие правоохранительные органы в процессе расследования уголовных дел и подготовки к рассмотрению в судах других дел.

Право граждан на судебную защиту заключается в том, что, согласно ст. 46 Конституции РФ, каждый гражданин вправе прибегнуть к помощи правосудия для защиты своих прав и свобод.

Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту предполагает, прежде всего, защиту гражданина от незаконного привлечения к уголовной ответственности. Подобная защита обеспечивается следующим: закон предоставляет гражданину такие права, использование которых помогает ему самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Так, гражданин имеет право на квалифицированного помощника (защитника). Этот принцип также обязывает лиц, ведущих дознание (следователей, прокуроров и судей), всемерно содействовать полному, объективному и беспристрастному исследованию всех обстоятельств уголовного дела.

Принцип гласности судебного разбирательства (открытое разбирательство дел в судах) устанавливает, что все судебные дела должны рассматриваться в открытых судебных заседаниях, при соблюдении условий гласности, устности и непосредственности. В открытом судебном заседании вправе присутствовать все желающие. Случаи закрытого разбирательства дел указаны в федеральных законах. Такие случаи касаются дел: о государственной, военной или коммерческой тайнах; о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста; о по- ловых преступлениях и др.

Принцип участия представителей народа в отправлении правосудия предполагает, что в рассмотрении судебных дел при условиях, установленных законом, могут участвовать народные, арбитражные и присяжные заседатели.

Принцип обеспечения пользования родным языком при осуществлении правосудия за- креплен в отечественном законодательстве с учетом национальных особенностей Российской Федерации. Суть этого принципа заключается в том, что судопроизводство в России должно вестись на русском языке, однако в республиках, входящих в состав РФ, может использоваться соответствующий государственный язык. Всем лицам, участвующим в рассмотрении дел и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается возможность поль- зоваться помощью переводчика.

Таковы система и содержание основ (принципов) правоохранительной и правоприменительной деятельности — принципов правосудия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: