СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Коммуникация — от лат. communicatio — сообщение, передача и от communicare — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать – объект исследования разных наук (от технических до гуманитарных).
Особое значение в общественной жизни имеет понятие социальной коммуникации, которое чаще всего трактуется как процесс взаимодействия между субъектами (индивидами, группами, организациями и т. п.) с целью передачи или обмена информацией.
Модель коммуникации по Г. Лассуэллу
Самое главное в социальной коммуникации — это передача информации. Однако зачастую действительная цель коммуникации заключается не в том, чтобы поделиться какими-либо сведениями, а в том, чтобы убедить другого человека в правоте своей позиции и (или) побудить его к какому-либо поступку. Так, например, устроена современная реклама.
В зависимости от цели выделяются следующие виды рекламы:
информационная;
увещевательная;
сравнительная;
напоминающая.
Ученые считают, что становление современного информационного общества (общество, в котором главную роль играют наука, знание и информация) стало результатом нескольких коммуникационных революций, которые изменили не только способы обработки и передачи информации, но и систему ценностей, уклад жизни людей, способ производства.
Революции в истории социальной коммуникации были связаны с появлением письменности, книгопечатания, электронных устройств.
Массовая коммуникация — процесс распространения информации с помощью технических средств на большие и рассредоточенные аудитории. Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:
1) наличием технических способов, которые обеспечивают регулярность, массовость, публичность сообщений;
2) социальной значимостью информации;
3) массовостью аудитории;
4) многоканальностью с возможностью выбора способа коммуникации.
Средства массовой коммуникации иначе называют медиа (от лат. media — средства, посредники). К ним относятся пресса, радио, телевидение, кино, фото, видео, интернет, компьютерные игры и др. Среди средств массовой коммуникации телевидение занимает лидирующие позиции. Современные социологические исследования демонстрируют явный приоритет телевидения в системе способов проведения свободного времени у представителей разных поколений.
Масштаб влияния медиа на все сферы жизни общества возрастает с каждым днём. Медиасфера развлекает, предоставляет информацию, обучает. В современном мире молодые люди проводят больше времени в медиапространстве (музыка, фильмы, видеоигры, общение в социальных сетях), чем в общении с семьёй и друзьями. Установлено, что в развитых странах мира потребление медиапродуктов подростками занимает до 10 часов в день. Медиасфера содержит множество рисков: сцены насилия в новостях, нарастающее давление со стороны культивируемых медиа стереотипов и идеалов красоты в индустрии моды и шоу-бизнеса, угрозы и оскорбления в социальных сетях, незаконная загрузка данных из интернета и др.
Международные исследования показывают, что отсутствие у человека навыков критического мышления и анализа медиасообщений может иметь губительные последствия. В современном мире важно быть медиаграмотным, что означает уметь:
- установить автора конкретного медиасообщения;
- осознать, каких мыслей или действий ждал от нас создатель медиасообщения;
- распознать предвзятость, дезинформацию и ложь;
- заметить, что местами история умышленно недосказана;
- сделать осознанный выбор и принять решение;
- создать и распространить собственные медиасообщения с соблюдением этических и правовых норм.